Одними из основных приоритетов социально-экономического развития Красноярского края, как и страны в целом, являются формирование благоприятного предпринимательского климата, а также содействие развитию современных производственных и наукоемких предприятий, в том числе при разработке и реализации инвестиционных и инновационных проектов.
В настоящее время в целях поддержки и развития, в первую очередь, данной категории предпринимателей, в Красноярском крае утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае» на 2011-2013годы (далее — Программа), согласно которой субъектам малого и среднего предпринимательства, оказывается финансовая и иная поддержка за счет средств краевого бюджета.
В перечень мероприятий Программы, кроме прочих, включены:
— субсидии вновь созданным субъектам малого предпринимательства на возмещение части расходов, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом предпринимательской деятельности. Субсидии предоставляются субъектам малого предпринимательства, с момента регистрации которых до момента обращения за государственной поддержкой прошло не более года. Размер субсидии составляет 90 процентов от произведенных субъектом малого предпринимательства расходов, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом предпринимательской деятельности (без учета НДС — для получателей субсидии, применяющих общую систему налогообложения и с учетом налога на добавленную стоимость — для получателей субсидии, применяющих специальные режимы налогообложения), но не более 300 тыс. рублей одному субъекту малого предпринимательства. Субсидии предоставляются субъектам малого предпринимательства, осуществляющим приоритетные виды экономической деятельности;
— субсидии на возмещение части процентных ставок по кредитам российских кредитных организаций субъектам малого и (или) среднего предпринимательства, производящим и реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта (предоставляются ежемесячно из расчета 50 процентов произведенных субъектами малого и (или) среднего предпринимательства затрат на уплату процентных ставок, но не более 1/2 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату предоставления кредита);
— субсидии на возмещение части затрат субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, возникающих в связи с выполнением требований, предъявляемых российскими кредитными организациями при заключении кредитных договоров к объему обеспечения возвратности кредитов (далее — субсидия). Субсидии предоставляются в размере 90 процентов от затрат на оплату гарантии, поручительства или страхового взноса по заключенному кредитному договору (без учета НДС — для получателей субсидии, применяющих общую систему налогообложения), но не более 10 процентов от суммы недостающего обеспечения возвратности кредитов;
— субсидии субъектам малого и (или) среднего предпринимательства, занимающихся лесопереработкой, переработкой сельскохозяйственной продукции (кроме субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, являющихся субъектами агропромышленного комплекса), дикоросов, а также иными видами обрабатывающих производств, осуществляется в форме предоставления субсидии на возмещение части затрат на приобретение специальной техники, перерабатывающего (обрабатывающего) оборудования, агрегатов и комплексов (далее — перерабатывающее оборудование). Размер субсидии составляет 30 процентов стоимости перерабатывающего оборудования (включая транспортные расходы на его доставку и монтаж, но без учета НДС — для получателей субсидии, применяющих общую систему налогообложения), но не более 1 млн. рублей одному субъекту малого и (или) среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, занимающихся переработкой дикоросов. Размер субсидии субъектам малого и (или) среднего предпринимательства, занимающихся переработкой дикоросов, составляет 30 процентов стоимости перерабатывающего оборудования (включая транспортные расходы на его доставку и монтаж, но без учета НДС — для получателей субсидии, применяющих общую систему налогообложения), но не более 3 млн. рублей одному субъекту малого и (или) среднего предпринимательства;
— возмещение части затрат субъектов малого и (или) среднего предпринимательства, являющихся действующими малыми инновационными компаниями, связанных с реализацией инновационных проектов, в том числе направленных на коммерциализацию инновационных разработок (технологий, продуктов, услуг). Субсидии предоставляются действующим малым инновационным компаниям в размере 75 процентов от указанных выше затрат (без учета НДС — для получателей субсидии, применяющих общую систему налогообложения), но не более 5 млн. рублей одной действующей малой инновационной компании в течение одного финансового года;
— субсидии субъектам малого и (или) среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением (созданием) производственного и (или) лабораторного оборудования, специальной техники, агрегатов и комплексов, приобретением (строительством и/или капитальным ремонтом) объектов недвижимости производственного назначения. Размер субсидии составляет 50 процентов произведенных затрат (без учета НДС — для получателей субсидии, применяющих общую систему налогообложения), но не более 5 млн. рублей одному субъекту малого и (или) среднего предпринимательства в течение одного финансового года.
Кроме того, органам местного самоуправления, начиная с 2011 года рекомендовано в рамках муниципальных программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства предусматривать дополнительные меры поддержки производственных субъектов малого и среднего предпринимательства, в т.ч.:
— субсидии на возмещение части процентных ставок по кредитам российских кредитных организаций субъектам малого и (или) среднего предпринимательства, а также части лизинговых платежей;
— субсидии субъектам малого и (или) среднего предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с технологическим присоединением энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям сетевых организаций.
Однако, достижение задач модернизации экономики невозможно без создания и обеспечения деятельности инфраструктуры поддержки предпринимательства как инновационной, так и производственной. Именно поэтому в Красноярском крае, начиная с 2009 года ведется работа по созданию специализированных организаций региональной и муниципальной инфраструктуры, в том числе:
1.
В целях формирования региональной инновационной системы в Красноярском крае:
1) в 2010 году создан региональный бизнес-инкубатор. Для этого были проведены мероприятия по закреплению за краевым государственным автономным учреждением «Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор» (далее — Бизнес-инкубатор) недвижимого имущества, общей площадью 4200 м2, расположенного по адресу: г. Красноярск, пр. Свободный, 75.
В помещениях, переданных в оперативное управление Бизнес-инкубатору, в настоящее время проводится капитальный ремонт. Бизнес-инкубатор планируется оснастить оборудованием для 3D-сканирования, 3D-пласт-прототипирования, 3D-металл-прототипирования. Открытие Бизнес-инкубатора планируется летом текущего года;
2) реализуется проект создания Красноярского технопарка в сфере высоких технологий (далее — Технопарк). Технопарк станет распределенной по региону структурой, обеспечивающей симбиоз промышленности, науки и высшей школы. Размещение Технопарка — в непосредственной близости к Сибирскому федеральному университету с целью обеспечения максимально эффективной логистики по взаимодействию Технопарка и его контрагентов из научной и образовательной среды.
В настоящее время создана управляющая компания — ОАО «Красноярский Технопарк», в задачи которой на первоначальном этапе будут входить как строительство объектов, так и начало хозяйственной деятельности, включая набор и поддержку резидентов.
2.
В целях расширения площадок для развития производства на территории г.Красноярска, ЗАТО г.Железногорск, г.Дивногорска и близлежащих муниципальных образований края, в настоящее время реализуется несколько проектов, направленных на создание промышленных парков Красноярского края. Данные проекты реализуются путем объединения усилий Правительства Красноярского края, администраций муниципальных образований, а также крупных промышленных предприятий.
Основным видом услуг промышленных парков является предоставление земельных участков, производственных и офисных площадей, обеспеченных инженерной инфраструктурой, а также комплекса сервисных услуг (маркетинг, инжиниринговые услуги, бизнес планирование и другие) вновь созданным или развивающимся предприятиям малого и среднего бизнеса Красноярского края на условиях льготной аренды.
Реализация вышеназванных проектов позволит снизить дефицит производственных и офисных площадей, пригодных и доступных для малого бизнеса, создать научно-производственные площадки для «отработки» новых конкурентоспособных продуктов и технологий и внедрения их на российский и международный рынки; снизить издержки на администрирование бизнеса, обеспечить доступ к целевому обучению и повышению квалификации предпринимателей и специалистов, оказать содействие выделению конверсионных и инновационных проектов в коммерчески жизнеспособные бизнес-единицы, создать новые рабочие места и эффективно использовать интеллектуальный потенциал региона.
Начиная с 2013 года на площадках созданных промышленных парков планируется размещать производства резидентов Технопарка и Бизнес-инкубатора, которым потребуются производственные площади для расширения объемов производства.