Дискриминация по возрасту на рынке труда давно стала привычной реалией нашей жизни. Сегодня найти работу по специальности в 45 лет очень трудно, а после 50 — практически невозможно. Финансовая нестабильность обострила эту проблему во многих регионах России.
Тем не менее, как считают в кадровых агентствах Красноярска, хорошую работу найти можно, даже если дата рождения соискателя затерялась где-то в 50–60-х годах прошлого века: всё зависит от того, что именно он готов предложить нанимателю.
Культ молодости
Согласно 19 статье Конституции РФ и Трудовому кодексу, работодатель не имеет права оценивать своих сотрудников по возрасту. При этом объявления о приёме на работу практически всегда включают цифры, ограничивающие возраст соискателей, а при угрозе сокращения на предприятиях первыми начинают бояться 45–50-и т.д.-летние сотрудники.
Между тем, например, в США указание возраста сотрудника в объявлении о найме расценивается как нарушение закона и может вылиться в судебное разбирательство.
Нормы эти действуют уже почти четыре десятка лет. Кроме того, обычные американская секретарша, менеджер или специалист по работе с клиентами очень часто оказываются в возрасте «далеко за 40»: в отличие от России, молодость в мире классического чистогана является далеко не главным козырем сотрудника.
В Российских компаниях процветает культ молодости
А вот у нас — может, оттого, что российская рыночная экономика сама по себе ещё не достигла солидного возраста — процветает настоящий культ молодости. Секретарь, или продавец в магазине одежды, или работающий с заказчиками менеджер, разменявшие пятый десяток, — это по российским меркам почти неприлично.
Во многих фирмах жесткие ограничения по возрасту существуют даже для уборщиц. В результате люди самого продуктивного возраста, 40–50-летние, оптимально сочетающие работоспособность с опытом, оказываются на периферии рынка труда.
«Безусловно, дискриминация по возрасту на красноярском рынке труда существует, — говорит ведущий специалист кадрового центра «Красперсонал» Ирина Винокурова.
— Кандидаты, которые перешагнули 45-летний рубеж, в массе своей отсеиваются работодателями уже «на стадии резюме». И только в случае, когда в переговоры между соискателем и работодателем включается рекрутер, который информирует руководителя компании о каких-то особых качествах потенциального сотрудника, последний получает шанс на трудоустройство».
Ольга Трифонцева, замдиректор кадрового агентства «Персонал-центр», согласна с этим: «Есть должности, на которые устроиться в возрасте старше 25 лет просто невозможно: например, продавца в элитном магазине. Но и в других сферах работодатели обычно выставляют свои ограничения по возрасту. Мы со своей стороны пытаемся «продвинуть» людей: например, бывают случаи, когда приходится убеждать руководителя фирмы, набирающей персонал, в том, что кандидат выглядит значительно моложе своих лет».
Однако, по мнению Натальи Дьячук, директора консалтингового центра «Харизма», генерального директора холдинга «КАД-Рекрутинг», возрастная дискриминация в сфере рекрутинга в нашем городе не относится к числу острых проблем: «Руководитель подбирает персонал в соответствии с тем, какой контингент работает в его компании. У хороших специалистов есть возможности найти работу в любом возрасте. Можно сказать, что работодатели в последнее время даже повысили возрастную планку. Особенно это касается сферы производства, бухгалтерии и так далее».
Похожую точку зрения разделяет и Светлана Нуштаева, заместитель директора по рекрутингу Центра кадрового менеджмента «Ориан-Персонал»: «О дискриминации по возрасту говорить вряд ли уместно, хотя, не буду лукавить, иногда заказы компаний с пожеланиями по возрасту претендентов появляются. Однако все руководители компаний предпочитают иметь у себя в команде самодостаточных, уверенных в себе специалистов, а не просто молодых людей».
В относительно стабильные времена, разменяв пятый десяток, к поискам новой работы приступали в основном бывшие домохозяйки, которые уже вырастили детей и устали от домашней рутины, люди авантюрного склада, желающие радикально сменить обстановку, или же специалисты, отработавшие на вредном производстве. Пополнились ли сегодня их ряды 45–50-летними профессионалами, которые потеряли работу в связи с кризисом? В красноярских кадровых агентствах подобной тенденции не заметили.
«Нет, я бы не сказала, что в связи с кризисом поток соискателей за 45 лет у нас увеличился, — подтверждает Ольга Трифонцева. — Но сложно сказать, какова ситуация в целом, поскольку каждое агентство отвечает за определенный сектор рынка».
Светлана Нуштаева поясняет: «Специалисты старше 45 лет гораздо сложнее поддаются искушению сменить работу. Наверно, поэтому поток резюме от этой возрастной категории соискателей остался на прежнем уровне».
«Я не думаю, что поток 45–50-летних безработных заметно вырос в связи с кризисом, скорее пострадали люди среднего возраста: 30–35 лет», — считает Ирина Винокурова. — Но „возрастные соискатели“, конечно, стабильно встречаются среди наших клиентов».
Молодым везде у нас дорога…
Почему же российские работодатели в целом отдают предпочтение молодым сотрудникам? Тому есть несколько причин. Вот основные.
Потогонная система. Современный бизнес существует в агрессивном режиме. Некоторым категориям работников приходится весь день проводить на ногах или в разъездах. Из сотрудников стараются выжать все соки, и молодым проще справиться с интенсивными нагрузками и плотным графиком работы.
Необходимость новых специальностей и технологий. Таким видам деятельности, как, например, современный маркетинг и логистика, у нас начали обучать всего несколько лет назад. Среди представителей старшего поколения просто нет тех, кто владеет этими знаниями. Кроме того, многие 45–50-летние до сих пор не умеют обращаться с компьютером и не знают английского языка.
«Сотрудники в возрасте менее активны, они хуже обучаются новой работе, с большими трудностями внедряются в коллектив — так, по крайней мере, считают работодатели, — отмечает Ирина Винокурова. — Конечно, по большей части это просто предрассудки. Но они носят всеобщий характер».
Условия работы «на хозяина». Молодые сотрудники без предубеждения относятся к тому, что работают на владельца фирмы, в то время как у выучившихся про социализме специалистов это иногда вызывает неприятие. К тому же молодые некритично относятся к поставленным задачам и не особо задумываются о последствиях там, где опытный работник может поставить действия босса под сомнение.
Молодой коллектив. В компании, где большинство сотрудников, включая управляющего, ещё не отметили 35-летнего юбилея, появление специалиста «в возрасте» вносит некоторый диссонанс и легко провоцирует проблемы с субординацией. Молодой офисный планктон не жаждет видеть в своем водоёме кита…
Тем более что 25-летние легче вливаются в коллектив и приспосабливаются к его порядкам. «Молодые руководители, как правило, подбирают себе молодых сотрудников, — говорит Ольга Трифонцева. — Они так и заявляют: у нас „молодая организация“».
Денежные и карьерные амбиции. У новоиспеченных специалистов нет завышенных требований к вознаграждению, но при этом они заметно мотивированы на развитие, и их энергия может служить на благо «общего дела».
«При проведении интервью во время устройства на работу молодёжь в основном ведёт себя более уверено и амбициозно, молодые соискатели заинтересованы в возможности профессионального и карьерного роста, — рассказывает Светлана Нуштаева.
— А кандидаты за 45 обычно ищут просто стабильную работу со стабильной заработной платой. Поэтому многим владельцам и директорам компаний приходится взвешивать все за и против, выбирая между немолодым и опытным или молодым и энергичным менеджером».
Кое-где и «старикам» почЁт…
Но существует огромная масса 45-летних и старше, для кого всё перечисленное вовсе не является проблемой. Зато профессионалы в возрасте отличаются набором качеств, которыми молодые не могут обладать при всем желании.
Во-первых, это большой опыт работы, знание основ. Во-вторых, связи и знакомства, на которых по-прежнему в значительной степени строятся российские деловые отношения. В-третьих, отсутствие карьеризма: для профессионала важнее качественное выполнение работы.
Солидные профессионалы
всегда в цене
Кроме того, рожденные в 60-е воспитаны в таких идеалах, что часто ставят работу выше семьи, в то время как современная молодежь не готова жертвовать ради профессиональной деятельности личной жизнью и увлечениями. К тому же «старики» обычно больше дорожат местом работы.
Надо сказать, что умные работодатели это понимают. Для них реальное значение имеют только деловые качества соискателя. В идеале в каждом конкретном случае решающим фактором должен стать не возраст, а умения и навыки потенциального работника.
«Вряд ли нужно ставить «крест» на тех, „кому за…“ , — резюмирует Светлана Нуштаева. — Ведь возраст вовсе не обязательно влечет за собой деквалификацию, а это значит, что мы исходим из оценки результативности труда кандидата, из анализа предыдущей работы, возможности соответствовать корпоративному духу компании, способности соискателя успешно выполнить поставленные перед ним задачи».
Существуют и довольно представительные категории профессионалов, которым эйджизм — дискриминация по возрасту — просто не грозит. Это, например, врачи, главные бухгалтеры, налоговые менеджеры, управленцы, технические специалисты, производственники, исследователи: опыт в подобной работе является необходимым условием.
«Могу сказать, что дискриминация по возрасту именно специалистов сейчас как раз отошла на второй план, — рассказывает корреспонденту ДЕЛА.ru Владлена Калинникова, замдиректора компании «Персонал-сервис».
— Если несколько лет назад было, так сказать, «модно» нанимать на работу только молодых управленцев, то сегодня для работодателей опыт работы является превалирующим фактором. Люди с опытом руководящей работы в возрасте старше 45 имеют высокие шансы на хорошее трудоустройство. Однако это не касается рядовых сотрудников, и вряд ли в компанию возьмут работника низшего звена, скажем, бухгалтера или секретаря, которому уже за 50».
Что же остается делать последним? Только продолжать поиски. Быть может, есть смысл переучиться, пересмотреть свое отношение к работе, вооружиться знаниями о том, как продавать свои умения и навыки, — советов на эту тему полный интернет. В любом случае в новых условиях каждому заново приходится искать свое место.
…В западном мире 45 лет — самая середина рабочей карьеры, которая обычно начинается в 25 и продолжается до 65. А вот в Конго или Зимбабве 45 — это средняя продолжительность жизни. Значительной доле российских соискателей, как в Зимбабве, в 45 лет уже можно хоронить себя — как специалиста. Остается надеяться, что цивилизация продолжит укреплять свои позиции в нашем до сих пор туземном по многим меркам бизнесе.
Евгения, 48 лет, бывший технолог:
— Когда работодатель видит год моего рождения, он буквально теряет дар речи. Несколько попыток найти работу так пока и не увенчались успехом. Одна надежда на знакомства: очень рассчитываю на помощь подруги, которая обещала поговорить со своим боссом.
Валентин, 50 лет, бывший инженер:
— После сокращения даже не надеюсь устроиться на хорошее место. Наверное, придется идти в охранники, если ещё возьмут.
Елена, 51 год, бывший редактор:
— Я устраивалась на новую работу неоднократно, но каждый раз либо оставалась без зарплаты, либо сталкивалась с полным непрофессионализмом руководителей. Нынче время изданий-однодневок. Решила кардинально сменить профиль работы, стать менеджером. Но ни в одну из частных компаний пока не взяли — говорят, возраст неподходящий. При том, что выгляжу я моложе своих лет.
Татьяна АЛЁШИНА
ДЕЛА.ru