интервью

Антон Шарыпов: «Все, что вокруг меня, это "вау"!»

Удивить, разбудить природное любопытство, заинтересовать… Эта цепочка может привести ребенка к серьезному увлечению науками. О том, как «приготовить науку вкусно», рассказывает директор интерактивного музея науки «Ньютон Парк» Антон Шарыпов.

А ДЕЛА.ru продолжают проект, посвященный образованию, воспитанию и взаимоотношениям поколений.

Директор интерактивного музея науки Ньютон Парк Антон Шарыпов

– Окончив университет и защитив диссертацию, я несколько лет жил и работал в зарубежных странах (Израиль, США), где увидел, как можно пробуждать в детях интерес к окружающему миру, наукам, процессу познания. Там эта тема развивается начиная с 70-х годов прошлого века. Существуют научные фестивали, интерактивные музеи науки, например, калифорнийский «Эксплораториум». Практикуются нестандартные формы обучения без скучных лекций. Ты приходишь и через удивление – ох ты, надо же, как все устроено! – начинаешь познавать окружающий мир.

– Идея сделать нечто подобное возникла еще за рубежом?

– Вернувшись, я стал работать в университете. Из 25 человек в группе лишь 2-3 студента поступали на факультет физики по первому приоритету. То есть большинство из них попали сюда случайно и в какой-то степени вынужденно, потому что не прошли туда, куда хотели. Естественно, что и мотивация у таких людей была крайне низкая. Мне захотелось как-то изменить ситуацию. В результате возникла идея создания интерактивного музея науки.

Антон Шарыпов, Ньютон-Парк

– Почему у американских или европейских школьников есть интерес к естественным наукам, а у наших нет? Я говорю про тенденцию, а не про отдельные случаи.    

– За рубежом молодые ребята, увлеченные наукой, четко видят траек­торию будущего. Получили образование  – стали хорошими специалистами  – реализовались. Там существует два основных маршрута реализации. Пойти в хайтэк-индустрию, где космические заработки, или в академи­ческую науку, где денег не так много, как в хайтэке, но есть свобода творчества и можно в конце концов «нобелевку» получить.

У наших старшеклассников, да и у студентов, такого понимания своего будущего в науке нет. Плюс уже упомянутые формы интерактивного познания, которые и в США, и в Европе, и в Азии распространяются повсеместно. К тому же там научились интересно и популярно рассказывать о науке.

Так исторически сложилось. Академическая наука за рубежом живет на гранты. Для того, чтобы заключить контракт, нужно доказать свою состоятельность, обосновать нужность исследования. В конце концов, рассказать о нем так, чтобы тебя понял инвестор без степени магистра физики.

Допустим, ученый занимается фотонными кристаллами. Однако он никогда не станет, защищая свой проект, рисовать формулы, хотя это вроде бы вполне естественно в данном случае.  Скорее всего будет яркая, наглядная и очень понятная, предельно визуализированная презентация, а может, и целое научное шоу, как в случае с Большим адронным коллайдером.

Научное шоу

– То есть там сложились традиции научного пиара.  

– И этот пиар не только помогает продвинуть тот или иной проект, но и срабатывает как популяризатор науки среди широких масс.

– С чего начинался «Ньютон Парк»? Где вы, например, взяли деньги на первые экспозиции?

– Потратил научный грант. Что-то около 300 тысяч. Купил на эти деньги материалы – фанеру, пластик, железяки всякие. Вместе с отцом в гараже мы сделали большинство экспонатов, с которыми запустились. Говорят же, что все лучшие проекты начинались в гараже. Потом ко мне подключились единомышленники, и у нас сформировалась отличная команда.

– А как вы оказались в стенах музейного центра «Площадь Мира»?

– Случайно. Сначала я прошелся по коммерческим площадям. Зашел в различные торгово-развлекательные центры и понял, что таких средств у меня нет. Мой друг, красноярский художник Василий Слонов, привел меня в музейный центр и познакомил с тогдашним директором Михаилом Павловичем Шубским. Это смелый человек, экспериментатор по натуре. Наверное, он поверил в меня, когда я рассказывал ему с горящими глазами про «Ньютон Парк». Увидел потенциал.

Мы открылись на Музейной ночи как одна из новых фишек проекта. Так о нас узнали.  Достаточно скоро сложилась основная аудитория – родители с детьми младших и средних классов. Особые родители, которым важно, чтобы ребенку было интересно учиться, чтобы он испытывал радость и удивление.   

– А старшеклассникам у вас уже неинтересно?

– Все сотрудники музея – физики. И нам было бы интереснее работать со старшеклассниками. Но именно эти ребята тяжелы на подъем. Им некогда познавать мир, у них экзамены. Да и переходный возраст сказывается. Они начинают стесняться и презирать в себе удивление.

– Ты очень часто говоришь об удивлении. Это так важно для пробуждения интереса к наукам? Обязателен этот «вау-эффект»?

– Я вообще считаю, что жизнь вокруг – это постоянное «вау». Ты думаешь, что вещи такие, какими ты их видишь, но когда начинаешь разбираться, то оказывается, что все не так, а намного круче. Как Алиса, которая идет за белым кроликом все дальше и дальше. После удивления появляется азарт, хочется узнать больше, продвинуться вглубь. Это азарт исследователя, путешественника в мире науки. 

– Мне кажется, что дети не так часто удивляются в школе. Вау-эффект редкий гость на среднестатистическом уроке.

Сегодня образование стоит перед глобальной проблемой трансфор­маций. Стремительно меняющийся мир бросает вызов всем устоявшимся институтам, и образование здесь в первых рядах.  Произошли изменения на сущностном уровне. Речь идет о роли, даже миссии учителя.

Дети в Ньютон Парк, Красноярск

Информационное пространство настолько расширилось, настолько изменились и упростились каналы получения информации, что учитель сегодня перестал быть источником знаний для учеников. Знания можно получить множеством других способов, например, прослушав онлайн-лекции ведущих преподавателей Гарварда. В этой ситуации ключевая задача учителя – научить учиться, добывать знания, работать с инфор­мацией и, конечно же, пробудить азарт через удивление.

– Чем «Ньютон Парк» будет удивлять и пробуждать азарт в новом учебном году?

– На территории открывшегося в галерее «Енисей» детского парка «Кванториум» мы открываем свою экспозицию «Миссия Марс». В ней уже в полной мере задействована виртуальная реальность, можно будет, надев очки, оказаться в далеком космосе.

– Есть ли уже истории, когда школьник, придя к вам, заинтересовался физикой или химией и пошел дальше, например, поступил в вуз по профилю?

– Наши основные посетители еще не успели окончить школу и выбрать профессию. Дело, которое мы развиваем, – длинный процесс, это будет достаточно долгий кейс, сейчас только начало. Мы идем маленькими шажками, но все-таки двигаемся вперед.

На фестивале науки «Нулевое сентября» удалось собрать цепочку развития для ребенка, увлеченного естественными науками. Были представлены различные форматы дополнительного образования, кружковой деятель­ности, вузы и даже крупные высокотехнологичные компании – АО «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнева», НПП «Радиосвязь».

Весной открылся «Кванториум». Это тоже звено одной цепи. Теперь, удивившись, заинтересовавшись, школьники могут реализовать проснувшийся интерес там, занимаясь в различных кружках. А мы продолжим показывать, как можно «приготовить науку вкусно».

Беседовала Юлия ЧАНЧИКОВА
ДЕЛА.ru

© ДЕЛА.ru

 

новости

В ЗС приняли весеннюю корректировку бюджета 18 апреля в Заксобрании Красноярского края прошла сессия, на которой рассмотрели 42 вопроса. Ключевым из них стало обсуждение весенней корректировки регионального…

Наталья Герасимова: «Лучшее, что взрослые могут сделать для детей, – это вкладываться в отношения с ними» Образование детей – в руках родителей, а при той скорости изменений, которые происходят сейчас, никакая школа мира не успеет дать все необходимое…

Александр Афанасьев: «Число private-клиентов Росбанка в Сибири выросло на 20%» В ситуации глобальных экономических перемен вопросы инвестиций и развития бизнеса становятся еще более многогранными. Действенную поддержку владельцам…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).