интервью

Сергей Красноусов: «Более 50% россиян были финансово беззащитны»

В Красноярском крае сегодня активно реализуется программа по развитию финансовой культуры. О работе Регионального центра финансовой грамотности, об обучении в нем, проектах и мероприятиях, дальнейших планах ДЕЛА.ru расспросили его руководителя Сергея Красноусова.

Сергей Красноусов, Красноярск

– Сергей Дмитриевич, скажите, кому принадлежит идея по созданию центра?

– В РФ есть Стратегия повышения финансовой грамотности на 2017–2023 годы. Регионы в своей деятельность руководствуются этим документом и самостоя­тельно принимают решение о тех мероприятиях, которые они готовы проводить у себя в регионе.

Между Красноярским краем и Министерством финансов РФ подписано соглашение о взаимодействии по данному направлению. В 2019 году министр финансов нашего края Владимир Бахарь выступил с инициативой о создании регионального центра финансовой грамотности на базе Красноярского краевого института повышения квалификации. Предложение было поддержано министром образо­вания Светланой Маковской и членами межведомственной рабочей группы по повышению финансовой грамотности населения в Красноярском.

Позже была разработана и принята подпрограмма «Повышение уровня финансовой грамотности населения» государственной программы «Управление государственными финансами Красноярского края». Цель подпрограммы – формирование у граждан разумного финансового поведения в принятии обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышение эффективности защиты их прав как потребителей финансовых услуг. В ней впервые было официальное упоминание о центре. Цель создания центра аналогична цели подпрограммы.

– Правильно понимаю, что центр продолжает работать, несмотря на пандемию?

– Да. У нас есть обязательства по реализации мероприятий подпрограммы, они связаны в том числе с повышением квалификаций педагогов, с проведением конкурсов, просветительских лекций, других активностей в рамках федеральных и региональных проектов. Используем дистанционный формат. С учетом нынешней ситуации с пандемией коронавируса и под влиянием других обстоятельств наша деятельность изменилась. У некоторых мероприятий были перенесены сроки реализации. Однако в целом мы следуем «Плану мероприятий по повышению финансовой грамотности населения в Красноярском крае на 2020 год» и Подпрограмме.

– Как сейчас проходит процесс обучения, пока ограничения по коронавирусной инфекции действуют?

– Если вы имеете в виду мероприятия для населения края, то мы активно используем платформу Zoom для проведения вебинаров, другие электронные ресурсы, которые позволяют выстроить взаимодействие на расстоянии. Если речь идет об обучении, используем систему дистанционных курсов Красноярского краевого института повышения квалификации.

– Какие темы в сфере финансовой культуры изучаются в вашем центре?

– Затрагивается большое количество тем. Например, изучается взаимодействие граждан с банковской системой. Приходя в банк, человек сталкивается с большим количеством предложений, из которых иногда трудно выбрать что-то подходящее. Кроме того, по данным краевой статистики, у нас сегодня 52 тысячи человек имеют брокерские счета. Тема актуальна, ведь люди перестают копить деньги с помощью вкладов и проявляют активность на биржах. Они пытаются заработать на рынке ценных бумаг, где одинаково велик риск как потерять, так и приумножить свои средства.

Тема бюджетирования, в частности, семейного бюджета, тоже рассматривается часто. С началом пандемии, по данным федеральных опросов, более 50% россиян были финансово беззащитны. Классическая схема ведения бюджета, то есть создания подушки безопасности на 3 или 6 месяцев, уже не работает. Период эпидемии показал, что рассчитывать средства стоит минимум на 1 год.

Еще одна актуальная тема – это распознавание схем мошенничества. Число такого вида преступлений за период пандемии, по данным МВД, увеличилось, особенно в части использования дистанционных технологий. Перечислять все темы, которые мы изучаем, можно бесконечно. Все они так или иначе касаются нашего «финансового поведения» в обычной жизни.

– Что обучающимся дается сложнее? И что они осваивают легче?

– Самые сложные темы – это как раз планирование и инвестирование. В чем трудность? Человеку всегда тяжело анализировать и продумывать свой бюджет. Осваивая финансовую грамотность, люди учатся применять математические расчеты, что не всегда легко удается сделать. В части инвестирования большинство сложностей связаны с риском и долгосрочностью вложений. Часто возникает вопрос, готов ли среднестатистический гражданин к этому? С появлением риска возникает трудная ситуация, где нужно обдуманно принять решение.

– Чтобы обучаться финансовой грамотности, любой желающий может обратиться в ваш центр?

– У нас есть несколько направлений деятельности. Одно из них – обучение педагогов. В этом случае мы говорим о последовательном образовательном процессе и выдаче соответствующих документов. Уже сами педагоги применяют эти знания в конкретной образовательной организации. С одной стороны, они знакомятся с содержанием тем по финансовой грамотности, с другой – с методикой организации образовательного процесса на месте. Такая схема работы общепринята в РФ.

У нас есть программы повышения квалификации (авторские или в рамках проектов с федеральными партнерами), которые позволяют слушателям в итоге препо­давать финансовую грамотность в саду, школе, детских летних лагерях, системе СПО, детских домах и интернатах. Почти все курсы повышения квалификации предполагают в качестве итоговой работы конкретный образовательный проект. Таким образом, мы можем говорить, что участвуем и в опосредованном обучении указанной целевой аудитории.

Наши партнеры по реализации мероприятия в регионе (Сибирский федеральный университет и Аграрный университет) проводят обучение студентов. В настоящий момент активно обсуждается и почти принято решение о включении в большинство образовательных стандартов высшей школы курса по финансовой грамотности.

В крае, в том числе в период пандемии, работает волонтерская просветительская площадка «Культура финансовой грамотности – людям», на мероприятия которой может прийти абсолютно каждый. Информация о ее работе размещается в группе Центра и на сайте Института.

Сегодня мы можем говорить, что Центр сотрудничает со всеми ключевыми участниками реализации Стратегии по финансовой грамотности, подпрограммы и регионального плана, в том числе Красноярским региональным методический центр по финансовой грамотности ФМЦ НИУ ВШЭ, Региональным центром Национального центра финансовой грамотности. Край сегодня включен во все ключевые активности по финансовой грамотности на всех уровнях.

– Как вы оцениваете обстановку с финансовой культурой в крае?

– Есть рейтинг регионов, где оценен уровень финансовой грамотности каждого. Если в прошлом году мы имели отметку «D», то в этом году продвинулись вперед и повысили уровень до «С». Лидеры по развитию финансовой культуры – это Калининград и Татарстан. Часть регионов еще до старта общефедерального проекта в пилотном режиме пробовали развивать это направление.

Для успешного повышения финансовой культуры важно, чтобы в образовательный процесс и другие мероприятия была вовлечена семья. В крае образовательный процесс по финансовой грамотности начинается с 5 лет по специальным программам в детских садах, и можно сказать, что не заканчивается, так как есть программы для всех категорий жителей. Школьники и студенты активно играют на рынках, занимаются инвестированием, создают свои продукты, подталкивая старшее поколение к этой деятельности.

Также мы призываем принимать участие в событиях центра коллег, которых обучаем. Часть коллег становятся экспертами для наших мероприятий, часть школ – базовыми для их проведения. Отмечу, что население все больше овладевает финансовой культурой. Это связано в том числе и со снижением ставок по банков­ским вкладам. Людям нужна альтернатива, а значит, и новые знания по теме финансов. 

– На что бы вы посоветовали обратить внимание как эксперт в сфере финансовой грамотности?

– Финансовая культура – это всегда дисциплина. Почему? Потому что бюджет можно вести, но в скором времени это может наскучить. Необходимо пробовать новое. Сегодня финансовые инструменты стремительно развиваются. Второе – это риски. Когда человек изучил базовые основы ведения бюджета и инвестирования, собирается применить полученные знания при покупке облигаций, он рискует. Третье – это наличие критического мышления. Например, мы часто можем увидеть объявления с текстом: «Обналичу материнский капитал…» Человек должен понимать, что это незаконная деятельность, за которую могут привлечь к уголовной ответственности.

– «Заметила, что центр участвует во множестве федеральных проектов. Как это влияет на его работу?

– Край всегда принимает участие в разных проектах, часто они касаются сферы образования. Мы продолжаем сотрудничество с Высшей школой экономики. Федеральные проекты помогают нам оставаться в «федеральной среде», представлять регион, обмениваться опытом. Несколько недель назад у меня было выступление по теме финансовой грамотности, где мы с коллегами обсуждали реализацию государственных программ и анализировали их работу. Так, мы пришли к мнению о том, что краевая программа – одна из лучших. Специалисты отмечают, что у нас есть четкое понимание и представление о том, что мы делаем и как. Среди других свойств – сама логичность, разумность и ясная структура.

– В ближайшее время центр планирует проводить какие-либо мероприятия?

– Лето – это довольно «расслабленный» период, поэтому мы активно готовимся к осеннему сезону. В июле мы подвели итоги одного из конкурсов по финансовой грамотности – регионального этапа Всероссийского конкурса эссе «75 лет Великой Победы», объявили победителей краевого этапа.

В летней период продолжается реализация федерального проекта «Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности» и «Школы вожатых финансовой грамот­ности» в рамках проекта Министерства финансов РФ и Международного банка реконструкции и развития «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

В начале августа Красноярский региональный методический центр по финансовой грамотности ФМЦ НИУ ВШЭ проведет повышение квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся» для педагогов края. В конце августа мы представим концепцию проведения Краевого семейного финансового фестиваля, который, вероятно, пройдет в онлайн-режиме. Хотим сделать его именно общекраевым, чтобы охватить аудиторию не только из городов, но и сел и деревень.

Наш регион с этой точки зрения уникален. Коллег всегда интересует опыт Красноярского края – территории, на которой смешаны разные географические местности. Некоторые регионы развивают финансовую культуру только в городах или только в селах, учитывая отдельную специфику. Наш – охватывает оба вида, что способствует более эффективной работе с населением.

© ДЕЛА.ru

 

новости

Древности Боготольского переулка Красноярска масштабно раскопают В Красноярске объявили закупку по поиску подрядчика для проведения больших археологических раскопок на Афонтовой горе. На научные исследования выделяют…

Дмитрий Герасимов: «Нельзя лечить только зубы: мы смотрим на здоровье человека в целом» Лечить зубы приходится всем. И у многих по-прежнему живо представление о том, что визит к стоматологу – это очень страшно и, скорее всего, больно…

Наталья Герасимова: «Лучшее, что взрослые могут сделать для детей, – это вкладываться в отношения с ними» Образование детей – в руках родителей, а при той скорости изменений, которые происходят сейчас, никакая школа мира не успеет дать все необходимое…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).