интервью

Александр Сиваев: «Власть не улучшит инвестклимат без помощи бизнеса»

На прошлой неделе депутаты ЗС приняли закон о налоговых каникулах для начинающих предпринимателей. По логике законодателей, эта мера позволит привлечь дополнительные инвестиции в малый бизнес.

Но несколькими днями ранее Агентство стратегических инициатив (АСИ) на Петербургском экономическом форуме озвучило результаты национального инвестиционного рейтинга, и они неутешительны  – Красноярский край оказался в 4-й группе из пяти, хотя в прошлом году был в числе лидеров. Очевидно, что такими налоговыми «прививками» больного уже не вылечить.

Общественный представитель АСИ в Красноярском крае и генеральный директор индустриального парка «Красный Яр» Александр Сиваев рассказал ДЕЛА.ru, какую пользу можно извлечь из рейтинга, и почему маленькая Калуга смогла стать привлекательной для бизнесменов, а большой Красноярск пока нет.

Александр Сиваев
Александр Сиваев, общественный представитель АСИ в Красноярском крае,
генеральный директор индустриального парка «Красный Яр»

 — Последние годы власти то и дело говорят о поддержке предпринимателей. В том числе об этом шла речь в Санкт-Петербурге на форуме. Вы как бизнесмен видите реально работающие механизмы?

— Моя личная позиция заключается в том, что бизнес не надо поддерживать, ему надо не мешать. Если говорить о льготах, дотациях и механизмах поддержки – все должно быть предельно просто. Так, чтобы предпринимателю, который пользуется помощью государства, не требовалось 3 бухгалтера и 2 высших образования, дабы во всем разобраться. Но при этом нужны рабочие инструменты для продвижения идей и взаимодействия с правительством.

— У вас есть примеры прозрачных способов поддержки предпринимателей?

— Мне очень симпатизируют те принципы, которые закладываются в основу индустриальных парков в регионах-лидерах: 3 базовых налога – на прибыль, на имущество и транспортный – уменьшаются путем обычного вычитания региональной части.

— Говоря про регионы-лидеры, вы имеете в виду лидеров национального рейтинга?

— Я говорю про регионы, где создана инвестиционная инфраструктура: это Калужская и Ленинградская области, республика Татарстан и ряд других. Вполне закономерно, что у всех этих территорий очень хорошие позиции и в национальном рейтинге.

— Вот мы и подошли к главной теме беседы. Что такое национальный рейтинг?

— Это инструмент повышения эффективности  региональных управленческих команд. Он призван не оценивать деятельность того или иного губернатора, а выявлять лучшие практики среди всех регионов. Это возможность перенимать опыт у тех, у кого получи­лось добиться каких-то результатов. Национальный рейтинг дает объективную оценку достижений.

— Оценка действительно объективная? Расскажите про методику.

— Есть три источника информации. Самый главный – это данные самих бизнесменов. Например, в рейтинге есть показатель «эффективность процедур регистрации предприя­тия». Чтобы определить, насколько просто в крае открыть бизнес, анкетируют тех, кто этот самый бизнес открыл. Сколько времени понадобилось на получение разного рода разрешений, выдачу техусловий, оформление документов, сколько денег это стоило и т.д.

Второе – это представители профессионального сообщества – союзы предпринима­телей, члены экспертной группы АСИ. Эти люди отвечают на специализированные вопросы. Я, например, тоже проходил анкетирование по инвестиционной системе края.

Третий источник – данные Росстата. Анализируются подробные сведения о росте инвестиций, приросте населения, увеличении налогооблагаемой базы и другие показатели.

— Методика выглядит достаточно объективной. По крайней мере, не так просто подговорить сотню предпринимателей, открывших бизнес.

— Это просто не реально. И в этом ценность рейтинга. Это инструмент предпринима­телей для оценки деятельности власти. Ведь АСИ ничего не придумывало, а просто предоставило площадку предпринимателям, на которой они могут проанализировать эффективность работы власти.

Александр Сиваев, общественный представитель АСИ в Красноярском крае, генеральный директор индустриального парка «Красный Яр»
«Моя личная позиция заключается в том, что бизнес не надо поддерживать, ему надо не мешать»

— С чем вы  связываете падение рейтинга нашего края? В прошлом году мы были в числе лидеров, а в этом – входим в 4 группу из 5. Понятно, что изменилась методика оценки (вы об этом говорили), усилилась конкуренция – оценивали 76 регионов,  а не 21, как в прошлом году. Но падение все равно существенное. Почему?

— Главным образом, потому что в крае поменялась управленческая команда.

— Получается, все зависит только от краевой власти?

— Не совсем правильно кивать только на краевую власть. Позиция предпринимателей в том вопросе тоже очень важна.

— А кто вообще может и должен влиять на инвестиционный климат в регионе?

— Надо понимать, что ни одна региональная власть без поддержки предпринимателей инвестиционный климат не улучшит. Я в этом убежден. Ядро деятельности Агентства стратегических инициатив – национальный рейтинг, но вокруг существуют различные инструменты.

Например, стандарт инвестиционной деятельности – это перечень минимальных требований для формирования инвестсреды, просто чтобы бизнесмены пошли в территорию. Атлас муниципальных и региональных практик – лучший опыт территорий, который можно перенимать, он описан, я бы даже сказал разжеван, нужно просто внедрить в своем регионе. Предпринимательская инициатива – возможность для бизнесменов предложить идею системного решения проблемы.

Ключевая особенность этих инструментов в том, что они базируются на диалоге власти и бизнеса. Это не какие-то кабинетные решения, когда чиновник из региональной администрации придумывает инструмент и говорит: пожалуйста, пользуйтесь, я улучшил инвестклимат. Нет. Это постоянный контакт, понимание реальных потребностей пред­прини­мателей. Но для этого, согласитесь, сами предприниматели должны занимать активную позицию, заявлять о своих проблемах. Должен быть адекватный канал связи, чтобы чиновники слышали запросы.

— То есть предприниматели особенно не активничают? Они говорят, что их многое не устраивает, но дальше разговоров дело не идет?

— Фактически, да.

— Вы сказали про инвестиционный стандарт, и в крае он внедрен. Этого недостаточно для комфортного бизнес-климата?

— Стандарт, как я уже говорил, это набор минимальных (!) элементов, которые нужны для привлечения инвестиций. Всего 15 позиций, в общих чертах – это законы, Советы по работе с инвесторами, доступ к первым лицам региона, наличие инфраструктуры – т.е. бизнес-инкубаторов, технопарков, индустриальных парков.

— Получается, мы декларируем, что у нас есть необходимая инфраструктура, хотя тот же закон о промпарках до сих пор не принят…

— Так и есть, к сожалению. В 2013 году мы этот стандарт внедрили, а вот с монито­рингом (контроль за соблюдением всех требований – Ред.) все вышло не так гладко. Многие разделы стандарта сегодня не выполняются. Например, одно из обязательных требований – наличие двуязычного портала для инвесторов, где собрана вся информа­ция: документы, контакты профильных чиновников, статистика, развивающиеся отрасли промышленности…

Александр Сиваев, Красноярск
«Ни одна региональная власть без поддержки предпринимателей инвестиционный климат не улучшит»

— Скажем, есть у меня пара миллионов долларов, я захожу на этот сайт и определяю, куда я могла бы их выгодно вложить?

— Вы понимаете, куда вам двигаться с этими деньгами. Многие регионы открывали сайт, экспертная группа голосовала, и через две недели сайт переставал обновляться. Опять же минимальное требование – инвестиционный портал на двух языках, а вот в Калужской области он переведен на 8 языков.

— Вряд ли только из-за этого инвесторы побежали вкладывать деньги.

— Не только, конечно. Здесь власти решили для себя «проблему курица и яйца» в инвестиционной сфере. О чем говорят чиновники? «Покажите нам инвестора, и мы найдем под него площадку». О чем говорят предприниматели? «Пока не появится площадка, мы не принесем деньги». Что первично?

Власти Калуги решили, что инвестклимат первичен. Они привлекли финансирование за счет бюджета области, выбрали участок, подвели к нему электричество, водоснабжение и создали Индустриальный парк. Понимаете, на заемные деньги область построила промпарк! Туда пошли инвесторы, деньги стали возвращаться. На сегодняшний момент в Калуге 10 индустриальных парков. Якорные резиденты здесь – Renault, Volkswagen, Новолипецкий металлургический комбинат, фармацевтические кампании, а вокруг них выстроилась цепочка более мелких местных производителей.

Пример Калуги хорошо демонстрирует тенденцию к конкуренции регионов за инвесторов и мультипликативный эффект, который возникает благодаря развитой инфраструктуре. Те территории, которые первыми создадут более выгодные и комфортные условия, и окажутся в выигрыше. Ведь бизнесу не так много и нужно – понятные правила игры.

— И не часто меняющиеся.

— Хотя бы меняющиеся по понятной логике, чтобы можно было прогнозировать работу. Мы недавно создали Штаб по защите предпринимателей. Все заявки отражают главные проблемы бизнес-сообщества – оформление земельных отношений и подключение к электросетям.

— Хотя, казалось бы и того, и другого у нас в избытке.

— О том и речь! Но это 2 главных вопроса, которые волнуют бизнес многие годы.

— Может быть, сейчас пройдет головокружение от успехов? За год до следующего национального рейтинга сумеем изменить ситуацию?

— В крае запущено много процессов: обсуждается создание Специализированной органи­зации по работе с инвесторами, восстановлена работа Экспертной группы АСИ и инвестиционного Совета при губернаторе, создается Проектный офис по внедрению лучших практик, обсуждается внесение изменений в Закон о государственно-частном партнерстве и создание нормативно-правовой базы по промышленным паркам. Сумеем мы что-то изменить или нет, зависит только от нас – я имею в виду предпринимателей – и от  региональной власти.

ДЕЛА.ru

© ДЕЛА.ru

 

новости

Более 11 тысяч жителей: подробности КРТ на Каче Почти всю территорию вдоль Качи в центре Красноярска отдали под КРТ. Зона, которую хотят застроить, простирается от Дворца пионеров до развязки на Брянской…

Наталья Герасимова: «Лучшее, что взрослые могут сделать для детей, – это вкладываться в отношения с ними» Образование детей – в руках родителей, а при той скорости изменений, которые происходят сейчас, никакая школа мира не успеет дать все необходимое…

Александр Афанасьев: «Число private-клиентов Росбанка в Сибири выросло на 20%» В ситуации глобальных экономических перемен вопросы инвестиций и развития бизнеса становятся еще более многогранными. Действенную поддержку владельцам…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).