В сентябре главой Норильска стал Ринат Ахметчин. Выступая на церемонии инаугурации, новый руководитель рассказал, что видит своей целью укрепление социально-экономического потенциала города и качественное улучшение жизни норильчан. Что удалось сделать за три месяца и каковы планы на 2018 год, мэр рассказал в предновогоднем интервью.
– Ринат Вячеславович, вы были избраны главой города фактически под конец года. Что нужно успеть сделать за оставшиеся дни 2017–го, какие первоочередные задачи стоят перед администрацией Норильска?
– Есть две очень важные задачи. Первую мы уже выполнили – защитили и утвердили бюджет города на 2018 год, согласовав его со всеми инстанциями. Вторая задача связана с тем обстоятельством, что большинство работ по коммунальному хозяйству сдаются в конце года, и сейчас по ряду объектов за девять месяцев соотношение «план–факт» складывается не в нашу пользу.
Торопятся все, но нам надо правильно принять объемы выполненных работ. С одной стороны, хочется все успеть, все подписать, заплатить деньги, выполняя бюджет. А с другой – работы надо принимать качественно, не допуская брака и недоделок. Если организации не выполнили объемы либо же выполнили их с ненадлежащим качеством, то принимать их нельзя.
Такая позиция ударит, конечно, и по администрации, ведь так мы фиксируем неисполнение по определенным статьям бюджета.
Но такой подход я считаю куда более правильным и объективным, нежели принять все оптом «под честное слово», а потом видеть недовольство потребителя результатом и принимать претензии от горожан.
Поэтому я считаю, что лучше меньше, да лучше.
– Состоялись публичные слушания по бюджету, на которых вам задали такой вопрос: что будет дальше с объектами, где не успели провести какие–либо работы? Будут ли средства для этого предусмотрены в бюджете 2018 года?
– При формировании бюджета, который, замечу, верстался далеко не в последние дни этого года, не было учтено дополнительное финансирование. Однако это не означает, что запланированное в этом году останется невыполненным. Корректировка бюджета происходит в течение всего года, поэтому в любом случае средства, которые появятся в результате экономии по другим статьям наших расходов, мы направим именно на завершение объектов 2017 года.
– После выборов в городской совет изменилась структура власти, как исполнительной, так и представительной. Говорят, что у такого разделения есть свои плюсы и минусы, что бы вы отнесли к ним?
– Лично я не работал при какой–то иной структуре государственной власти. Вся моя сознательная жизнь прошла с полным пониманием – есть власть законодательная, а есть исполнительная, есть горсовет и есть глава города, руководитель администрации. Одна ветвь определяет, что нужно делать, другая – исполняет. И лучшей системы пока не придумано.
– А как бы вам хотелось выстраивать эти отношения?
– У нас должна быть команда, стремящаяся к достижению единой цели. В то же время необходимо не только разделение локальных задач с постоянным контролем исполнения принятого, но и взаимодействие.
Например, бюджет формируем мы, администрация города, однако депутаты ближе к народу. Чаще и напрямую общаясь с населением, они хорошо понимают его нужды и должны лучше знать, на какие проекты стоит обратить большее внимание, а на какие меньшее, снижая таким образом возможные ошибки при планировании.
Работать надо теснее, активнее, такой бюджет легче принимается, исполняется и контролируется.
Сейчас депутаты критикуют нас за неполное исполнение бюджета, это конструктивная, полезная критика. И мы должны менять эту ситуацию совместно с городским советом.
– Как изменить ситуацию? Заступив на должность, вы сразу же обратили внимание на позднее заключение контрактов.
– Да, на это я указал еще и представительной власти. Если процесс контролируется в течение всего года, отчего накопилось неисполнение, где поквартальный контроль? Поэтому и предложил – в следующем году составляем квартальный график, а при необходимости и ежемесячный. Так проще уложиться в сроки. В законе расписаны все этапы и процедуры закупок, что должно контролироваться и депутатским корпусом в том числе. И работа должна начинаться сразу, без раскачки.
Уже к 1 мая мы должны выйти на заключение договоров по летним работам.
При таком подходе подрядчикам будут понятны перспективы и порядок действий – еще до начала навигации они могут начать заниматься вопросами подготовки завоза материалов, подбором персонала, техники и так далее.
Второй момент, который требует проработки, – финансирование. Связано это с тем, что строительно–ремонтный период на нашей широте короток, порой выделенные для ремонта средства мы не успеваем освоить, как говорится, по фактической погоде. И деньги есть, и фронт работ есть, но нет необходимого количества подрядчиков на территории. В этом случае нужно искать золотую середину, понимая, что за северное лето мы сможем сделать ограниченные объемы работ, при этом качественно и в срок. Другими словами, планы строить необходимо, исходя из реальных производственных возможностей. Лучше заложить в бюджет меньше денег по статье, но обязательно выполнить намеченное. Это очень важно.
– Говоря о новых задачах и подходах, планируете ли вы как-то менять саму структуру администрации?
– Структуру выстраивали до меня, модифицируя ее все эти годы. Названия и формы менялись, но суть остается прежней. Для корректировок определенного функционала требуется изменение законов, положений, инструкций и прочего. Раздувать аппарат я не собираюсь, но и бессмысленных, ради показной галочки, сокращений не приемлю.
Как известно, существует определенная закономерность – приходит новый руководитель, ему что–то не нравится, и он перекраивает структуру. Меняет людей, сокращает, потом набирает новых и учит их заново. Затем проходит год, и он понимает, что накроил с ошибками, возвращается к прежней структуре. Я против таких метаний. Определенные корректировки, конечно, нужны и будут, но не более. Соответствующий опыт работы с персоналом у меня достаточный.
– Город всегда тесно сотрудничал с градообразующим предприятием, где вы совсем недавно работали. Как видите дальнейшую работу с компанией?
– Совсем недавно мне довелось принять участие в федеральной учебной программе по развитию малых и моногородов, которая проходила в Сколково. В ней приняли участие представители более чем 300 городов нашей страны. Так вот, результаты нашего сотрудничества с «Норникелем» стали предметом зависти большинства. Таких регионов и городов, где градообразующее предприятие точно знает, что нужно делать на территории, хочет это делать и делает, наберется не больше пяти процентов от общего числа.
Мы с компанией делаем одно дело. Половина жителей работает в «Норникеле», другая половина – в бюджетных организациях, мы как были единым целым, так и останемся на долгие годы.
– У горожан много вопросов по поводу жилфонда – дома в городе «преклонного возраста», некоторые в аварийном состоянии. Что думаете делать?
– Есть глобальный вопрос, который для меня принципиален, – это строительство жилья. У нас очень много аварийного жилфонда. Строительство уже много лет не ведется, людей переселять некуда, а постоянно тратить деньги на ремонт квартир в аварийном жилье – решение неправильное. Необходимо строить или ремонтировать дома по-новому, как на Ленинском проспекте, 10, Кирова, 1 или Богдана Хмельницкого, 1. Да, средства потребуются большие, ведь в Норильске себестоимость квадратного метра приближается к московской.
Самостоятельно, лишь за счет городского бюджета, мы не сможем решить эту задачу, нужно искать варианты и формы партнерства.
Председатель Законодательного собрания края Дмитрий Свиридов во время рабочей поездки поручил нам рассчитать стоимость разных вариантов – строительства, реконструкции или реновации. Прозвучит, возможно, как фантастика, но я ставлю перед собой цель на 65–летие города подписать четырехстороннее соглашение между федеральными центром, краевыми властями, «Норникелем» и администрацией города о строительстве нового жилья в Норильске с 2019 года.
– Какие еще инфраструктурные проекты будут реализованы в ближайшее время?
– Прежде всего это строительство нового парка возле озера Долгое, создание новой территории отдыха для горожан. Уже многое сделано, в этом году там впервые организована главная новогодняя площадка Норильска. Кроме того, мы ведем активный диалог с руководством НИИ Крайнего Севера, рассчитываем, что они займутся озеленением парка, такие технологии для Крайнего Севера имеются.
Нужно сделать так, чтобы вокруг озера было зелено. Многие из нас помнят, что когда-то там был пляж, где мы купались, отдыхали. А само озеро хорошо бы освободить от мусора. Биологической очисткой готов заняться тот же институт Крайнего Севера, такие договоренности уже есть. В общем, произведем экспериментальную посадку растений, а на следующий год посмотрим, оценим. Если приживутся в нашем климате – работа будет продолжена.
Считайте, что у меня есть мечта – голубое озеро, а по берегам – зеленые деревья.
– В этом году уже была проведена большая работа по реконструкции взлетной полосы аэропорта, как будем действовать в 2018–м?
– Мы провели заседание штаба по реконструкции ВПП, куда были приглашены представители «Норникеля», авиакомпании NordStar, аэропорта «Норильск», администрации Дудинки и представители речного пассажирского транспорта. Обсудили программу летних авиаперелетов с использованием больших самолетов – существенных ограничений по пассажирским перевозкам вводить не планируется.
Так как взлетная полоса все-таки будет работать не на всю длину, самолет вместо 170 пассажиров будет брать на борт 150, будут ограничения и по провозу багажа, ровно такие же, как были летом этого года. Рейс на Москву будет выполняться с посадкой на дозаправку в Новом Уренгое, без высадки пассажиров. Обратный полет будет прямым, без дозаправки.
Насколько нам известно, авиакомпания S7 планирует осуществлять прямые рейсы в Новосибирск после решения организационных вопросов. А рейсы на Москву и в краевую столицу будет выполнять NordStar – три рейса в Москву, два в Красноярск.
Самый сложный период будущего лета – с 20 июня по 7 июля, когда будут ограничения по количеству рейсов. Это необходимо для монтажа особо важного оборудования непосредственно на взлетной полосе, в этот период частота полетов составит 1–2 рейса в день.
Планируется, что особый регламент в аэропорту завершится 22 сентября.
– Вопрос о строительстве перинатального центра. Как там обстоят дела, какова ваша оценка по большому счету?
– В ответ на поручение губернатора края дать реалистичные сроки достройки этого объекта мы обозначили их как сентябрь – октябрь 2018 года. По моему мнению, не нужно торопиться, суетиться и бросаться на объект с шашками наголо. Будем спокойно, качественно достраивать. С нашей стороны, как и со стороны «Норникеля», содействие в строительстве оказывается во всем, помогаем чем только можно – людьми, техникой, материалами. Но самый сложный вопрос – финансовый, который не зависит от нашей территории. Если финансирование будет налажено, то в сентябре объект будет сдан.
– Давайте поговорим о городской елке. В этом году было принято решение о переносе места главного символа Нового года. В связи с чем это было сделано?
– Мы ставим елку там, где строится отличный парк, создаем традицию. Сделаем дорожки, поставим скамейки, проведем освещение. Есть в планах и вариант использования недостроенной девятиэтажки в этом районе – хотим сделать там большой ресторан с хорошими видовыми характеристиками, на несколько этажей, со столиками на улице летом. Ведем переговоры с предпринимателями. Есть идеи и по использованию земляной горы в районе парка – возможно, сделаем из нее всесезонный вариант для скейтбордистов летом и любителей сноуборда зимой.
– В следующем году Норильск отметит 65-летний юбилей. Как будем праздновать?
– Мы для себя решили, что весь 2018 год будет годом 65-летия города.
Создан совместный с «Норникелем» комитет по подготовке к празднованию, определены основные этапы, праздничные площадки, массовые мероприятия. Главный праздник будет длиться, как и принято у нас, три дня – 13, 14 и 15 июля. Но и в течение года будут происходить различные события, конкурсы, концерты и ярмарки. Однако давайте сохраним интригу и обо всех подробностях расскажем чуть позже.
– Скажите, Ринат Вячеславович, вы оптимист или пессимист?
– Я, конечно, оптимист и стараюсь всегда быть таковым. Для оптимизма нужен результат, и я предпочитаю запланировать поменьше, чтобы потом всегда перевыполнять заявленное с качественным результатом. Планировать больше, чтобы не выполнять и постоянно испытывать неудовлетворение от работы – такое не по мне.
– Вы коренной норильчанин, прошли путь от слесаря до главы города...
– Это уже четвертое направление деятельности, которое кардинально поменяло все в моей жизни. Первую рабочую десятилетку заняла «подземка». Я работал на руднике «Таймырский» – слесарем, мастером, механиком, начальником участка. Окончил институт, в котором мы учились вместе с женой, потом – университет. С женой мы вместе уже тридцать два года. Потом мне предложили работать в блоке кадровой политики, это еще десять лет трудового стажа. Ну и последние десять лет я занимался промышленным транспортом.
– У вас двое взрослых сыновей. Как они, пошли по вашим стопам?
– Я всю жизнь мечтал видеть рядом дочку Машеньку, а получил двух пацанов, сейчас им 32 и 22 года. Младший учится в нашем НИИ, хочу сделать из него инженера–обогатителя. Старший работает в столице, совершенствуется в области частно–государственного партнерства.
– Какие у вас есть новогодние традиции?
– Новый год – это семейный праздник. Несмотря на все трудности и расстояния, мы всегда стараемся собраться всей семьей, с друзьями. Как говорится, как Новый год встретишь, так его и проведешь.
Татьяна ГЛЕБОВА, «Заполярная правда»