статья

«Вторые» города

Журнал «Деловой Квартал» КрасноярскКрасноярск был и остается притяга­тельным для столичных и региональных компаний. А вот в край пока идут немно­гие — для большинства инвесторов он остается «темной лошадкой».
«ДК» решил пристально всмотреться во «вторые» города Красноярского края.

Директор канской компании «Медиа-Ресурс» (проекты «Европа плюс», «Радио «Шан­сон») Вадим Сорокин в Канске человек не местный. Он красноярец. Уехал в провинциальный город специально для того, чтобы делать там бизнес.
В Красноярске конкуренция на медиарынке очень высокая, в регионе же за довольно короткий срок ему удалось поставить бизнес на ноги и стать одним из лидеров рынка. «С моей точки зрения, потенциал «вторых» городов недооценен», — сказал г-н Сорокин.

Об этом же говорит и глава г. Норильска Сергей Шмаков. Он рассказал историю о том, как в северную столицу края пришел федеральный ритей­лер бытовой техники и за месяц сделал такую выручку, какую в Крас­ноярске — за год.

Красноярский край
Численность занятых в экономике (среднегодовая, данные за 2008 г., тыс. чел.)

Почему инвесторы не спешат в самый богатый город края

Столица края г. Красноярск по определению носит звание города номер один в регионе. Имеет самую большую численность населения — около 930 тыс. человек, кроме того, находится в центре транспортной развязки север-юг — запад-восток. Однако если говорить о финансовой сос­тавляющей — удельном весе налоговых и неналоговых поступлений от предприятий и компаний города в бюджет региона, — Красноярск кон­курирует с Норильском.

Диаграммы
Доля «Норникеля» в бюджете региона будет снижаться

В 2008 г. перечисления «северной столицы» в бюджеты разных уровней составили около 40% от общего объема налоговых и неналоговых поступлений в крае. У Красноярска этот показатель равнялся 31,3%. В текущем году доля Норильска падает: по информации, предоставленной «ДК» министерством экономики и регионального развития Красноярского края, в первом полугодии 2009 г. финансовая емкость отгруженных товаров по профильному направлению города «обрабатывающие производства» сократилась примерно на треть и составила около 90 млрд руб. Однако даже с этим показателем Норильск в большом отрыве от других «вторых» городов края.

У Ачинска, Железногорска и Канска, следующих по численности населения за Норильском, финансовая емкость отгруженных товаров собственного производства в 10-45 раз меньше. Столь колоссальный отрыв Норильску обеспечивает одно-единственное предприятие «Норильский филиал ГМК «Норильский никель». Северная столица края — так называемый моногород. Причем «Норникель» является главным налогоплательщиком не только города Норильска, но и всего Красноярского края.

Доли крупнейших налогоплательщиков в налоговых и неналоговых доходах городов в 2008 г.

Несмотря на кризис, платежеспособность норильчан остается очень высо­кой. Один из примеров — количество денег, потраченных жителями этого города в торговых сетях. По подсчетам «ДК», среднестатистический житель Норильска ежемесячно оставляет в розничных сетях города около 10 тыс. руб. Тогда как в других городах края этот показатель колеблется от 3,5 до 6 тыс. руб.

Не экономят норильчане и на общепите. За 6 месяцев текущего года они оставили в кафе-столовых-ресторанах города более 2 млрд руб. Для срав­нения, жители Канска (который примерно в 2 раза меньше по количеству населения, чем Норильск) потратили на общественное питание 39 млн руб.

Таблица
Оборот розничного рынка в городах края
(города расположены в алфавитном порядке; источник: Красноярскстат)

Однако, несмотря на то что Норильск, как утверждает глава этого города, открыт для захода внешних компаний, инвесторы не спешат в самый богатый город края. Причина проста — его географическое расположение. Норильск удален от транспортно-логистических узлов на тысячи кило­метров, кроме того, не имеет авто- и железнодорожного сообщения с «материком». Единственный более-менее стабильный способ доставки в Норильск — авиация — самый дорогой из всех существующих. Компании, желающие войти в Норильск, чаще всего «ломают копья» именно об логистику.

На чем стоит экономика «вторых» городов

Значительно ближе к краевому центру (в 160 км) расположен другой крупный налогоплательщик региона — Ачинск. В первом полугодии 2009 г. финансовая емкость отгруженной продукции организациями этого города по ключевым видам деятельности (обрабатывающее производство и производство электроэнергии, газа и воды) составила около 8,5 млрд руб. Бюджет города формируют несколько крупных предприятий, в частности «РУСАЛ Ачинск».

Таблица
Оборот общепита в городах края (источник: Красноярскстат)

Председатель ачинского «Бизнес-инкубатора» Виктор Квасов считает, что одним из главных конкурентных преимуществ этого города является его расположение. Город стоит на Транссибе, что упрощает логистику. При этом находится в оптимальном удалении от Красноярска, что дает возможность развиваться предпринимательству, в частности, игрокам розничного рынка.
В Ачинске присутствует достаточно много сетевых федеральных и красноярских компаний, например, сейчас в этот город заходит красноярский продуктовый ритейлер «Командор». По словам г-на Квасова, за минувший год в городе увеличилось число местных компаний, оказывающих бытовые услуги.

С финансовым результатом в 7,2 млрд руб. по объему всех «отгруженных» городом товаров и услуг в первом полугодии 2009 г. за Ачинском следует закрытый город Железногорск. Он расположен в нескольких десятках километров от Красноярска. Крупные налогоплательщики «Девятки» — ФГУП «Горно-химический комбинат», ИСС им. академика М. Ф. Решетнева. Доля налогов, отчисляемых ведущими предприятиями города, в общем объеме составляет около 45%.

Руководитель управления экономики и финансового планирования адми­нистрации ЗАТО г. Железногорск Наталья Соловьева рассказала «ДК»: «Основным направлением деятельности компаний, зашедших на территорию Железногорска из других регионов, является торговля. Так, за последнее время у нас начали работать «Пятерочка» и «Астория». Однако учитывая закрытость города, активного вхождения федеральных и краевых компаний на территорию Железногорска не прослеживается».

Наталья Соловьева рассказала, что в текущем году в городе активи­зировалось строительство (рост 142%), при этом на 20% снизился оборот розничного рынка. Г-жа Соловьева также отметила, что продажа товаров несобственного производства за 1 полугодие 2009 г. снизилась примерно на 10% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.

Замыкают группу лидирующих городов форпосты края: с южной стороны Минусинск, с восточной — Канск. Эти города схожи тем, что имеют большой частный сектор на своей территории. И оба ведут строительство нового жилья. В частности, красноярская компания «Монолитхолдинг» строит в Минусинске жилой микрорайон.

Таблица
Введено в эксплуатацию жилья (города расположены в алфавитном порядке;
источник: Красноярскстат)

Крупные предприятия Канска представлены в различных отраслях — металлургии, деревообработке, машиностроении, пищевой промышлен­ности. Минусинск сейчас в основном специализируется на «пищевке». Объем «отгруженных» товаров и услуг в первом полугодии 2009 г. в Минусинске составил около 2 млрд руб, в Канске — около 1,5 млрд руб.

Из заметных инвестиционных проектов в Канске эксперты выделили запуск моста через реку Кан. В этот проект было инвестировано около 300 млн руб. А также во-зобновление деятельности Канского ликероводочного завода. В мае 2009 г. на аукционе завод был приобретен группой компаний «Байкалфарм» за 30 млн руб. До конца 2009 г. на Канском ЛВЗ планируется произвести до 120 тыс. дал алкоголя, а в 2010 г. увеличить объем производства до 550 тыс. дал.

Власть назвала самые эффективные города края

Комплексную оценку социально-экономического развития городов края «ДК» удалось получить в правительстве региона. Министр экономики и регионального развития Красноярского края Алексей Иванов поделился с нами результатами мониторинга деятельности городов края за 2008 г.

«В сфере «развитие малого и среднего предпринимательства» наивысшие ранги присвоены Красноярску, Норильску, Шарыпово. Наиболее значимыми показателями при оценке эффективности были следующие: число субъектов малого предпринимательства на 10 тыс. населения и объем расходов бюджета муниципального образования на развитие и поддержку малого предпринимательства», — рассказал г-н Иванов.

Министерство транспорта и связи Красноярского края оценило города по направлению «дорожное хозяйство и транспорт». Победили те, у кого доля отремонтированных автомобильных дорог общего пользования местного значения оказалось наивысшей. Это Железногорск, Сосновоборск, Канск.

Города оценивались по 10 параметрам, среди которых также были доходы населения, развитие здравоохранения и образования, доступность и качество жилья, улучшение инвестиционной привлекательности и др. Высшие ранги за комплексное социально-экономическое развитие из 17 городских округов в итоге региональные власти присвоили Красноярску, Сосновоборску и Минусинску.

Татьяна СОБОЛЕВА
Журнал «Деловой квартал — Красноярск»

© ДЕЛА.ru

 

новости

Аэропорту заказали проект реконструкции советской «взлетки» В Красноярском крае объявили закупку для одного из самых важных транспортных объектов –  взлетно-посадочной полосы международного аэропорта…

Впервые отчет мэра транслировался в соцсетях Мэр Красноярска Владислав Логинов выступил перед депутатами горсовета с традиционным ежегодным отчетом о работе администрации. Для жителей впервые была…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).