Партии-фантомы, пиар на рушащихся стенах и вечной теме строительства ферросплавного завода, вал кандидатов из бизнеса, кризис идей и политтехнологий — ДЕЛА.ru разбирались, каковы главные особенности входящей в финальную стадию избирательной кампании в горсовет.
По сравнению с выборами в мэры Москвы кампания в красноярский законодательный орган проходит откровенно тускло. Там ежедневно гремят скандалы и громкие разоблачения — здесь же, кроме заваленных предвыборной макулатурой подъездов, о политической борьбе мало что напоминает. На таком фоне даже прошлогодние мэрские выборы кажутся чем-то захватывающим (см. подр. «КПРФ победила в суде своего экс-кандидата в мэры»).
Выборы-2013 оказались затяжными
Политолог Александр Чернявский констатирует, что
в Красноярске никогда не было такой затяжной выборной кампании.
«Кампании некоторых игроков начались еще в марте–апреле, и это придало выборам свой оттенок — потому что когда люди расходуют ресурсы за 2 месяца, это один расклад, а когда нужно раскинуть их на полгода — это совсем другое. Отсюда проистекает и рваный характер кампании.
Возьмем для примера партию «Патриотов России», которую курирует Анатолий Быков — он был очень активен в апреле, мае, в июне активность стала затихать, в июле его было уже совсем не видно, и в августе все снова пошло. Но в августе демонстрировать свою активность приходится уже всем, потому что идет самая активная часть кампании», — сказал Чернявский.
Оппозиция построила свой пиар на критике власти
Но он усомнился в том, что кампания получилась бы более яркой в случае более сжатых сроков.
«Эта тусклость присутствует потому, что идей у штабов не так много. Оппозиция опять построила свой пиар на жесткой критике власти, «Единая Россия» — опять на исключительном позитиве и конструктивизме. То есть каких-то новых идей мы не увидели, налицо кризис идей и технологий», — отметил Чернявский.
По его словам, по сравнению с прошлой кампанией по выборам в горсовет значительно возрос уровень конкуренции.
В частности, это касается количества материальных ресурсов, которыми располагают кандидаты.
«Понятно, что избирательная кампания — это всегда в том числе война ресурсов, и в этом плане появились люди, определенные группировки, которые могут противостоять партии власти, которая на предыдущих выборах по одномандатным округам выигрывала в одни ворота. На мой взгляд, сейчас такого безоговорочного доминирования по округам у партии власти уже не будет», — сказал политолог.
Возросло по сравнению с прошлыми выборами и разнообразие партий — их в выборах участвует 16, — что создает для избирателей определенные трудности.
«Понятно, что не все они активно участвуют в выборах, но в списках значатся и создают тем самым определенные проблемы для не слишком искушенного электората. Впрочем, это обстоятельство выгодно партиям парламентского пула, потому что многие, почесав в затылке, проголосуют за партию, за которую уже голосовали в прошлом», — предположил Чернявский.
В предвыборной агитации традиционно участвуют и московские звезды
Политолог Сергей Комарицын идет дальше, настаивая на том, что некоторых партий, номинально участвующих в выборах, в реальности не существует. Их он назвал партиями-фантомами.
«Это шесть чисто московских спойлеров, созданных кремлевским технологом Андреем Богдановым. У них есть даже один уполномоченный представитель в Красноярске — Дмитрий Астахов, что выглядит смешно и цинично, а в списках нет ни одного красноярца.
Есть еще один московский спойлер: у него в списках из 39 персонажей 20 — из Москвы и деревень Московской области. И, наконец, в выборах участвует спойлерный проект краевых властей. То есть ровно половина «партий» идут на выборы только для того, чтобы скомпрометировать идею реальной многопартийности», — сообщил Комарицын.
Но и из 8 оставшихся, нефантомных партий большинство, по словам политолога, имеют определенные договоренности с властью.
«Это главная причина, по которой, как показывают социологические опросы, большинство населения (во всех регионах, включая Красноярск) считают предстоящие выборы 8 сентября имитационными. Реальной партийной конкуренции нет», — подводит нерадостный итог Комарицын.
Впрочем, по его мнению, некоторая интрига все же сохраняется в нескольких одномандатных округах, «там, где пересекаются ресурсные кандидаты».
«Но и там выборы не носят политического характера, это борьба персоналий. Никто из участников не сумел предложить что-то серьезное и новое и как-то повысить интерес избирателей к выборам. Результатом электоральной пассивности будет чрезвычайно низкая явка», — констатирует Комарицын.
Чернявский прогнозирует явку максимум в 20%.
По мнению экспертов, сюрпризов на выборах не ожидается
Депутат Заксобрания Алексей Клешко яркой чертой кампании назвал появление массы кандидатов в горсовет от бизнеса.
«С моей точки зрения это неплохо — если у бизнеса просыпается социальная ответственность за состояние дел в городе, то это можно только приветствовать. Но меня смущает, что многие представители бизнеса не стесняясь начинают удивляться жизни народа и восклицать: «Ах, как же так люди живут!»
Так и хочется спросить — где же вы раньше были, с Луны прилетели, что ли? Кандидаты по сути демонстрируют пропасть, лежащую между разными социальными группами. Не знаю, какие цели они при этом преследуют, но не думаю, что они тем самым могут завоевать симпатии в обществе», — сказал Клешко.
Он отметил, что, по его мнению, политологи, курирующие кампанию, не всегда верно угадывают, что интересует горожан.
«Обществу пытаются навязать повестку за или против власти. Мне кажется, что для муниципальных выборов это очень неверный посыл политтехнологов, потому что на самом деле нужно обсуждать городские проблемы и пути их решения. Мне кажется, что подход «Баба Яга против» — не лучший вариант для муниципальной кампании», — сказал Клешко.
Он пожурил тех кандидатов, которые пытаются зарабатывать политические очки на трагических событиях, таких как обрушение подпорной стены на пр. Свободном. «Это и морально-этически неверно, и, думаю, особых дивидендов не принесет», — полагает Клешко.
Политологи предсказывают низкую явку избирателей
Он отметил, что в горсоветовской кампании одной из главных тем, уже традиционно для выборов, стало строительство Енисейского ферросплавного завода.
«Мне кажется, в этом вопросе было бы важно проявить консолидацию политических элит, потому что именно она может привести к тому результату, который бы устроил большинство горожан. А попытка кого-то доказать, что он больше против завода, чем другие — это, мне кажется, не самое лучшее решение кампании», — заключил Клешко.
Александр ПЕТРОВ
ДЕЛА.ru