С 2014 г. на смену 94-ФЗ приходит Закон о федеральной контрактной системе, который внесет серьезные изменения в систему госзакупок. Эксперты уже сейчас уверены, что новому закону не избежать массы корректировок, и некоторые из них назрели еще до его вступления в силу.
При этом орган, ответственный за исполнение нового закона, до сих пор не определен.
Олег Харченко рассказал о нововведениях в госзакупках
10 июля замруководителя Красноярского УФАС Олег Харченко встретился с прессой, чтобы рассказать о грядущих нововведениях в системе госзакупок. По его словам, сейчас 94-ФЗ регламентирует только этап размещения заказов.
«Откуда появляется госнужда, как чиновники ее формируют, пока законом не регламентируется», — сказал Харченко.
Это обстоятельство как раз и является причиной появления тендеров на строительство туалета в стиле неоклассицизма или покупку люксовых авто.
Антимонопольщики сейчас просто не имеют права вмешиваться в этап формирования госнужды.
«Захотелось чиновнику туалет за 1,5 млн, или за 15 млн, или за 150 – ФАС ничего возразить не может», — посетовал Харченко.
Федеральная контрактная система как раз и призвана изменить существующий порядок вещей. Закон будет регламентировать все этапы формирования государственных муниципальных нужд и размещения заказов.
«Теперь заказчикам нужно будет изучать рынок, то есть просто так сказать, что мне пришло в голову сделать туалет за 2 млн, уже будет нельзя. Необходимо будет этот рынок и ценовую ситуацию на нем изучить, сформировать предложение.
Для крупных закупок вводится процедура публичного обсуждения», — рассказал Харченко.
Для крупных закупок вводится процедура публичного обсуждения
Согласно закону о ФКС ответственность за любые допущенные нарушения в закупках с 2014 г. будет нести специально обученный человек.
«Сейчас заказчики вздохнули полной грудью, потому что вводится понятие контрактного управляющего. На каждом предприятии у каждого государственного муниципального заказчика будет… ну, мы его называем «мешок для битья».
Если сейчас мы за неправильное размещение заказов штрафуем должностное лицо, руководителя предприятия, членов конкурсных комиссий, то
с нового года ответственность за все будет нести отдельно взятый, специально уполномоченный и назначенный приказом человек,
и, что бы ни произошло, какие бы нарушения ни были выявлены, теперь ответственность нести будет только он», — рассказал Харченко.
Кроме того, по его словам, закон о ФКС предоставит заказчикам новые возможности выбора способа размещения заказа.
«Если в случае полной реализации 94-ФЗ основная, доминирующая форма размещения заказа – это открытый аукцион в электронной форме, то по новому закону там масса возможностей для выбора способа размещения заказа», — сказал Харченко.
Впрочем, процедура размещения котировок, прописанная в законе о ФКС, еще до вступления его в силу вызвала резкую критику.
«Многие заказчики уже сейчас сказали, что запросы котировок с 1 января 2014 г. проводить не будут – до тех пор, пока не внесут изменений в этот закон», — сообщил замруководителя красноярского УФАС.
Чиновники не будут больше нести ответственности за нарушения в госзакупках, для этого будет определен «специальный человек»
Сейчас заявки на запрос котировок подаются в открытом виде, что ведет к массе злоупотреблений – недобросовестные представители заказчика могут своей близкой фирме передать информацию о предложениях конкурентов.
Депутаты, желая обезопасить участников торгов от такого недобросовестного поведения, ввели такое понятие, как подача заявок на запрос котировок в закрытом конверте.
«Но теперь новая беда – непонятно, что подано в закрытом конверте. То есть представителю уполномоченного органа приносят конверт и говорят: «Пишите, что вы приняли мою заявку».
Но откуда он знает, что там заявка? Он видит только конверт. Может, внутри желтый порошок. А ему потом скажут, что в конверте было самое лучшее предложение – он же расписался, что заявку получил», — сказал Харченко.
По его мнению, закон о ФКС в будущем ждут и другие изменения.
«Если проанализировать 94-ФЗ за 7 лет его существования и сравнить первую редакцию закона с действующей сейчас, то общего там – часть названий, остальное все поменялась. Скорее всего, и с законом о ФКС будет то же. У него непростая судьба, он достаточно долго принимался. Даже на стадии проекта он претерпел такие изменения, как 94-ФЗ за время существования. Скорее всего, будет очень много изменений», — дал прогноз замруководителя УФАС.
При этом, по его словам, орган, который будет ответственным за исполнение нового закона, до сих пор окончательно не определен.
«Идет борьба между аппаратами счетной палаты, 3 года существует в аппарате Минэкономразвития структура, которая предполагала, что будет специализированно, в виде отдельного федерального органа, заниматься контролем за исполнением этого закона, ну и у ФАС есть определенные амбиции. Но пока непонятно, кто будет следить», — заключил Харченко.
Александр ПЕТРОВ
ДЕЛА.ru