Осенью прошлого года губернатор Красноярского края Александр Усс представил свою обновленную команду в правительстве региона. Одно из ключевых министерств – министерство экономики – возглавил пришедший из Законодательного собрания председатель комитета по бюджету Егор Васильев.
Но поменялась не только табличка на двери кабинета, само министерство также изменилось, добавив к своим функциям управление развитием территорий. Новые функции привели к новым задачам и вызовам внутри ведомства. О том, что уже сделано, каковы планы министерства и как они повлияют на экономику региона, рассказал Егор Васильев после 100-дневной работы на посту министра.
Выступление на VIII съезде депутатов Красноярского края 1 ноября 2017 года
Фото Андрея Бурмистрова
– Егор Евгеньевич, какие задачи вы ставили перед собой в ноябре прошлого года?
– Если говорить про задачи, то начинать надо не с осени 2018 года, а с лета 2017 года. В конце губернаторского периода Виктора Александровича Толоконского мы активно готовились к VIII съезду депутатов Красноярского края и выделяли две проблемы, достигшие очевидной актуальности на тот момент, – это отсутствие новых крупных инвестиционных проектов регионального развития и отсутствие системной политики развития городов и районов края.
– Вы выступали на этом съезде в качестве председателя комитета ЗС?
– Да, конечно. Но, что важнее, там выступил уже в качестве главы региона Александр Викторович Усс и в своей речи впервые поставил три основные задачи экономического спектра. А именно, что необходимо создать инвестиционный проект федерального уровня, систему развития местного бизнеса и эффективную инфраструктуру поддержки инвестиций. Термины «Енисейская Сибирь» и «Локальная экономика» появились позже, но на этой основе. Эти же задачи формируют теперь повестку министерства.
– Если говорить о первой части, какую повестку для вас формирует «Енисейская Сибирь»? В чем вообще необходимость создания объединенного инвестиционного проекта десятков компаний из трех регионов?
– На самом деле Сибирь и край всегда развивались крупными проектами под патронажем государства. Мы иногда забываем – всё то, что дает нам уверенность в финансовой самостоятельности края, создано общими усилиями нации. Собственно само покорение Сибири — первый такой проект. Вот и сейчас масштаб и стратегическая значимость предполагаемых к созданию производств делает невозможной их успешную реализацию без взаимосвязи между собой и с государственным управлением.
«Енисейская Сибирь» дает уверенность инвесторам в незыблемости позиции государства,
а государству – возможность стратегического управления развитием региона. Именно поэтому проект одобрен президентом и постоянно расширяется, привлекая новых инвесторов.
– Министерство экономики края курирует проект?
– Если говорить о распределении игроков в команде, то КИП – комплексный инвестиционный проект –реализуется правительством края в целом. Роль министерства заключается в общей координации, а также в формировании оптимальных решений, получении наибольшей эффективности для края как в экономическом, так и в социальном плане. Сегодня это большая рутинная работа, новый серьезный этап промышленного развития Сибири, в прохождении которого много трудностей, но есть хороший фундамент и глобальная задача. Это интересно.
– Теперь несколько слов о локальной экономике и, более того, развитии районов и городов края. Что здесь нового, неужели эта задача не ставилась раньше?
Представление проекта «Локальная экономика» на Губернаторском совете 25 декабря 2018 года
Фото Вадима Кофмана
– Если говорить о региональной политике, то пришлось столкнуться с практически полным отсутствием инструментов целенаправленного экономического развития территорий. Ключевое слово здесь – «целенаправленного». То есть, конечно, были и остаются субсидии для поддержки бизнеса в муниципалитетах, бюджетные инвестиции в инфраструктуру, однако характер их распределения не позволяет управлять процессом.
В прошлом году этой теме было посвящено два губернаторских совета.
На первом был представлено направление «локальная экономика». Новое направление меняет характер поддержки местного бизнеса – впервые был введен дифференцированный подход к районам с разными условиями и укрупнился размер поддержки. На втором губернаторском совете был представлен институт так называемых муниципальных комплексных проектов развития, которые обеспечивают создание бюджетной инфраструктуры в местах роста экономической активности.
Вместе с национальными проектами, которые позволили существенно увеличить средства на эти цели и более активно пойти в территории, мы планируем существенно продвинуться в направлении регионального развития. Текущий год в этом смысле ключевой. Сейчас активно идет работа над формированием нормативной базы. Проект «Локальная экономика» находится уже в принятой государственной программе, в настоящий момент мы работаем над новой редакцией закона об инвестиционной деятельности, там будут все обозначенные новации.
– Вы получаете какую-либо обратную связь от муниципальных образований?
– Обратите внимание – обсуждение этапов политики регионального развития происходило и происходит именно на заседаниях губернаторского совета, который состоит из глав территорий. С самого начала мы включили органы местного самоуправления в работу над предлагаемыми инструментами, причем в самом утилитарном смысле – на уровне предложений, возражений, разработки решений. Это если говорить о мнении управленцев.
Что же касается эффектов от этой работы на местах, одним из главных направлений нашей мысли сегодня является
разработка собственной системы мониторинга всего комплекса характерных показателей в разрезе муниципальных образований.
– Хотите собирать данные об изменении жизни в районах? Разве этого не делает статистика?
– Делает, но, к сожалению, федеральная статистика измеряет в таком разрезе ограниченный набор показателей и не чаще раза в год, к тому же со значительным опозданием. В современном динамичном мире это непозволительный дефицит оперативности. Нам же необходимо видеть картину в разрезе территорий края быстро и в самых различных аспектах. Это как панель приборов в кабине пилота – она нужна потому, что когда обстановка становится очевидной, для принятия решения уже может не хватить времени.
– Вы выделили три основных направления работы на старте. «Енисейская Сибирь», «Локальная экономика», а третье?
Фото Любови Катеренюк
– Навести порядок в хозяйстве. В разные периоды времени край активно участвовал в различных федеральных проектах по созданию организаций, которые формируют условия для бизнеса и помогают ему. Было потрачено много средств на КРИТБИ, Промышленный парк в Железногорске, Агентство развития бизнеса и прочее.
Однако постоянная смена управленческих команд, а порой и курирующих министерств, увлечение каждый раз новыми инициативами, да и просто изменение внешней конъюнктуры привели к тому, что весь комплекс созданных организаций должным образом не структурирован, хотя и пребывает в оптимальном рабочем состоянии.
Отдельные элементы, такие как Промпарк, нуждаются в доводке, где-то, как в КРИТБИ, необходим новый подход в управлении и даже корректировка концепции. Перед Агентством развития бизнеса стоит амбициознейшая задача – стать центром реализации национального проекта «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Только в 2019 году через него пройдет свыше 260 млн рублей. Вообще обилие разных организаций поддержки бизнеса, разной направленности и с разными требованиями для участников неумолимо
приводит нас к выводу о необходимости некоего общего координирующего звена.
– Будет создана еще одна организация по организации работы ранее созданных?
– Нет, роль сопровождающего по всем инструментам государственной поддержки возьмет на себя одна из имеющихся организаций. Но ее значение существенно возрастет. Идея в том, чтобы взаимодействие бизнеса с государственными сервисами сделать максимально простым и дружелюбным.
Должно быть одно место в Красноярске, куда можно прийти за любым государственным сервисом для бизнеса,
где квалифицированные специалисты направят в те элементы инфраструктуры, которые необходимы в каждом индивидуальном случае. Если у вас новое дело – будет представлен один перечень возможных услуг, если вы крупный инвестор – другой, если представитель локальной экономики – третий, разработали инновационное решение для производства – четвертый. И таким образом работа будет настроена в различных комбинациях и сочетаниях. Там же предполагаются специалисты по взаимодействию с федеральными институтами развития.
– Последний вопрос. 100 дней назад вы пришли в министерство. На чем сосредоточились в первую очередь?
– Первое в управлении – всегда формирование команды. В этом смысле мне повезло, у нас работает много настоящих, больших профессионалов, лучше которых экономику края, ее историю и географию не знает никто. Мы отчасти перегруппировались для более эффективного решения традиционных задач, пригласили несколько специалистов для решения новых и принялись за работу.
Дмитрий БОЛОТОВ