Как складывается финансовая ситуация в Красноярском крае, с какими результатами регион подошел к Новому году и каковы ожидания от 2020-го – планы, проекты, новые направления развития, рассказал заместитель председателя правительства – министр финансов края Владимир Бахарь.
Владимир Бахарь, заместитель председателя правительства – министр финансов
Красноярского края
– Владимир Викторович, в начале 2020 года, конечно, хочется поговорить о новых планах и задачах. Но сначала обсудим исполнение бюджета 2019 года.
– Говоря об исполнении краевого бюджета 2019 года, наш губернатор неоднократно отмечал, что это лучшее исполнение бюджета за последние 10 лет! Это действительно так. Исполнение бюджета в течение года было стабильным, что позволило выполнить все социальные обязательства и обеспечить своевременное финансирование запланированных расходов, включая проведение Универсиады.
Уже подведены предварительные итоги, и мы видим, что край благополучно завершил 2019 год.
Фактические поступления в бюджет в 2019 году составили около 285 млрд рублей, в том числе собственные доходы – 257,6 млрд рублей. Рост собственных доходов относительно прошлого года превысил 40 млрд рублей.
Особенностью 2019 года стал выход на бездефицитный бюджет. Впервые начиная с 2010 года краевой бюджет был исполнен без дефицита.
Превышение доходов над расходами составило более 30 млрд рублей.
Благодаря этому в 2019 году удалось существенно снизить госдолг: на 22 млрд рублей (или на 20%) и сформировать остатки средств на начало 2020 года. По состоянию на 1 января 2020 года размер госдолга – 82 млрд рублей, или менее 40% к собственным доходам.
– Что позволило краю выйти на такие хорошие результаты?
– К основным факторам, за счет которых произошел рост доходов, относятся рост цен на отдельные цветные металлы (в основном на палладий), формирование положительных курсовых разниц в результате изменения курса доллара, реализация инвестиционных проектов. Все это положительно отразилось на финансовых результатах крупных компаний, ориентированных на экспорт.
Безусловно, важной является роль губернатора края, его взаимодействие с федерацией и выстраивание эффективных взаимоотношений с крупнейшими налогоплательщиками.
Поступления также увеличились в результате более тесного межведомственного взаимодействия правительства края с федеральными органами и органами местного самоуправления.
– Теперь поговорим о бюджете 2020 года. Какие основные задачи он решает?
– Бюджет решает очень много социальных и инфраструктурных задач, связанных с развитием края.
Но приоритетной среди них является реализация национальных целей, обозначенных в 204-м Указе президента.
В рамках этого будут реализовываться региональные проекты.
Кроме того, по поручению губернатора края в бюджете сделан большой акцент на содействие устойчивому развитию территорий, в том числе в строительстве социальных объектов, а также за счет совершенствования системы межбюджетных отношений и передачи отдельных нормативов отчислений от доходов в местные бюджеты.
Так, увеличены нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов и городских округов: на 5% по налогу на прибыль организаций, это дополнительно к установленным 5%. Также в бюджеты муниципальных районов будет отчисляться 50% от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Данные изменения не только позволяют обеспечить источниками дополнительные расходы, но и повышают самостоятельность и заинтересованность территорий в увеличении собственных доходов.
И еще один важный момент. Раньше мы ставили задачу по снижению дефицита. Как я отметил, она успешно решена, и наш приоритет сменился новым направлением: снижение госдолга.
– На что в основном будут направлены средства бюджета в 2020 году?
– На реализацию нацпроектов в крае за три года будет направлено около 70 млрд рублей, в том числе в 2020 году – порядка 23,5 млрд рублей.
Также безусловным нашим приоритетом является выполнение всех социальных обязательств и гарантий, предусмотренных законодательством. В сферах образования и здравоохранения бюджет проиндексировал социально значимые расходы. Например, на 3,9% – публичные нормативные обязательства и расходы на питание в учреждениях, на 5,3% – расходы на коммунальные услуги.
Предусмотрены дополнительные средства на повышение зарплаты работников бюджетной сферы – около 6 млрд рублей. Они будут направлены на выполнение целевых показателей, установленных указами президента 2012 года, и на обеспечение повышения МРОТ с 1 января 2020 года. Также запланирована индексация зарплаты отдельных категорий работников бюджетной сферы с 1 октября 2020 года.
Увеличиваются расходы на поддержку отраслей экономики,
в том числе АПК, и на развитие дорожной инфраструктуры в крае.
Кроме того, решается ряд новых задач. Например, реновация парка воздушных судов, приобретение новых теплоходов взамен «А. Матросов» и «В. Чкалов», строительство автодорожного моста через Енисей в районе п. Высокогорский в Енисейском районе и другие.
В целом в ближайшие три года объем капитальных расходов составит около 80 млрд рублей.
– Какие новые социальные объекты начнут строиться в этом году?
– В трехлетнем бюджете заложены средства в сумме около 26 млрд рублей на строительство и разработку проектной документации для более чем 100 объектов. Это 45 учреждений образования, 13 объектов здравоохранения, 22 объекта спорта, 8 объектов жилищно-коммунального хозяйства, 7 автомобильных дорог.
При этом после проведения Универсиады в Красноярске строительство будет осуществляться не только в городе, но и в других территориях края.
Приведу несколько примеров. Планируется построить 19 детских садов, в том числе 9 в Красноярске и 10 в иных городах и районах края. До завершения 2022 года будет построено 18 школ.
В сфере здравоохранения продолжится строительство онкодиспансера в Красноярске, появятся родильный дом в Шарыпово, лечебно-диагностический корпус в Ирбейском, 2 поликлиники (в Идринском районе и в микрорайоне Покровском Красноярска), акушерский корпус в Енисейске.
За три года будет введено в эксплуатацию 15 спортивных объектов, в том числе биатлонный комплекс в Енисейском районе, стадион в поселке Абан, четыре физкультурно-спортивных центра (в Солонцах, Новоселове, Кодинске, Туруханске), два физкультурно-оздоровительных комплекса (в Сухобузимском и Боготоле), плавательный бассейн в Минусинске, крытый каток в Канске.
Предусмотрена разработка проектно-сметной документации еще на 7 спортивных объектов, 3 школы и здание для Красноярской мариинской женской гимназии. Завершится подготовка проектов многопрофильной детской больницы в Красноярске, поликлиник в Минусинске и в Свердловском районе Красноярска.
– Какие еще направления можно выделить в рамках поддержки территорий?
– В 2020 году почти 100 млрд рублей пойдет в территории по различным направлениям.
При этом расширяется господдержка не только в рамках строительства объектов, о которых я сказал. Растет объем предоставляемых из краевого бюджета целевых субсидий по отдельным направлениям. В 2020 году сумма финансирования составит более 18 млрд рублей, в том числе мероприятий, обозначенных губернатором края.
Например, около 4 млрд рублей будет направлено на содержание и ремонт муниципальных автодорог, более 500 млн рублей – на капремонт и реконструкцию объектов коммунальной инфраструктуры, около 100 млн – на устройство плоскостных спортивных сооружений.
Увеличен объем господдержки на ремонт сельских домов культуры в территориях: до 200 млн рублей ежегодно, а также на модернизацию муниципальных библиотек: до 174 млн рублей ежегодно.
В этом году увеличится объем финансирования госпрограммы «Содействие развитию местного самоуправления»
более чем на 700 млн рублей, из них 500 млн рублей будет направлено на реализацию мероприятий по благоустройству территорий, а около 150 млн рублей – на развитие налогового потенциала.
Расширяется география краевой программы поддержки местных инициатив. В 2020 году количество ее участников возрастет до 270 поселений в 22 муниципальных районах, а объем финансирования увеличится до 140 млн рублей. Напомню, программа направлена на благоустройство конкретного населенного пункта и учитывает желание населения участвовать в общественной жизни муниципалитетов.