Скорости в мобильных сетях растут год от года. И так же стремительно (особенно на фоне иных бизнесов) трансформируется телекоммуникационный рынок. Неслучайно в компании «МегаФон» именно сегодня, когда рынок достиг своего насыщения, занялись разработкой новой стратегии развития. В преддверии перемен ДЕЛА.ru поговорили о красноярском телекоме с директором регионального отделения Виталием Молотковым.
Виталий Молотков, директор Красноярского регионального отделения Сибирского
филиала ПАО МегаФон
– Как вы считаете, куда движется отрасль вообще, и какие из изменений самые существенные?
– Наш рынок особенный. Во всех отраслях кризис, наблюдается инфляция и рост цен. И только в телекоме цены каждый год снижались. Но это время тоже заканчивается, потому что рынок пришел к своему насыщению – сегодня на одного жителя что в России, что в Красноярском крае приходится по 2 SIM-карты, то есть
проникновение услуг связи составляет 200%. Дальше экстенсивным путем расти просто некуда.
– Как показывает опыт банковской сферы, в некоторых развитых странах на одного жителя приходится 2–3 банковские карты. Разве не может быть проникновения 300% в вашей сфере?
– Может, только это ни к чему не приведет. В 2014 году рынок российского телекома вырос на 4%, в 2015 году – уже только на 0,2%. В этом году, наверное, будет «ноль». При этом сотовые операторы и сегодня, и два года назад подключали примерно одинаковое количество новых SIM-карт. Мы тратим большие суммы на вознаграждение дилерским сетям, но каждый новый абонент приносит нам все меньше и меньше дополнительной выручки. Вот что означает насыщенный рынок. Очевидно, что для отрасли телекома время массовых подключений и быстрых денег закончилось.
– При этом цены на услуги связи последние годы только снижались…
– Если смотреть на два последних года, то мы вообще жили в условиях разнонаправленных тенденций. С одной стороны, сильно выросли затраты: изменился курс рубля, и каждая новая базовая станция стала обходиться нам в 2 раза дороже. С другой стороны, конкурентная среда приводила к постоянному снижению цены. Ведь «МегаФон» сегодня конкурирует не только с МТС или «Билайном», но еще и с такими мессенджерами, как WhatsApp, Viber, которые откусили хорошую долю нашей выручки от услуг SMS. Но эти ОТТ-сервисы (over-the-top) просто живут поверх нашей сети, а в инфраструктуру нужно вкладываться лично нам. Если рентабельность нашего бизнеса упадет ниже 30%, нужно вообще пересматривать все бизнес-модели.
– Очевидно, что низкие цены влияют на рентабельность компаний. Как «МегаФон» этому противодействует сейчас?
– На рынке связи кардинально меняется вектор развития: раньше главной услугой была голосовая связь, а сегодня ключевой услугой становится мобильный Интернет.
Его доля в общей выручке «МегаФона» приближается к 50%.
Передача данных – своеобразная суперуслуга, которая ценна как сама по себе, так и тем, что на ее основе можно предлагать абонентам другие дополнительные сервисы. Уже сейчас количество устройств в красноярской сети «МегаФона», способных выходить в Интернет, превысило 50%. Это большой потенциал для роста.
– Тренд понятен. Работает ли это для B2B так же, как для B2С?
– Безусловно. В сегменте B2B именно дополнительные неголосовые услуги – основной драйвер роста. Если раньше под корпоративной связью понимался просто телефон со служебной SIM-картой,
то теперь корпоративный рынок – это совокупность решений, тесно интегрированных в бизнес-процессы клиента.
Например, если вы владеете охранным агентством, то наверняка ваши датчики слежения должны оперативно отправлять вам информацию о случившемся событии, и для этого в них должна быть установлена SIM-карта для передачи данных или SMS. Банкоматы, установленные по городу, тоже используют мобильный интернет для связи с банком. А еще есть услуги BigData, VPN, «облачные» сервисы и многое другое.
– Всего несколько лет назад сотовые компании активно продвигали услугу широкополосного доступа в интернет. Что с этим сейчас? Какие новые сервисы выбирают клиенты?
– Тогда на рынке была определенная эйфория, связанная с большими ожиданиями от конвергентных услуг. Операторы скупали региональных операторов дороже, чем они реально стоили. Сегодня «МегаФон» не предлагает ШПД массовому покупателю – это совершенно отдельный рынок со своими особенностями и сложностями. Мы предпочитаем развивать партнерский проект с «Дом.ру», когда и наш абонент, и их клиент получает скидку 20%, если одновременно пользуется услугами обеих компаний. Это наш способ поддержания лояльности абонентов, что особенно важно на зрелом рынке.
С B2B-сегментом ситуация выглядит иначе.
Во-первых, мы активно подключаем к фиксированному ШПД бизнес-центры и отдельных заказчиков, предлагая им услуги фиксированной голосовой связи и проводного интернета. Во-вторых, «МегаФон» входит в ТОП-5 транзитных операторов – многие интернет-провайдеры Красноярского края покупают у нас доступ к магистральной сети. С большой долей вероятности, когда вы выходите в интернет со своего домашнего компьютера, вы пользуетесь нашими услугами связи.
– «МегаФон» пришел на красноярский рынок в 2004 году. Удалось ли выполнить поставленные тогда задачи?
– И выполнили, и перевыполнили. «МегаФон» последним из операторов «большой тройки» пришел в регион.
Мы начинали с 37 вышек в Красноярске, а сейчас у нас одна из самых мощных сетей в крае.
В этом году мы первые (и пока единственные) запустили сеть самого последнего поколения связи LTE-Advanced, способную обеспечивать скорость передачи данных до 225 Мбит/с. Половина наших базовых станций в крае имеет поддержку 4G, и вообще в развитии мобильного интернета мы опережаем наших конкурентов. Кроме того, в этом году мы завершили масштабный проект по модернизации сети связи в крае –
заменили более 460 базовых станций GSM на более современные 2G/3G.
Наши абоненты уже заметили существенные улучшения и в качестве, и в территории покрытия.
– Корректно ли говорить об упомянутой вами «большой тройке» с приходом Tele2? Как меняется ли расклад сил?
– Выход Tele2 существенно не повлиял на рынок, ведь мы и так раньше конкурировали с ними, только тогда это был бренд ЕТК. Их позиционирование – быть дискаунтером, предлагать услуги хотя бы на копейку, но дешевле остальных игроков. Играть в «ценовые» войны мы не будем: задача «МегаФона» в Красноярске – дать абоненту за его деньги лучший уровень качества сети. Там, где у остальных операторов 5 Мбит/с, у нас должно быть 10 Мбит/с. Там, где у абонентов других компаний «булькает» и «квакает» в трубке, наш клиент должен получить передачу голоса без искажений. Сейчас у нас на 1000 звонков прерывается всего один, это во много раз меньше, чем, кстати, требуют нормативы Роскомнадзора.
– В России уже два года работает MNP – возможность перехода к другому оператору с сохранением своего номера. Есть ли отток клиентов? Оценивают ли в компании, какова доля самых преданных клиентов, которые ни при каких обстоятельствах не сменят оператора?
– При MNP всегда есть абоненты, которые уходят, и есть клиенты других компаний, которые, наоборот, в твою сеть приходят. За последнее время отток не вырос и, более того, у нас остается положительное сальдо. То есть в «МегаФон» приходит больше пользователей, чем уходит – и для меня, и для всей моей команды это лучшая награда.
Виталий Молотков: абоненты довольны услугами нашей компании
Если смотреть всех абонентов, подключающихся к нашей сети, то
через полгода с нами остаются более 75% – это хороший показатель, абоненты довольны.
– Ну и под занавес хочется задать «социальный» вопрос. «МегаФон», насколько я знаю, активно занимается благотворительностью. Что делает компания в этом направлении?
– Есть две основных категории людей, которым мы помогаем: это дети, оставшиеся без попечения родителей, и люди с инвалидностью. В 2017 г. уже в 12-й раз будем проводить футбольный турнир «Будущее зависит от тебя» среди ребят из детских домов и школ-интернатов. Главный приз – поездка в Лондон, на родину футбола. Вообще, это самый крупный благотворительный проект в России по охвату участников. Особенно приятно, что красноярцы четырежды побеждали в этих состязаниях. И последние два года победу одерживала команда из Канского детского дома – это большая гордость для всего нашего региона и для красноярского «МегаФона».