интервью

Андрей Шишковский: «Мы за долгую и серьезную связь»

В условиях высокой конкуренции и стремительных изменений на телекоммуникационном рынке стратегия компаний «большой четверки» представляет особый интерес. О том, что сегодня в тренде, об ожиданиях и прогнозах ДЕЛА.ru поговорили с директором Сибирского филиала ПАО «МегаФон» Андреем Шишковским.

Андрей Шишковский
Андрей Шишковский, директор Сибирского филиала ПАО «МегаФон»

– Андрей Юрьевич, за последние 10 лет в телекоме произошло много бурных событий. Мы все пережили эти революции. Какие из них были для вас наиболее интересны?

– Действительно, в сравнении с 2006 годом, когда я пришел в компанию, все поменялось кардинальным образом. Сейчас телефон нужен не только для того, чтобы звонить и писать смс: он одновременно и кошелек, и такси, и телевизор, и навигатор, и книга. В нашей жизни появились соцсети
и мессенджеры, которые вошли в нее так прочно, что начали менять и нас – традиционных операторов, и вас – традиционные медиа. 

Каждый день появляются новые приложения, которые способны кардинально перестроить картину мира.

Еще год назад Telegram, к примеру, был нишевой историей, а сегодня каналы этого сервиса набирают ежемесячно по 10 тысяч подписчиков. Мир сильно изменился и продолжает меняться с максимальной быстротой, я ощущаю это как потребитель телеком-услуг и как менеджер.

– Компания успевает за этими изменениями?

–«МегаФон» еще в 2007 году сделал ставку на передачу данных и первым в России запустил 3G. На тот момент это был определенный риск. Да, уже появился первый iPhone, но до массового проникновения смартфонов было еще далеко, к новой связи люди подключались в основном через модемы. Тогда некоторым казалось, что 5 Мбит/с – это очень много, что такие скорости никому не нужны. Сегодня практически у каждого гаджет в кармане, а мы уже тестируем 5G. И можем точно сказать, что наша стратегия себя оправдала.

Несмотря на то, что практически во все регионы Сибири «МегаФон» заходил третьим и даже четвертым оператором, мы первыми предлагали принципиально новые технологии, принципиально новое качество связи. В Красноярске мы впервые запустили LTE – в конце 2012 года, а в 2016 – LTE-Advanced. И это технологическое преимущество помогло и помогает нам занимать лидирующие позиции на рынке. Очень важно вовремя сделать ставку на нужный продукт.

– А на что нужно ставить сейчас, чтобы через 5 лет ответить на запросы рынка?

– Драйвером роста для всех рынков – и массового, и корпоративного, – есть и будет передача данных. Все мы «подсели» на data-трафик. Я даже на собственном примере могу сказать, что совсем недавно мне хватало 5 Гб на месяц, а сейчас мое потребление выросло до 12 Гб, потому что тяжелеет контент, и все больше задач я решаю с помощью телефона.

Общество движется в сторону единой цифровой экосистемы, где основную роль играет качественный и быстрый интернет.

С запуском 5G появятся принципиально новые услуги, которые с предыдущими поколениями связи просто не были возможны. Важным вектором развития станет интернет вещей. Не за горами то время, когда автомобили будут ездить без участия человека. Интересных разработок в области IoT (Internet of things. – Прим. ред.) много, и нам нужно для этого развивать сети, чтобы была скорость в несколько Гбит/сек и максимально быстрый отклик.

– Если честно, все это кажется очень отдаленной от наших российских реалий перспективой…

– Зря вы так думаете. Интернет вещей – это вполне себе сегодняшний день. Мы уже сейчас внедряем такие решения бизнеса в Сибири. МРСК, например, с помощью наших технологий machine-to-machine управляет своей сетью. Это целая система удаленного управления и мониторинга, которая позволяет дистанционно вести учет электроэнергии, контролировать состояние технологических систем и так далее.

Причем IoT доступен не только крупным компаниям: даже небольшие компании в Красноярске контролируют с помощью решений «МегаФона» свой автопарк, оптимизируют логистику своих сотрудников.

И в целом мы видим, что роль сотового оператора для бизнеса сейчас кардинально поменялась.

Раньше это была просто корпоративная связь – часть соцпакета для персонала, «расходная часть». Сейчас мы стали активным участником бизнес-процессов компании, который помогает увеличить доходы, сократить издержки.

Телекому поручают такие задачи, как контроль за имуществом, мониторинг рынка, оценка эффективности персонала, запуск рекламных кампаний. Мы можем настроить почтовый сервис в связке с информационной безопасностью, умеем анализировать большие данные, чтобы решить, например, где лучше открыть магазин, и многое другое. Сотовый оператор стал для бизнеса полноценным экспертом и партнером.

Андрей Шишковский

– А для клиентов массового рынка ваши подходы тоже меняются?

– Конечно, а иначе невозможно работать на этом абсолютно перенасы­щенном рынке. Проникновение связи в России сейчас составляет 180%, это значит, что почти у всех абонентов уже по две sim-карты. При этом стоимость связи в нашей стране – одна из самых низких в мире. И я считаю, что в такой ситуации демпинговать и раздавать «симки», которые выкинут через месяц, – значит топить себя и всю отрасль. Идя таким путем, мы не сможем инвестировать в новые технологии, а «МегаФон» ежегодно инвестирует десятки миллиардов рублей в сеть.

Поэтому наше отношение к клиенту – это не «мимолетное увлечение». Мы за долгую и серьезную связь.

А для этого надо чувствовать и понимать потребности наших абонентов и предлагать то, что им действительно нужно. «МегаФон» этому научился. Например, новая тарифная линейка «Включайся» разработана с помощью Big Data. В ней мы поставили в центр тарифообразования не минуты и гигабайты, а профили потребления – «слушать музыку», «общаться в соцсетях и мессенджерах», «смотреть видео», – и не прогадали.

– Это повлияло на лояльность клиентов?

– Вся линейка продается даже лучше, чем мы планировали. Будущее именно за такими тарифами, которые можно тонко настраивать под себя. А еще для выстраивания долгосрочных отношений с абонентами очень важно давать им не просто хорошую связь, но и дополнительные ценности. Создавать для них такое «облако возможностей».

Сейчас у нас есть банковская карта «МегаФон», есть сервис «МегаФон ТВ», которыми наши абоненты могут пользоваться бесплатно. В этой экосистеме будут появляться все новые продукты, такие как Life Control – система «умного дома», которая позволяет дистанционно управлять основными системами жизнеобеспечения и безопасности в квартире.

Я знаю одного известного в Красноярске медиадеятеля, который отказался перейти к другому оператору, потому что очень любит «МегаФон ТВ». Так что эта стратегия себя действительно оправдывает, мы видим, что наши клиенты готовы оставаться с нами и платить разумную цену за широкий набор дополнительных сервисов и ощутимо лучшее качество связи.

– Сколько нужно вкладывать в инфраструктуру, чтобы поддерживать это высокое качество связи? 

– В последние годы сумма инвестиций «МегаФона» по всей стране составляет 50–60 млрд рублей ежегодно, это порядка 20% от выручки. Особенность сотовой связи состоит в том, что развивать сети нужно всегда – технологии не стоят на месте. Было бы здорово прийти к производителю и сказать: «Ты продай мне 10G, мы сразу построим и все». Но так не бывает, к сожалению.

Мы не хотим распылять инвестиции и сосредоточены на создании качественной мобильной связи и интернета, потому что видим за этим будущее.

По числу базовых станций, в том числе четвертого поколения, «МегаФон» является лидером рынка.

И это лидерство мы удерживаем – сейчас экспериментируем с 5G, хотя официально этого стандарта связи еще нет. В прошлом году сети разгоняли до 5 гигабит в секунду, а в этом году на форуме в Санкт-Петербурге добились 35 гигабит, установив абсолютный рекорд. Фильм, который весит 5 гигабайт, на такой скорости скачивается мгновенно.

– Как скоро эти космические скорости выйдут из лабораторий в «поля»?

– «МегаФон» уже получил разрешение госкомиссии для создания тестовых зон 5G на Чемпионате мира по футболу – 2018. Россия одной из первых стран сможет заявить о своем технологическом лидерстве в области сетей связи нового поколения. Посмотрим, какие это даст результаты. Возможно, лучшие наработки мы представим в Красноярске на Универсиаде-2019.

А вообще уже сейчас наши абоненты в Сибири пользуются голосовой связью и мобильным интернетом такого качества и скорости, каких нет даже в некоторых странах Европы. Телеком в России находится на передовой прогресса, и это очень здорово. Вот вы много отраслей в нашем государстве назовете, где мы еще можем соперничать с Европой и Америкой?

– Кстати, насчет отношений с государством: как оно сейчас влияет на ваш рынок? Если вспомнить так называемый закон Яровой…

– По этой теме мы вышли на конструктивный диалог с властями. Ответственные федеральные органы понимают необходимость взвешенного подхода к реализации требований закона, потому что она связана с крупными затратами, которые способны поставить под вопрос развитие цифровой экономики, передовых технологий и сетей связи. Мы давали свои предложения по различным вариантам финансирования. Окончательный порядок, объемы и сроки хранения должно определить правительство Российской Федерации, и этот вопрос будет рассмотрен в ближайшее время.

Я думаю, что разум восторжествует. Сейчас везде звучит повестка государства о цифровой экономике, и в этой истории мы видим потенциал. Например, в Великобритании вклад телеком-сегмента в ВВП – на уровне 7%. В России пока где-то 3%. Телекому в нашей стране есть куда развиваться, и я уверен, что мы будем одним из драйверов этого роста.

– Видите ли вы потенциал для роста компании в Красноярском крае? Есть ли какие-то особенности у местного рынка? Знаете, даже политологи отмечают, что у нас силен местный патриотизм, и красноярцам хочется быть первыми даже по продажам айфонов.

– Это правда, проникновение смартфонов в Красноярске – одно из самых высоких в Сибири. Может быть, как раз с этим связано то, что здесь так популярен Viber, в крае им пользуются 40% наших абонентов, а в Новосибирске, для сравнения, лишь 8%. Думаю, что здесь сыграла роль возможность звонков, которая появилась в Viber раньше, чем в WhatsApp, и «продвинутые» красноярцы быстрее смогли ее оценить.

В целом с точки зрения потребления услуг особой разницы между территориями нет.

Но для нас очень важно финансовое состояние и потенциал региона. У Красноярска с этим все в порядке.

Для «МегаФона» Красноярский край входит в ТОП-15 ключевых регионов России, поэтому мы здесь активно развиваемся, делаем значительные инвестиции, в том числе в развитие сети. Только за 2017 год наша сеть в регионе прирастет сотнями новых базовых станций.

Андрей Шишковский

– Сталкивается ли «МегаФон» с проблемой размещения базовых станций в Красноярске? В новых микрорайонах для них часто не находится места…

– Этот вопрос постоянно находится на контроле. Наши технические специалисты объезжают территории, мы анализируем жалобы абонентов, независимые компании делают свои замеры. Мы знаем все свои проблемные участки и ищем решения. Не всегда вопрос с покрытием решается только стройкой очередной «вышки». Иногда достаточно оптимизацию сделать, перенастроить оборудование, перенаправить секторы антенн.

Если выясняем, что без новой базы никак, то ищем под нее место. Это действительно непросто, особенно если в районе нет подходящих административных или коммерческих зданий. На жилые дома вставать со станциями очень трудно – нужно получить согласие собственников, и бывает, на это уходит не один год из-за различных предрассудков.

В таких случаях разыскиваем поблизости альтернативные варианты, потому что качество связи для нас в приоритете.

Например, есть решения в виде опор двойного назначения, когда на фонарном столбе или на рекламной конструкции размещено оборудование оператора. В целом все эти проблемы решаются, и качество связи и мобильного интернета «МегаФона» в Красноярске сейчас одно из лучших в России.

© ДЕЛА.ru

 

новости

В ЗС приняли весеннюю корректировку бюджета 18 апреля в Заксобрании Красноярского края прошла сессия, на которой рассмотрели 42 вопроса. Ключевым из них стало обсуждение весенней корректировки регионального…

Наталья Герасимова: «Лучшее, что взрослые могут сделать для детей, – это вкладываться в отношения с ними» Образование детей – в руках родителей, а при той скорости изменений, которые происходят сейчас, никакая школа мира не успеет дать все необходимое…

Александр Афанасьев: «Число private-клиентов Росбанка в Сибири выросло на 20%» В ситуации глобальных экономических перемен вопросы инвестиций и развития бизнеса становятся еще более многогранными. Действенную поддержку владельцам…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).