интервью /бизнес

Андрей Лопатин: «Клиента надо держать в темпе, в курсе и в тонусе»

Бизнес – это всегда большой узел проблем, который особенно туго затянут в России. Каким бы сведущим ни был руководитель компании, время от времени ему требуется деловая помощь, причем такая, которую не могут оказать даже самый профессиональный штатный юрист или бухгалтер.

Группа компаний «Правовая информатика» как бренд возникла в 2016 году, объединив  опыт в юридическом и бухгалтерском сопровождении, обучение в образовательном центре, а главное, услуги и ресурсы флагманской компании «КонсультантПлюс Илан», существующей на рынке Красноярска уже 25 лет.

ДЕЛА.ru поговорили с директором «Правовой информатики» Андреем Лопатиным о том, как меняются запросы клиентов, отношения коммерции и власти, а также о необходимых любому предпринимателю качествах и знаниях.

Андрей Лопатин
Андрей Лопатин, директор группы компаний «Правовая информатика»

– Андрей Александрович, в каких, на ваш взгляд, отношениях сегодня находятся бизнес и власть? Представители власти все время говорят, что всячески помогают бизнесу, но, по мнению многих предпринимателей, это война, и на линии фронта они вынуждены постоянно защищаться от «боевых атак».

– На мой взгляд, эти отношения больше напоминают игру в футбол. И задача каждой из команд – не сыграть вничью, а выиграть, урвать побольше. Власть оперирует в основном одним методом: издать законы построже. В свою очередь бизнес по минимуму действует в правовом поле, уходит от социальной ответственности.

Причина, думаю, в том, что отношениям предпринимателей и государства не хватает доверия, согласования интересов.

– С юридической точки зрения в чем должна заключаться эта общность интересов? Мне кажется, это такие правила игры, которые долго не меняются и понятны всем…

– Первый момент. Лет 300–500 назад было достаточно «общественного договора»: люди  просили государство обеспечивать  защиту от внешних врагов и развивать внутреннюю инфраструктуру , а за это исправно  платили налоги. Время прошло, потребности увеличились.

На сегодняшний день многие красноярцы уже побывали в Европе, Америке, Азии.  Они увидели другие отношения общества и власти, другие дороги, образование, социальную инфраструктуру. Затем, возвращаясь в Красноярск, они предъявляют местной власти требования сделать все так же, как у других. Честно говоря, думаю, что это не всегда справедливо, ведь надо развиваться исходя из своей истории, менталитета, ресурсов, а не бездумно копировать другие города  и страны.

Второй момент – это когда мы не заявляем «мировых стандартов» в требованиях к власти, а просто хотим, чтобы было «нормально». И вот это «нормально» очень размыто. Вот и получается, что если одна сторона ничего не делает, то и другая отвечает тем же: «Раз вы строите плохие, по моему мнению, дороги, я не буду платить налоги». То есть мяч перебрасывается с одной стороны поля на другую.

– Какова роль вашей команды в этом футбольном матче?

– Наша команда – это несколько поколений, объединенных идеей развития правового государства и гражданского общества. Так случилось, что и у нас, и у разработчиков систем «КонсультантПлюс» свой подход к делу:  необходимо постоянно развиваться, читать, изучать, создавать. «КонсультантПлюс» до сих пор  –  профессиональный правовой инстру­мент, необходимый каждой организации. Но, несмотря на внушительную историю в четверть века, не все умеют его правильно использовать.

В интернете появилось огромное количество сервисов, где вообще не нужно думать, просто сообщить о проблеме и получить готовый ответ.

Цифровые сервисы продолжают развиваться и претендуют на замену профессионалов. Исследований на этот счет достаточно. Профессии сильно трансформируются. Сейчас бухгалтеры платят за сервисы, где есть только один ответ (что само по себе немыслимо в России), а создатели таких сервисов используют деньги на создание систем, где уже нет юристов, бухгалтеров, кадровиков, и предлагают директору заменить людей на роботов.

Наблюдая эти трансформации, мы приняли решение диверсифицировать бизнес.

На основе «КонсультантПлюс» построили группу компаний с сильной IT‑составляющей, своим штатом юристов, кадровиков, финансистов, аудиторов. Мы оказываем профессиональное правовое сопровождение бизнеса и бюджетных организаций.

Наш принципиальный подход в том, что везде работают люди. Мы не готовы работать с роботами: люди выбирают людей. У Эйнштейна есть знаменитая фраза: «Опасаюсь, что обязательно наступит день, когда технологии превзойдут простое человеческое общение. Тогда мир получит поколение идиотов».

– То есть вы меняетесь, реагируя на поколенческие изменения.

– Ну конечно. Есть еще одна известная фраза: «Образование – более сильное оружие, чем регулярная армия». И сейчас становится все сложнее найти грамотных специалистов. 

Но самое интересное, что для бизнеса сегодня вызовов нет.

Нет кризисных явлений, которые подстегивали бы компании к развитию.

– А постоянно меняющиеся для предпринимателей законы – разве это не перманентный кризис? Многие компании разоряются, постоянно слышу такие истории…

– Не нужно бороться с государством. Нужно внимательно и честно посмотреть, кто работает у собственника внутри компании, и оценить квалификацию и профессионализм этих сотрудников. Мы наблюдаем в Красноярске такую картинку, что преданность работника собственнику зачастую важнее его профессионализма. Можно услышать: «Я вижу, что бухгалтер не совсем понимает, что делает, но она же хорошая».

– Должен ли аудит в компании быть на первом месте?

– Мы бы с радостью делали аудит для компаний, и «КонсультантПлюс» помогает установить обратную связь с директором. Но пока построить этот мостик не получается – директора отдают все на откуп своим специа­листам, которые лучше закажут нелепую услугу, например, какой-нибудь подбор и оценку персонала по гороскопу, потому что им так комфортнее.

– Что вообще актуально для бизнесменов и заставляет их обращаться за такими услугами, как ваши?

– Чаще всего директора компаний обращаются к юристам по рекомендациям своих знакомых по «сарафанному радио». В лучшем случае они узнают что-то об отношениях своего знакомого с этим профессионалом. И это никак не гарантирует того, что юрист, например, будет относиться так же к вам, что он компетентен в вашем вопросе.

В бизнесе у нас не так много людей, у которых есть понимание всех процессов.

В лучшем случае доходят до того, что нужна стратегия. Сходят на мастер-класс, сделают селфи, запостят в «Инстаграм», получат лайки. Какое это отношение имеет к бизнесу? Посмотрите, сколько времени люди, в том числе директора компаний, сидят в соцсетях, причем уровень проблем, которые там обсуждаются, убивает.  Похоже, что скоро утро у многих из них будет начинаться с вопроса, «какой галстук надеть», и пока 1000 комментаторов не выскажутся за красный, руководитель из дома не выйдет.

Директорам и собственникам компаний нужно научиться определять квалификацию своих специалистов, потому что им придется отвечать за ошибки, совершенные этими людьми. А эффект тут отсроченный: можно ошибиться сейчас, а проверка придет через два-три года.

Поскольку мы ведем деятельность на разных уровнях юридических, кадровых и бухгалтерских процессов, в компаниях мы, в первую очередь, работаем на директора, защищая его свободу, деньги и интересы.

– При недостатке компетенций у бизнеса есть государственный ресурс, которым многие пользуются.

– В этой сфере предпринимателям тоже не хватает знаний – при ведении торгов, например. Административно-политический ресурс никуда не денешь, но очень хочется, чтобы ситуация поменялась, и бизнес шел навстречу обществу по собственной воле.

Попробуйте посчитать, стоя в пробке, сколько стОят все автомобили в 100 метрах от вашего. Получится приличная цифра. Но если бы предприниматели, заработав свой первый миллион, думали о не о том, как купить ренджровер (при всем уважении к марке), а о том, как благоустроить свой двор, ситуация была бы иной… Это к вопросу о социальной ответственности бизнеса.

– Большинство юридических проблем российских предпринимателей – это проблемы с государством. Наверное, между собой коммерческие компании судятся реже?

– Когда бизнес идет в суд? Если есть откровенный обман или когда нужно «отжать». В крае нет отъема бизнеса, а есть глобальное желание урвать по-быстрому. Этому мешают власть или конкуренты.

Хочу пояснить, что делают юристы. Они должны квалифицировать жизненные обстоятельства;  зная норму права, убрать психологию из рассказа клиента и вывести проблему в юридическую плоскость. Чем лучше юрист, тем быстрее он справится с этим и тем точнее подведет дело под норму права.

Так вот, хорошему юристу в большинстве случаев понятна перспектива дела. Иногда это понятно и другой стороне, например, ясно, что суд вторая сторона проиграет. Очень мало в такой ситуации людей договариваются и не идут в суд.  Не обращали внимания, что у нас у многих юристов нет даже прайсов на досудебное урегулирование спора? Они об этом не думают и не умеют этим заниматься. То ли дело сходить в арбитраж, получить деньги за понятную, хоть и пустую работу. Тут нам до американцев с их медиацией как до луны.

– Что нужно сделать, чтобы бизнесу хотелось вкладывать деньги здесь? У людей в голове американские или европейские модели, но в наших реалиях все складывается иначе…

– У любой территории должны быть внешние или внутренние ресурсы. Молодому поколению предпринимателей слово «Красноярск» не говорит ни о чем. Мы должны продуцировать такие вещи, которые не завязаны на ресурсы, лес, нефть; необходимо вкладывать в интеллектуальную составляющую. Вот смотрите: выпускники юрфака КГУ в свое время были определенным брендом, в московские конторы их брали без проблем. Из моей группы по международному праву в Красноярске осталось человек шесть – все остальные работают по всему миру, потому что наше отделение сравнительного правоведения ЮИ СФУ – это бренд.

Нам нужна какая-то площадка, не завязанная на производство, которая могла бы определять политические, образовательные, культурные тенденции, транспонировать их на другие регионы. Быть может, в формате клуба.

Интеллектуальный продукт – это безумно недооцененная штука.

– Какое место занимает на рынке Красноярска ваша компания? Выгодно ли оказывать такие услуги?

Мы хороши тем, что предлагаем разные услуги разным компаниям. Если у вас стартап, мы не будем продавать вам «КонсультантПлюс», а предложим аутсорсинг юридических и/или бухгалтерских услуг. Если у вас есть произ­водство, то нужны и система, и журналы, и семинары, и например, налоговый консультант.

В закупках мы консультируем компании на этапе подачи заявок, помогаем защищать свою позицию в УФАС и арбитраже – вектор, таким образом, смещается от продукта к консалтингу.

Мы не навязываем свои услуги, а позволяем клиенту выбирать их для своей стадии развития бизнеса.

– А как у вас в компании с ценовой политикой? Не дешевле держать в штате своих юристов и бухгалтеров?

 – Деньги – это не показатель эффективности работы юриста. К примеру, получить судебное решение и получить деньги по судебному решению – это большая разница. Если мерить деньгами, я даже не буду драться на этом поле. Конечно, можно найти юриста и дешевле и подписать с ним договор на коленке у здания суда, а потом проиграть дело и выслушать его объяснение, что судье заплатили.

Интервью

С точки зрения бизнеса в юриспруденции мы недорогие, но при этом мы качественные. Потому что понимаем, что в любом процессе надо сочетать психологию и право.  За счет опыта работы мы понимаем больше других, сочетая IT-возможности и знания в предметных областях. При этом для нас важно понимание справедливости заявленных требований. Мы не занимаемся юридическими процессами, чтобы нажиться, а пытаемся восстановить нарушенные права.

– Если сформулировать все, что вы делаете, в слогане, каким он будет?

– Наверное, таким: помогаем профессионалам принимать лучшие решения в сложившихся обстоятельствах. Помогаем увидеть все возможные решения и сделать свой осознанный выбор.

– Каким может быть горизонт планирования у предпринимателя, который не уверен, что еще придумает государство?

– Я не вижу резких изменений в законодательстве. К примеру, Центробанк разработал проект о блокировке счетов в декабре 2015 года, и мы предупредили наших клиентов об этом, сказали, что нужно пересмотреть процессы. В мае 2017 года мы еще раз анонсировали своим клиентам эти изменения, которые вступили в силу в июле 2017 года. Волна проблем поднялась зимой – весной 2018-го. О какой неожиданности может идти речь? Люди просто не выполнили качественно свою работу, не предусмотрели изменения финансовых потоков и их перераспределение.

– То есть это проблема бизнесмена.

–  Именно. Ему и его юристу некогда открыть «КонсультантПлюс», они не могут найти 5 минут времени, чтобы включить проблему в горизонт планирования. Постоянно сталкиваюсь с ситуациями, которые происходят с бизнесменами из-за их безалаберности в юридических процессах.

Вот, к примеру, новая фишка: люди получают исполнительные листы, и деньги инкассово списываются со счетов. Мы отмотали ситуацию и выяснили, что это левые документы, которые производят левые люди, иногда им помогают представители судебной системы. Отправленные таким образом деньги уже не вернуть. Можно ли предотвратить такую ситуацию? Конечно. Следи, сколько денег у тебя на счету, поставь своего юриста мониторить сайты судов – все это есть в интернете!

Вообще сейчас трудно скрыть какую-либо информацию, например, по зарплатам в компании. Вопрос – кто и как будет все это использовать.

– Я так понимаю, что на вашем рынке идет некий процесс трансформации. К чему он должен прийти с точки зрения клиентов? Какова идеальная модель в вашей голове: к примеру, клиент звонит вам или пишет в интернете и …

– Понимая специфику юридической и бухгалтерской проблематики, я не сторонник «пишет в интернете». В нашей сфере вопросы носят, можно сказать, интимный характер. Поэтому нам можно позвонить на горячую линию с просьбой о консультации. Если вы пока не сопровождаемый клиент, мы предоставим консультацию и передадим ваши данные в коммерческий отдел, для того чтобы работать по каким-то услугам. Все бесплатным не бывает, все это понимают. Клиентам, с которыми у нас заключен договор, мы оказываем услуги в рамках договора. Я против «холодных прозвонов» и считаю, что наши конкуренты, которые этим занимаются, убивают бренд «КонсультантПлюс».

Сама консультация – это либо личный прием, либо разговор по телефону и отправка документов по почте.

Мы предоставляем информацию к размышлению, а дальше вы можете либо обратиться к своим юристам, либо дать задание нашим. Заключаем договор и выполняем работу. Кстати, мы начали формировать свой реестр специалистов, которых можем рекомендовать. Пока консультирование – это главная статья наших доходов.

– Удается ли группе компаний «Правовая информатика» удерживать клиентов?

– На стратегическом уровне, чтобы бизнес существовал, надо держать клиента в темпе, в курсе и в тонусе. «В темпе» означает, что мы даем обзор его проблемы во времени. «В курсе» – предоставляем достоверную информацию об изменениях в законодательстве, «в тонусе» – обучаем и развиваем профессионалов своего дела.

Схема принятия решения у юристов и бухгалтеров такова (и другой я не знаю): обратиться к своему опыту либо к базе знаний.

Но обращаясь к своему опыту, не имея базы, всегда рискуешь совершить ошибку. А обращаясь к базе знаний, формируешь новый опыт. «КонсультантПлюс» как раз такая база знаний, которая проанализирована и структурирована уже за вас. И всегда поможет найти решение. А когда вы к ней обращаетесь, то тем самым улучшаете свой опыт, вкладываетесь в свой профессионализм, повышаете свою стоимость на рынке труда.

ДЕЛА.ru

© ДЕЛА.ru

 

ещё материалы на Dela.ru

Александр Ананьев: На жителях края рост тарифов на воду не отразится

Александр АнаньевО подробностях повышения тарифов на водоснабжение и водоотведение в крае ДЕЛА.ru рассказал первый заместитель министра …

Александр Глисков: Каждый голос за ЛДПР – это ответ чиновникам на их «пенсионную реформу»!

Александр ГлисковВ ближайшее воскресенье красноярцы будут голо­совать за новых депутатов горсовета. От выбора горо­жан будут зависеть пять ближайших лет …



новости

В Красноярске обсудили экологические итоги года

В Красноярске обсудили экологические итоги годаПромышленные компании края, общественники и представители власти подвели итоги работы по охране окружающей среды на конференции …

Дмитрий Львов: «Мы продаем автомобили, в которых клиент может быть уверен»

Дмитрий ЛьвовПокупка автомобиля на вторичном рынке чаще всего по-прежнему сопряжена с риском. В этой ситуации стоит обратиться к официальному дилеру и …

Владимир Потанин: Бизнес начинается с красивой задумки

Владимир ПотанинДля сохранения лидирующих позиций «Норникеля» ставку нужно делать на развитие передовых технологий …

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

⬇ Подпишись и читай нас в соцсетях ⬇ X
Нажми на кнопку  ►► ◄◄
Нажми на кнопку  ►►