Генеральный директор Богучанского алюминиевого завода рассказал о вкладе компании в развитие поселка Таежный и всего Богучанского района, о том, как все начиналось, и о том, какие социальные проекты будут реализованы в ближайшие годы.
Евгений Рапацевич, генеральный директор БоАЗ
– Евгений Анатольевич, с момента получения первого металла на Богучанском алюминиевом заводе прошло пять лет. Как тогда, в самом начале, РУСАЛу удалось заманить в маленький поселок столько специалистов и запустить производство?
– С набором персонала была целая эпопея. Мы ездили в разные города присутствия компании – в Красноярск, Иркутск, Саяногорск, в другие города. Я бы так сказал, это были наши выездные гастроли с презентацией о том, каким будет новый завод. Мы показывали специальный проект в 3D-формате, чтобы люди могли наглядно представить себе картинку того, что их здесь ожидает. Многим было интересно, и они приехали. Поэтому запускали завод люди с КрАЗа, ИркАЗа, Саяногорского и Новокузнецкого алюминиевых заводов, с других предприятий РУСАЛа. Они же обучали людей в Таежном, в поселке Чунояр, в Богучанах.
Неправильно говорить, что мы кого-то заманивали. Заманить – это подразумевает действие, связанное с негативными последствиями: если заманил, то получил какую-то выгоду. Мы приглашали специалистов, и это было взаимовыгодное предложение. Мы привлекали людей заработной платой – у нас она выше, чем на других алюминиевых заводах. Привлекали предоставлением жилья. Плюс северный коэффициент и самый полный в стране соцпакет. А если говорить о Богучанском районе, о местных ребятах, то они пришли на завод уже позже. Но сейчас ситуация изменилась. Если поначалу было соотношение 70 на 30, из которых 30 процентов – местное население, то теперь уже 50 на 50.
– Сейчас, когда все рабочие процессы отлажены, когда выстроена работа с персоналом, завод больше не испытывает кадровый голод?
– Страна находится на пути развития. Мало кто замечает такие вещи, но качество жизни в целом становится лучше. У многих есть своя машина, квартира, компьютер. Двадцать лет назад об этом могли лишь мечтать, а теперь такое имеет практически каждый. Что я хотел этим сказать? Простые вещи. Всегда, когда происходит улучшение качества жизни, люди ищут место получше. Сейчас все предприятия, включая и нефтянку, и газовую отрасль, испытывают кадровый голод – нужду в тех специалистах, которых они себе хотят. Но мы это решаем.
БоАЗ – единственное предприятие в районе, которое может предложить работникам очень высокую зарплату даже по меркам всей нашей металлургической отрасли.
Плюс, повторю, достойный социальный пакет и служебное жилье. Поэтому критического кадрового голода мы не испытываем.
– Из тех, кто запускал завод пять лет назад, многие остались работать дальше?
– Осталось примерно 60 процентов (380 из 685 человек, которые прибыли в самом начале. – Прим. редакции). Это нормальный отток тех специалистов, которые пришли, исполнили свои обязательства перед компанией, перед заводом. Они с самого начала знали, что уйдут, и мы были к этому готовы. На место ушедших пришли новые люди. И сейчас на заводе работает уже полторы тысячи человек.
– Как у вас ведется подготовка местных кадров, которым, по сути, незачем уезжать из своего родного дома?
– Мы с самого начала работали с местными, тесно взаимодействовали с администрацией района. Сейчас мы и сами уже местные. Мы получили все необходимые разрешительные документы, лицензии на то, чтобы подготовку основных профессий проводить непосредственно здесь, на заводе. Металлургия для Богучанского района – новая история, поэтому здесь не было базы для обучения будущих металлургов. Поначалу приходилось готовить необходимые нам кадры на других заводах и учебных комбинатах – в Саяногорске, Красноярске, Иркутске, на Урале. Они обучались и возвращались сюда. Вообще, в Таежном понятия «местный» и «приезжий» сейчас сильно размыты. У нас есть немало примеров, когда приехавшие на завод ребята уже здесь обзаводились семьями. Их дети ходят в местные детсады и по праву считаются таежнинцами.
– Базовым местом проживания сотрудников алюминиевого завода выбран Таежный. Благодаря этому поселок получил «второе дыхание»…
– Завод стал градообразующим предприятием, когда еще только начинал строиться. Когда-то Таежный был исключительно поселком лесников. Но сейчас именно металлурги в большей степени определяют облик поселка и вектор его развития. Посмотрите на взаимоотношения завода со школами, с детскими садами. Или на инфраструктуру – все развивается. Появились новые парикмахерские, магазины, кафе, автомастерские, цветочные салоны, различные сервисы и услуги – и все это с приходом завода и с приездом новых людей.
Таким образом, улучшается качество жизни всего поселка.
– Создаваемая компанией инфраструктура – это же не только для работников завода, но и для всех жителей Таежного?
– Безусловно, мы строим не только дома для заводчан. Готовятся к сдаче и объекты социальной направленности абсолютно для всех жителей поселка. Мы их и начинали строить, чтобы впоследствии передать муниципалитету. Это два детских сада, школа, поликлиника. Благодаря грантам РУСАЛа в Богучанах появилась первая и единственная в районе экстрим-площадка, которая стала центром притяжения местной молодежи. Построены хоккейный корт, спортивная площадка, создана современнейшая библиотечная IT-система. Хотим сделать в Таежном современный парк отдыха. В проект уже вложены 4 миллиона рублей. На следующий год выделим еще 8 миллионов – чтобы начать стройку, вести ландшафтные работы. Мы выполняем все наши обязательства. Только в Таежном на «социалку» потрачено более 20 миллионов рублей. И более 100 миллионов вложено в целом в Богучанский район.
Возвращаясь к садикам… Почему сложно назвать сроки ввода в эксплуатацию тех объектов, которых все очень ждут? Потому что отношения застройщика и будущего хозяина развиваются небыстро. Вроде все понятно. Вот детский сад, открывайте, запускайте детей. Но тут же возникают вопросы – разрешение. Его просто так не получить, если не будет договоров обеспечения теплом, водой, электроэнергией. Процедура передачи объекта для ввода в эксплуатацию может занять до года. Ведь для администрации поселка это тоже большие затраты.
– Вклад завода – не только инфраструктурные объекты, о которых мы уже говорили. Это ведь еще и научные, культурные, спортивные мероприятия?
– Сейчас, конечно, пандемия спутала все карты, многие массовые мероприятия пришлось свернуть. Но если посмотреть в целом, за время присутствия компании в районе сделано немало в плане досуга. Мы регулярно радовали жителей района кинопоказами, развивающими мастер-классами, обучающими программами. Приглашали звезд российский эстрады на День металлурга, и это был праздник для всего района. Для ребятишек проводили олимпиады и фестивали науки. Участвовали в организации многих спортивных соревнований между командами и разных предприятий, и разных населенных пунктов.
Верю, что все это рано или поздно вернется в нашу жизнь, мы всегда готовы продолжать активную социальную деятельность и вовлекать в нее жителей всего района.
– Каким вы видите Таежный лет этак через десять? Здесь будет город-сад?
– Мы живем на севере. Трудно назвать его садом. Но палисадником я б его назвал – резным, красивым палисадником, как принято у нас в Сибири. С цветущей черемухой, рябиной, ранеткой. Вижу, что дороги у нас точно заасфальтированы. Ребятишек много, востребованы и детсады, и школы. Инфраструктура на высшем уровне – есть кинотеатр, физкультурно-оздоровительный комплекс... Нет, цирка с конями нет. Но кинотеатр нужен. Старый ДК требует очень больших вложений в реконструкцию. Я бы лучше новый построил, потому что этот уже не отвечает запросам растущего поселка.
Ведь если мы говорим про перспективу развития, то это уже даже не десять, а двадцать пять тысяч жителей.
– Одним поселком Таежным заводское «шефство» не ограничивается. Помощь оказывается и Карабуле, и Новохайскому, и вообще всему району...
– Развитие завода неотделимо от развития всего района, мы всегда поддерживали его и помогали. А сейчас особенно, в этой непростой ситуации с пандемией. И средства индивидуальной защиты закупали, и машину скорой помощи передали Таежнинской больнице, а в Богучанах, как известно, завершаем строительство медицинского центра для лечения внебольничной пневмонии. РУСАЛ выделил деньги на строительство и последующую закупку всего необходимого оборудования.
– Вы сами не первый год живете в Таежном. Чем он вам нравится и что, на ваш взгляд, нужно изменить?
– В принципе, меня все устраивает – то, куда и как мы идем, каких достигаем результатов. Конечно, не хватает хороших дорог. Но для человека что главное? Общение. А люди здесь прекрасные. Я бы даже больше сказал: не ожидал, что мы так быстро интегрируемся в район. Это случилось благодаря тому, что мы конструктивно решаем вопросы. А может, мне кажется, что все так быстро… Когда мы приехали в Таежный, дочка в первый класс пошла, а сейчас уже в десятый идет.
– Наверное, не все должен делать только завод. Свои силы должны приложить и депутаты, и администрация. Что-то могут сделать и сами жители. Согласны?
– Конечно, ресурсов у них не так много. Но без личной заинтересованности сложно добиться положительного результата. Если жители своими руками вложатся в благоустройство, они будут ценить этот труд в триста раз сильнее, чем то, что им дадут просто так. Поэтому да, команда единомышленников очень важна. Чтобы и мы понимали, в каком направлении нам двигаться, и жители ощущали перемены в своем родном поселке. А этих перемен будет еще немало. Садиками и школой наша социальная программа не заканчивается. Завод развивается, и район за счет этого тоже будет развиваться. Все самое интересное только впереди!