интервью

Елена Безденежных: «Инвестиции в «социалку» и в «гору» – это равноценные по значимости проекты»

Главной темой прошедшего в Красноярске экономического форума была стратегия развития России. О том же говорилось и «за кулисами» КЭФ. Какими видит перспективы в условиях мировых проблем крупный металлургический бизнес, ДЕЛА.ru побеседовали с вице-президентом ГМК «Норильский никель» Еленой Безденежных.

Елена Безденежных
Елена Безденежных, вице-президент ГМК «Норильский никель»

– Елена Степановна, на форуме широко обсуждалось вмешательство кризиса в экономику страны и мира. Как мировые сложности влияют на положение «Норникеля»? Исходя из каких прогнозов он строит свою политику и свои планы?

– Несмотря на то, что наша компания является флагманом российской промышленности и одним из лидеров мировой металлургии, общая ситуация в мире оказывает на нее свое влияние. Мы видим, что происходит с сырьевыми рынками, с ценами на нашу основную продукцию: они падают, и выручка «Норильского никеля» в долларовом выражении, к сожалению, не растет. Конечно, кризис влияет на планы компании – в той части, что мы более скрупулезно прорабатываем свои стратегические проекты, предусматривающие капитальные вложения. Но эти проекты будут реализованы, поскольку жизнь не стоит на месте, и ситуация когда-нибудь обязательно изменится.

На форуме много говорилось об этом. Хороший ориентир – 2030 год, однако названный рубеж не значит, что до 2030 года нужно забыть об инвестициях и развитии производства или о том, что не нужно сохранять достигнутый высокий уровень.

Залог успеха любой компании – ее устойчивость, и это ответ на вопрос о наших планах.

– А возможные негативные сценарии при такой установке рассматриваются?

– Да, конечно. Мы постоянно анализируем стресс-факторы, поскольку обязаны предоставлять эту информацию акционерам. У «Норильского никеля» есть как позитивные, так и негативные сценарии. Но на планы стратегического развития и инвестиций они, отмечу, не влияют.

– Но влияют ли «плохие» сценарии на отношения Красноярского края и компании как крупнейшего налогоплательщика региона? В частности, будет ли уменьшаться объем налоговых отчислений в местный бюджет?

– Когда в стране складывается ситуация, подобная нынешней, это вынуждает всех субъектов экономических взаимоотношений относиться друг к другу более бережно. В любом случае требуется находить точки соприкосновения и приходить к консенсусу. Мы ничего не добьемся, если не объединим наши усилия! Компания «Норильский никель» невозможна без края и наоборот.

Теперь второй вопрос: повлияет ли ухудшение экономического положения на налогооблагаемую базу? Да, в отдельные периоды это может случиться. Но мы с краевым правительством разработали план налоговых поступлений, который позволит удовлетворить потребности и региона, и компании.

«Норникель» продолжит вкладывать средства в инвестиционные проекты: мы не можем прекратить эту деятельность.

И край нас слышит. Мы объясняем, что если сейчас проавансируем большую сумму, не перечислив денег, то отрицательный эффект начнет нарастать как снежный ком. Инвестиции прерывать нельзя, так что мы создали конкретный график налоговых платежей, который позволит сохранить заявленный уровень как краевых расходов, так и расходов ГМК.

– В ходе круглого стола по развитию Арктики вы сообщили, что компания направила в правительство свои предложения о законодательной поддержке инвестпроектов. Что имеется в виду?

– Начну с того, что сегодня в стране возникла интересная проблематика: законодатель­ство пошло по новому принципу поддержки бизнеса. Помните, раньше он был отрасле­вым – выбирались передовые отрасли, которые получали преференции от государства. Затем перешли к территориальному принципу, возникла идея ТОР – территорий опережающего развития. Сегодня же поддержка стала объектной. Что это значит? Выбирается некий объект, просчитываются все его плюсы и минусы, маржинальность и прочее. И это здорово, поскольку во всем мире инвестиционным проектам помогают именно таким образом – не по отрасли или территории, а в конкретном воплощении.

Однако на сегодня таких контрактов по всей России – не более 50–100.

Ничтожно мало не то что для движения вперед, но даже для того, чтобы остаться на нынешнем уровне развития. Поэтому мы и предложили изменить законодательство в той части, которая касается налогообложения в промышленности, что обеспечит таким кейсам быструю реализацию.

Например, сегодня инвестор говорит: я обязуюсь вложить деньги, создать рабочие места, привлечь российских поставщиков продукции. Государство в ответ готово освободить его от налога на имущество, обеспечить ускоренную амортизацию и выдачу разрешения.

Елена Безденежных
Елена Безденежных: хорошо, что государство перешло к адресной поддержке инвестиционных проектов

А что происходит с налогом на прибыль? В нынешней ситуации легатировать его можно только в региональной части. Но какой регион согласится на реализацию таких проектов? Федералы, получается, говорят региону: сделайте все за свой счет, потом получите рабочие места и косвенные налоги… Но это не совсем справедливо. Поэтому «Норильский никель» сделал более радикальное предложение, понимая, правда, что сейчас, когда казна не так быстро пополняется нефтедолларами, такие инициативы проходят с трудом.

Мы предлагаем поработать с самой налогооблагаемой базой, чтобы ни федеральному, ни региональному бюджетам не было обидно.

Компания вкладывает деньги, и ее затраты можно вычесть из налогооблагаемой базы – тогда не будет спора между регионом и федерацией, кому деньги нужнее в данный момент, того спора, который для бизнеса всегда является тормозом при инвестировании.

Если наша инициатива будет одобрена, к проектам можно будет приступать сразу, не дожидаясь благоприятных условий. Например, к нашему проекту по утилизации серы. Сейчас его реализация запланирована на 2019 г. и, как и все экологические или социальные проекты, он низкомаржинален. Но он нужен и региону, и федерации, к тому же запустит в действие уникальные технологии.

Словом, мы ждем, что правительство прислушается к нашим предложениям об измене­нии налогового законодательства. Предстоит подробный анализ налоговых льгот, льгот по приородоохранным платежам, ускоренной амортизации – того, что существует во всех странах мира.

– Еще вопрос из области глобальной экономики. В условиях санкций положение российских компаний на мировом рынке изменилось. Как влияют ограничения на зарубежный рынок сбыта «Норильского никеля»?

– На сбыт компании санкции не повлияли, и надеюсь, что этого не произойдет и впредь. Мы же не первый год на рынке, компания является одним из мировых лидеров отрасли, и не думаю, что в отношении «НН» кому-то выгодно вводить санкции.

Однако на привлечение финансирования мировая политика влияет. Доступ к привлека­тель­ным финансам стал более ограниченным, и компания все чаще использует российский банковский капитал для привлечения кредитных линий, займов, чтобы осуществить все запланированные инвестиции.

Валютная составляющая выросла у нас до 40% – это делает инвестпроекты более дорогими, но в то же время их сворачивание принесет больший негативный эффект, чем выросшие расходы на покупку оборудования.

– Если говорить о конкретных проектах, то каковы перспективы, например, в освоении Масловского месторождения?

– Сейчас об этом спрашивают многие: мол, при нынешних ценах на металл будет ли «Норникель» пересматривать планы о разработке месторождения? Отвечу: не исключено. Однако проект сейчас находится в стадии разработки и будет завершен. И уже тогда, когда мы будем иметь на руках документ высокой степени точности, станет понятна его стоимость в валюте и в рублевой составляющей, – только тогда будет принято решение. Словом, пока мы должны закончить геологоразведку. А что будет через два года, время покажет. Возможно, выгоднее будет начать работы.

– Как в нынешних условиях будут соблюдаться социальные обязательства? У «Норильского никеля» большая социальная нагрузка…

– Это действительно так, и в компании понимают всю важность вопроса. На форуме много говорилось о вложениях в человеческий капитал. Это не просто словосочетание, в нем заключен большой смысл. Возьмем, к примеру, гору и горнометаллургическую промышленность – от первой нельзя сразу получить отдачу во второй. Похоже и с людьми: если ты прекратишь сегодня вкладывать в человеческий капитал, завтра все пойдет прахом.

Так что все социальные обязательства, которые взял на себя «Норильский никель», будут выполняться в полном объеме.

Другое дело в подходе. У нас существует система грантов, но мы больше не даем деньги просто так. Помните, в свое время был период, когда финансовые средства перечис­лялись субъекту, и он делал все, что хотел? Сегодня же мы внимательно знакомимся с проектами, с их инициаторами, смотрим, «полетит» ли этот проект, даст ли он эффект для человеческого капитала через 5–10 лет. Или даже через 15 лет, если речь идет о школьных проектах: в этом случае мы понимаем, что металлурги и горняки не придут к нам завтра, но у нас есть шанс, что через 15 лет они будут готовы столкнуться с трудностями и особыми условиями работы в нашей компании.

– А если говорить не о грантах, а о других вложениях, например, в развитие спорта? Скажем, для чего компании в кризисное время становиться спонсором Универсиады? Причем речь идет о сумасшедших суммах, около миллиарда рублей…

Елена Безденежных

– Мы же с вами не собираемся уезжать из края до 2019 года, да и после тоже, и хотим жить в комфортных условиях, верно? Мы хотим и того, чтобы люди в Норильске жили в комфортных условиях. Так что если вы спросите, что важнее, вложения в «социалку» или в «гору», то я отвечу: это равнозначные по своей значимости проекты.

Более миллиарда в Универсиаду – это только прямые инвестиции.

Предстоят и большие конкретные вложения примерно на ту же сумму: например, компания будет самостоятельно обучать волонтеров по договору с СФУ, в стадии проектирования – разработка системы трансляции и видеонаблюдения студенческих игр и многое другое. Точные суммы по этой части финансирования будут названы позже, и даже если расходы вырастут, все проекты будут реализованы. Мы здесь работаем на достижение конечного результата.

Фото Алены НИКУЛИНОЙ

© ДЕЛА.ru

 

новости

Сколько красноярцы будут платить за ЖКХ В 2025 году в Красноярском крае произойдет очередное повышение тарифов ЖКХ и других обязательных услуг. Региону установлен предельный индекс в размере…

Федор Камышан: «Мы осознаем свою ответственность перед Родиной» Он сделал молниеносную карьеру в хайтек-отрасли, но затем сменил офисный костюм на военную форму …

Денис Лунгу: «У нас там нет друзей, есть братья по оружию!» Денис Лунгу, ныне ветеран Специальной военной операции, родился в селе Глядино Емельяновского района. По его словам, вскоре после его рождения многодетная…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).