В Красноярском крае началось обсуждение проекта краевого бюджета на 2018-2020 годы. Правительство края прогнозирует рост бюджетных доходов и расходов, курс на снижение дефицита и стабилизацию государственного долга.
О ситуации в финансовой сфере края и главных направлениях бюджетной политики ДЕЛА.ru поговорили с и.о. заместителя председателя Правительства края – министра финансов края Владимиром Бахарем.
Владимир Бахарь, и.о. министра финансов Красноярского края
– Владимир Викторович, недавно Правительство края внесло проект бюджета на 2018–2020 годы на рассмотрение в Законодательное Собрание края. Почему при планировании за основу берется именно трехлетний период?
– Трехлетнее планирование имеет под собой объективные причины. Планы края подразумевают строительство крупных объектов, которое не укладывается в один год. Три года – оптимальный срок и с точки зрения лимитов по заключаемым контрактам, и для понимания сроков окончания работ. В трехлетнем бюджете могут увидеть себя и территории края, где планируется, к примеру, возведение стадионов и школ. Еще один аргумент – инвесторы, которые внимательно анализируют экономическое положение субъекта.
Пару лет назад в федерации в связи с нестабильной ситуацией в экономике была принята другая схема планирования – на один ближайший год. Сейчас и в Правительстве РФ вернулись к трехлетнему периоду, что в том числе удобно краю: мы видим заранее, какие средства можем получить.
– Насколько упомянутые вами инвесторы интересуются Красноярским краем?
– Заметно интересуются, и последнее размещение облигаций в этом смысле очень показательно. В середине октября Красноярский край разместил на московской бирже пакет государственных облигаций на сумму 10 млрд рублей под самую низкую за последние несколько лет ставку в 7,85%. Поступило около 130 заявок, краю предложили более 30 млрд рублей. Спрос инвесторов втрое превысил предложение, и результаты региона оказались лучшими среди всех эмитентов России.
– Каковы основополагающие принципы нового финансового документа края?
– Во-первых, мы старались сохранить преемственность, те планы, которые были сформированы раньше. Во-вторых, исходили из того, что расходы ни по одному из направлений не должны уменьшаться. И в-третьих, в бюджете сохранены все социальные обязательства, предусмотренные действующим законодательством. В целом, новый бюджет можно назвать бюджетом социального и инфраструктурного развития.
– Под социальным развитием, наверное, имеете ввиду указы, действие которых распространяются до 2018 года, насколько я помню.
– Да, нам предстоит завершающий этап реализации указов президента, в течение которого потребуется сделать серьезный шаг, чтобы выйти на целевые показатели по заработной плате отдельных категорий работников бюджетной сферы, обозначенных в указах. Например, врачи должны получать до 200% от средней по региону зарплаты, младший и средний медперсонал – по 100%.
Кроме того, мы вернулись к индексации основных расходных статей и впервые с 2014 года предусмотрели системное повышение зарплаты всем бюджетникам, а не отдельным их категориям. Их заработная плата вырастет с 1 января на 4%.
Кроме того, в новом бюджете проиндексированы все жизненно необходимые расходы – на питание и коммунальные услуги в государственных учреждениях, а также социально значимые выплаты и меры соцподдержки. Общий прирост расходов и доходов нового бюджета края составляет около 10 млрд рублей.
Динамика параметров бюджета Красноярского края
– А что вкладывается в понятие «инфраструктурное развитие»? Это бюджет развития?
Из всех расходов, которые запланированы на 2018 год, 37 млрд – 18% – пойдет на развитие края. Это строительство новых объектов, реконструкция, капитальный ремонт и многое другое. Здесь самые крупные статьи расходов – Универсиада, 400-летие Енисейска, строительство школ.
– Каков объем средств на сегодня запланирован на Универсиаду?
– Общий бюджет Универсиады за период 2015-2019 годов сейчас с учетом федеральных денег приближается к 64 млрд рублей. Кроме того, около 11 млрд вкладывают частные инвесторы – в строительство нового аэропортового терминала, «Арены Платинум», объектов в «Бобровом логу». Но, думаю, 75 миллиардов (64+11) – это не окончательная цифра. Необходимо в последнее перед Играми лето навести в городе элементарный порядок, так что не исключаю уточнение расходов на благоустройство Красноярска.
Ещё один большой проект – реконструкция исторических зданий в Енисейске, который будет отмечать 400-летие в 2019 году. Однако при этом наш бюджет развития не ограничивается тем, что я перечислил. Серьезные капиталовложения планируются по всем отраслям социальной сферы. Вот лишь несколько примеров: за три года в крае будет построено 12 новых школ, 4 из которых в Красноярске. В сфере здравоохранения предусмотрено завершение строительства двух финансовоемких объектов: это Норильский перинатальный центр и больница в Богучанах.
Кроме того, в бюджет заложены средства на третью очередь онкоцентра – с учетом его социальной значимости. Это строительство должно начаться уже в следующем году.
Несмотря на Универсиаду, не забыли и о спортивных объектах в крае: три будут введены в эксплуатацию в следующем году, еще три в 2019-м. Планируется продолжить применять в социальной сфере типовое строительство – фельдшерско-акушерских пунктов, типовых клубов, спортплощадок. Не уменьшились и объемы по капремонтам социальных учреждений, несмотря на все сложности.
В целом расходная часть бюджета на 2018 год с учетом федеральных средств составляет 231 млрд рублей. В прежние годы траты были скромнее.
– Помимо определения «бюджет развития» есть еще понятие «открытый бюджет». Обладает ли этим качеством главный финансовый документ края?
– Мы уже несколько лет занимаемся этим вопросом, уделяя большое внимание доступу к информации, обратной связи. Еще в 2007 году с участием Александра Валентиновича Новака и Алексея Михайловича Клешко был создан первый путеводитель по бюджету, чтобы предоставить красноярцам все необходимые сведения в доступном виде. В прошлые годы край находился на 3–4 местах по показателю открытости бюджета, а в нынешнем году, по оценке федерального минфина, стал лауреатом в этой номинации. Считаю это серьезным достижением.
– Как вообще оценивают в федеральном правительстве финансово-экономическую ситуацию в регионе?
– Есть несколько показателей, по которым можно судить о нашей финансовой стабильности. Это, во-первых, объем валового регионального продукта: мы занимаем здесь 9-е место среди субъектов РФ. По объему инвестиций в экономику край восьмой. Кроме того, мы входим в пятерку регионов по абсолютным параметрам доходов и расходов бюджета. Впереди только Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край… Край – единственный за Уралом субъект с такими параметрами.
Еще один серьезный показатель – наполняемость федерального бюджета. По объему средств, перечисляемых краем в федеральную казну, мы на 7-м месте.
– Но при этом у нас имеется значительный дефицит бюджета. Каким образом правительство намерено его снижать?
– В ближайшей перспективе это одна из главных задач, и в проекте бюджета она нашла свое отражение. Конечно, снизить сумму будет непросто, поскольку впереди большие расходные проекты, о которых я уже говорил.
Кстати, напомню: в 2013 году, когда я стал руководить министерством, у края плановый дефицит бюджета составлял 45 млрд рублей, при этом, фактически он был исполнен с дефицитом 31,2 млрд рублей. На то были объективные причины: перед этим в течение пяти лет доходы края совсем не росли, а расходы ежегодно необходимо было увеличивать, в том числе в рамках реализации указов президента. Но благодаря специальным мерам, которые мы реализуем с 2014 года – по увеличению доходов, повышению эффективности бюджетных расходов, совершенствованию долговой политики, взаимодействию с крупными налогоплательщиками, – нам шаг за шагом удалось переломить эту динамику. И с этого времени мы идем со снижением дефицита.
В 2018 году в проекте бюджета дефицит составляет 13,5 млрд рублей, а к 2020 году – 2,4 млрд, то есть мы должны выйти на технический дефицит.
Замечу, что уровень госдолга края находится на безопасном уровне: это чуть более 60% от объема собственных доходов (при ограничении – 100%). При этом по коммерческим заимствованиям – менее 50%. Здесь мы примерно на 50-м месте среди других субъектов – часть субъектов уже перешагнула предельный порог. Устойчивость края по показателям госдолга обеспечена. Хотя, конечно, имеются большие расходы на обслуживание этого долга.
Выйти на бездефицитный бюджет, скорее всего, мы сможем уже после проведения Универсиады, примерно к 2020 году. Если, конечно, не изменится федеральное законодательство и у края не заберут источники доходов, а также не появятся новых расходов в субъектах федерации. Будем стабилизировать госдолг и сокращать его год от года за счет роста доходов, стабилизации расходов и снижения дефицита.
– Есть ли у края какие-либо источники доходного роста?
– Практически все наши доходы (90%) состоят из пяти источников: налога на прибыль организаций, который занимает большую часть в структуре доходов, налога на доходы физических лиц, который напрямую зависит от повышения зарплат, налога на имущество организаций – он растет каждый год и связан с реализацией инвестпроектов. Четвертый источник – акцизы, это уже результат федерального регулирования. Пятый – налог на добычу полезных ископаемых, который также определяет федерация. По большому счету, край может повлиять сколько-то существенно на первые три вида налогов.
Поэтому наша ключевая задача в перспективе – найти еще одно Нижнее Приангарье или Ванкорнефть, что могло бы дать серьезный прирост налога на прибыль и имущество организаций. В случае отсутствия новых инвестиций, дополнительных проектов и источников, собственные доходы после 2020 года могут опять застыть на одном уровне, что осложнит рост расходов, прежде всего инвестиционного характера.
– А если говорить не о планах, а об исполнении текущего бюджета – какова ситуация здесь?
– По текущему исполнению бюджета можно наблюдать наступление в крае некой стабильности, устойчивости. Бюджет за 9 месяцев исполнен без дефицита, причем в последний раз за аналогичный период такое происходило в 2011 году. Поэтому мы наблюдаем сейчас позитивный переломный момент.
Однако краевая экономика очень зависима от конъюнктуры. Половину краевых поступлений формируют три крупных компании – «Норильский никель», «Роснефть» и «Полюс». И если опять начнутся колебания курсов, цен, изменения федерального законодательства, налог на прибыль сразу на них отреагирует. Как пример, в 2015–2016 годах ослабление рубля давало разовые пересчеты курсовых разниц, в связи с чем, у предприятий получались миллиардные переплаты по налогам.
Вообще, для краевого бюджета выгоднее, если курс рубля постепенно ослабевает. Это позволяет крупнейшим налогоплательщикам получать большую рублевую выручку и, значит, наращивать объемы, и, как следствие, увеличивать уплату налога на прибыль. Хотя нужно признать и обратные, отрицательные эффекты, например, для сферы услуг, малого и среднего бизнеса.
– Заметную ли долю налогов дают бюджету предприятия, которые находятся в краевой собственности, – например, автотранспортные компании?
– Нет, не скажу, что это значительные суммы. Но там работают большие коллективы, их работники, как и другие налогоплательщики, исправно платят налоги. Кроме того, государственные предприятия имеют огромную социальную значимость и позволяют сохранять социальную стабильность. Это не менее важная их функция, чем налоговая отдача.
– Насколько серьезно сейчас положение в строительстве? Статистика говорит, что показатели жилищного строительства падают.
– В целом снижение по отрасли невелико – за счет того, что край возводит много объектов Универсиады, значительны бюджетные инвестиции в социальной сфере. Да, по жилищному строительству есть некоторое снижение спроса, но значительные бюджетные инвестиции в текущем году и в 2018 году должны позволить пройти этот период с минимальными потерями.
Кстати, неплохие перспективы есть и в лесной отрасли: начали появляться новые предприятия, их включают в приоритетные федеральные проекты. В 2016 году этот сектор, ранее убыточный, сработал в прибыль, неплохие планы у лесной промышленности и на будущее.
– Какие есть возможности корректировки проекта бюджета? Готовили его при прошлом губернаторе, вполне могут быть изменения в финансовой политике.
– Конечно, проект бюджета претерпит какие-то изменения в ходе его рассмотрения депутатами Законодательного Собрания края на комитетах, а также в ходе публичных слушаний. Это нормальный бюджетный процесс. В целом, как я уже говорил, по всем направлениям сохраняется преемственность, никаких резких изменений не происходит.
Александр Викторович Усс каждый год участвовал в процессе принятия регионального бюджета и в курсе всех событий. Но, конечно, как и любой новый руководитель, новый губернатор имеет свое видение ситуации, и, полагаю, в ближайшей перспективе появятся какие-то корректировки и постановки новых задач, в том числе в бюджетной политике.
– Изменится ли что-либо в процессах заимствования денег? Каковы сейчас предпочтения краевого минфина?
– Структура нашего госдолга сейчас такова: около 60% составляют облигации. Это очень важный инструмент долгосрочного заимствования – на 5–7 лет. Коммерческие кредиты мы также привлекаем, но на меньший срок, до 3 лет, и в случае появления возможности стремимся оперативно погасить их. Доля коммерческих кредитов у нас около 10%. Остальное составляют бюджетные кредиты, в последнее время мы активно использовали механизм федерального бюджетного кредитования, привлекая 7‑9 млрд ежегодно. Сумма долга по бюджетным кредитам в крае – около 25 млрд рублей.
Есть также краткосрочные кредиты федерального казначейства на 50 дней: используем этот механизм при кассовом разрыве в течение года.
– А как взаимодействуют краевой и городской бюджеты? Руководство городской власти тоже поменялась…
– Местные бюджеты имеют определенную самостоятельность, но, честно признаюсь, краевая власть настороженно относится к заимствованиям городов или районов. Мы стремимся к тому, чтобы местные бюджеты не наращивали больших долгов, иначе нам самим затем приходится разбираться с этими долгами. И если видим, что кто-то пошел в банк за крупным кредитом, интересуемся, с чем это связано, и как он собирается его погашать.
К счастью, в крае лишь несколько муниципальных бюджетов, где ситуация с долгом стоит остро. Например, в Красноярске, где долг составляет уже 80% от доходов, хотя по закону разрешено до 100%.
Конечно, я как житель Красноярска (не как финансист) понимаю, что у города действительно есть потребности, необходимо развивать инфраструктуру, социальную сферу и заниматься благоустройством. Но делать это нужно очень взвешенно, просчитывая дальнейшие последствия принятых решений.
Формируя бюджет, мы должны просчитывать экономическую и бюджетную эффективность каждого вложенного рубля. Недавно на Московском финансовом форуме министр Антон Силуанов образно сравнил работу финансистов с работой скульпторов, сказав, что это тоже творческие люди, которым приходится делать очень тонкую работу: там убрать, здесь обрезать или выровнять… Действительно, требуется большая точность, настройка и скрупулезность, чтобы создавать работающий финансовый план. Надеюсь, всем нам, участникам бюджетного процесса, это пока удается.
ДЕЛА.ru