Как выбраться из долговой ямы и не попасть в неё снова
В должниках может оказаться как молодая компания, так и солидная фирма. Для кого-то сложные экономические условия — это возможность не платить по счетам, но для большинства — серьезная проблема.
Риску подвергаются и те, кто должен, и те, кому должны. Нарушение договорных отношений образует цепочку, руша бизнес сразу нескольких компаний.
Ситуация первая. Кредиторская
Последствия длительного невозврата и, соответственно, накопления долгов могут привести к визиту в офис компании судебных приставов или коллекторов. Деньги так или иначе вернуть придется, возможно, потеряв часть имущества компании и доверительные отношения с кредиторами.
В случае длительной неуплаты налогов инкассовыми поручениями налоговой инспекции будут блокированы банковские счета организации, в итоге — парализована ее деятельность. В худшем случае в компании решением арбитражного суда будет введена процедура банкротства, выбраться из которой, сохранив фирму, удается единицам.
Ситуация вторая. Дебиторская
Длительный невозврат долга контрагентом приводит к возникновению финансовых проблем у вашей фирмы. Долг необходимо взыскать любым способом: обратиться в суд, в коллекторское агентство или инициировать процедуру банкротства фирмы-должника. Можно еще долг реструктурировать, тогда вернуть удастся хотя бы часть. Или — простить, навсегда занеся должника в ваш личный черный список.
Запуск «черных» схем ликвидации для должника в данном случае не выход, как для его контрагента — «выбивание» долга всеми доступными средствами. Законный путь возврата долга выгоден всем, а возможностей для этого сейчас более чем достаточно.
Без кредитной паники
Подписав договор кредитования, организация берет на себя обязательства, которые в любом случае придется выполнять. Откладывая выплаты по кредиту, фирма ухудшает свое финансовое положение, накапливая штрафы и проценты, а также портит кредитную историю и лишает себя возможности взять еще один кредит.
Сегодня банки и лизинговые компании все чаще идут навстречу должникам. «Если возникли проблемы, в первую очередь клиенту необходимо обратиться в банк, — рассказывает Наталья Потапова, управляющий филиалом ОАО «Уралсиб» в городе Красноярске. — Банку нужно предоставить документы, подтверждающие снижение платежеспособности или потерю источника дохода».
По словам Натальи Потаповой, в настоящее время банки активно проводят реструктуризацию кредитов и предлагают заемщикам следующие условия:
- отмену штрафных санкций (данная программа является самой распространенной);
- перевод долга. Эта программа подразумевает наличие желающего приобрести автомобиль или квартиру, находящиеся в залоге у банка, и готового погашать кредит за действующего должника;
- перекредитование. По этой программе заемщику предоставляется новый кредит для погашения старого;
- временное уменьшение суммы ежемесячного платежа, обычно на срок от шести месяцев до одного года.
Наталья Потаповауправляющий филиалом ОАО «УРАЛСИБ» в Красноярске:
Перед банками не стоит задача загнать заемщика в долговую яму — они заинтересованы лишь в том, чтобы заемщик вовремя и в полном объеме погашал выданный ему кредит.
Банки идут навстречу должникам, но только при условии, что сам заемщик идет на контакт с банком, понимает, что его трудности временные, и он сам имеет твердое намерение продолжать рассчитываться с банком по своим задолженностям. Банки предлагают различные варианты реструктуризации долга, и всегда можно подобрать такой, который устроит обе стороны
Ты — мне, я — тебе
В случае возникновения задолженности оптимальным вариантом будет договоренность с партнерами о рассрочке платежа (ее необходимо оформить документально). Раньше за просроченную задолженность выставляли штрафы, сейчас уже редко кто это делает — каждый понимает, что в такой ситуации может оказаться сам.
«Схема реструктуризации долга подбирается индивидуально, — разъясняет Максим Богомолов, генеральный директор компании «ЮСБ Коллектор».
— Выбор зависит от того, какие активы есть у предприятия, какое имущество было заложено и т. д.».
По мнению Максима Богомолова, поручительство — наиболее эффективный механизм обеспечения условий договора.
«Предоставить контрагенту товар или услугу, особенно на крупную сумму, а потом полтора года пытаться получить с него за это деньги, — значит не продать товар, а создать себе проблему, — говорит Максим Богомолов.
— И если банки страхуют риски, оформляя залог или поручительство, то бизнес нечасто пользуется этими механизмами».
В случае если должник все же уклоняется от возврата долга и конструктивного диалога, Максим Богомолов рекомендует не тянуть с обращением в суд и получить исполнительный лист: «Впоследствии намного проще договориться, имея на руках документ на взыскание и заявление на признание должника банкротом».
Максим Богомоловгенеральный директор фирмы «ЮСБ Коллектор»:
Целесообразнее всего заниматься профилактикой невыполнения договорных обязательств. В этом могут помочь аудиторские фирмы, способные достаточно полно оценить финансовую состоятельность той или иной компании, выявить риски и проработать тактику их минимизации.
Перед заключением договора о сотрудничестве стоит уделять самое пристальное внимание проверке контрагента, используя различные способы. Ценную информацию часто можно найти в Интернете: например, решения арбитражных судов и налоговых органов или сведения о начатой процедуре банкротства компании-контрагента.
Коллекторские схемы
В последнее время возросло и число обращений в коллекторские агентства, которые профессионально занимаются взысканием долгов. В основном они выступают в качестве посредников между должником и банком.
По данным Максима Богомолова, у красноярских коллекторов около 70 процентов договоров заключено с банками; у крупных федеральных агентств эта цифра еще выше — от 90 до 100 процентов.
Все банки сейчас вносят в договор пункт, согласно которому банк имеет право передать информацию о долге коллекторскому агентству — и заемщик изначально с этим соглашается.
Коллекторские агентства обычно берут от 18 до 30 процентов по банковским кредитам, а по корпоративным долгам — от 25 до 50-70 процентов. «Процент зависит от характеристик долга, — рассказывает Максим Богомолов, — сроков задолженности, имущественного положения должника и т. д.».
Грамотная коллекторская работа состоит из нескольких этапов. Первый — сбор информации о юридическом лице (учредители, контрагенты, контракты и т. д.). Второй — переговоры или попытка выйти на связь с его руководителем.
«Если директор не скрывается, мы пытаемся с ним встретиться и выяснить возможности погашения задолженности, — говорит Максим Богомолов, — дальнейшее зависит от того, что он нам скажет. Предъявляем требования, а он соглашается или нет.
Если согласен, можем говорить о реструктуризации, рассрочках. Если отказывается платить, мы вручаем ему претензию с обоснованием, требованиями и рассказом о юридических последствиях. Затем следует подготовка документов в суд. Не бывает такого, чтобы невозможно было взыскать долг, особенно по банкам. До суда обычно доходит 50 процентов дел по физическим лицам, 80-90 процентов — по юридическим».
Суд может снизить только сумму штрафных санкций — основную сумму долга уменьшить нельзя.
Долг бартером
Сейчас у многих компаний не хватает денежных средств, поэтому коллекторские агентства запускают проекты выплаты долгов по бартеру.
Суть подобных схем раскрывает Наталья Едалова, руководитель уникального проекта «Бартер-РСК» коллекторского агентства «Собрание Сибирь коллекшн»:
«Мы помогаем найти и организовать обмен собственной продукции компании на продукцию другой компании. Бартер — это обменная цепочка, которая может состоять из двух, трех, десяти звеньев. В конце цепочки всегда находится платежеспособный клиент; деньги «расшиваются» в обратном порядке, ликвидируя дебиторскую задолженность. В случае необходимости мы также помогаем реализовать продукцию. Наша задача: найти оптимальное решение, удовлетворяющие обе стороны — и кредитора, и должника».
По мнению Натальи Едаловой, преимущество бартерной схемы расчета по долгам — сохранение и улучшение партнерских отношений между компаниями при эффективности, сопоставимой с обычной коллекторской работой — до 80 процентов.
Наталья Едаловаруководитель проекта «Бартер-РСК» коллекторского агентства «Собрание Сибирь коллекшн»:
Бартерная «расшивка» долгов была широко применима еще в 1990-е годы. И сегодня в Красноярске уже есть компании, которые для оптимизации долговой нагрузки самостоятельно в своей работе применяют подобные схемы.
Работа нашей организации состоит в детализации всей цепочки взаимосвязей между компаниями и поиске точек, где может быть образован взаимный бартерный интерес. В случае использования бартерной схемы процент возврата долга значительно выше, чем при взыскании денег.
Злой и добрый коллектор
В настоящее время нет законодательства, регулирующего деятельность коллекторов. По сути своей это организации, оказывающие юридические услуги, а значит, у них есть только те возможности и полномочия, какими обладают любые юристы.
«Само понятие «коллекторская деятельность» законодательно нигде не прописано, — разъясняет Леонид Рябов, руководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю, — принципы их деятельности и ответственность нигде не закреплены, а это порождает массу незаконных действий со стороны коллекторов».
По словам Леонида Рябова, сегодня единственным государственным органом исполнительной власти, который наделен законными полномочиями по принудительному исполнению судебных решений и актов уполномоченных органов, является Федеральная служба судебных приставов. Представители коллекторских агентств не имеют права проникать на частную территорию, требовать от граждан уплаты долга и производить изъятие имущества должников.
Леонид Рябов рекомендует людям, к которым явился человек, называющий себя коллектором, прежде всего потребовать документы, удостоверяющие его полномочия. В случае отказа по возможности не общаться и попросить его уйти, но ни в коем случае не впускать его в дом. Если все-таки в дом зашли, стали угрожать и предъявлять претензии, необходимо сразу же звонить в милицию и сообщать о проникновении в жилище и угрозе жизни и здоровью.
Нечистоплотная работа некоторых «коллекторов» породила антиколлекторские агентства. Так называемые антиколлекторы — это юристы, специализирующиеся на защите интересов заемщиков. Суть их деятельности — оптимизация задолженности. В отличие от коллекторов они не «собирают» долги, а помогают должникам минимизировать штрафы за просроченные кредиты.
«Большинство коллекторов используют незаконные методы, — считает Антон Калинин, генеральный директор юридического агентства «А и Партнеры». — Но у нас были прецеденты, когда коллекторы оставляли должника в покое и взыскивали деньги уже в законном, судебном, порядке».
Антон Калинингенеральный директор юридического
агентства «А и Партнеры»:
Работа юриста с дебиторской задолженностью начинается с анализа документов. Юристы запрашивают все бумаги, связанные с контрагентом-должником: договоры, акты сверки, счета-фактуры и любую другую информацию о нем. Проводят анализ документов. Рассчитывают сумму долга, включая судебные издержки. Составляют претензию, которая отправляется контрагенту.
Антиколлекторы не уводят человека от его долга, не прячут его. Но долг должен быть возвращен в законном порядке, чтобы никто нас не бил палкой и не звонил нам в два часа ночи.
Не коллекторы — приставы
Если решение суда вступило в силу, а фирма не погасила долг в пятидневный срок, нужно ожидать визита судебного пристава.
«Судебный пристав не может прийти к человеку, не являющемуся стороной исполнительного производства, требовать оплаты долга и угрожать, — рассказывает Леонид Рябов. — Судебный пристав имеет право осуществлять исполнительные действия с 6:00 до 22:00 часов. В ночное время приставы могут прийти исключительно в рамках ст. 35 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Приставы всегда приходят в форменной одежде и обязаны предъявить служебное удостоверение установленного образца. Кроме того, у пристава должно быть при себе исполнительное производство, возбужденное в отношении должника на основании судебного акта или акта уполномоченного органа. Пристав должен ознакомить стороны исполнительного производства (должника и взыскателя) с процессуальными документами и разъяснить порядок обжалования своих действий.
Опись и арест имущества должны происходить только в присутствии двух понятых.
Леонид Рябов советует быть максимально внимательными и в случае возникновения каких-либо вопросов и подозрений обращаться в районный отдел судебных приставов либо по круглосуточному телефону доверия Управления ФССП России по Красноярскому краю 2-110-200.
«Коллекторы не могут произвольно «накручивать» сумму долга, — разъясняет Леонид Рябов. — Нужно помнить, что только судебный пристав-исполнитель, в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве», имеет право в случае истечения срока, данного должнику для добровольного исполнения решения суда, взыскать семь процентов исполнительского сбора».
Леонид Рябовруководитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю,
действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3-го класса:
Коллектор может работать с долгом на всех этапах (на досудебном, судебном, на этапе исполнительного производства), но при этом имеет право только на проведение переговоров от лица кредитора, иными словами — может представлять интересы взыскателя как в суде, так и в работе с судебным приставом-исполнителем.
Коллекторы не имеет права использовать незаконные методы, которые унижают честь и достоинство гражданина, вводить его в заблуждение относительно суммы долга, входить без согласия проживающих в их дом, а также беспокоить должника в ночное время.
Нечаянное преступление
Когда у предприятия недостаточно средств для удовлетворения всех его потребностей, руководители пытаются пустить в дело средства, предназначенные для уплаты налогов.
«У налоговых инспекций существуют права по бесспорному взысканию сумм налогов посредством предъявления к расчетному счету инкассовых поручений, — рассказывает Ирина Борбит, начальник отдела документальных проверок и ревизий Управления по налоговым преступлениям ГУВД по Красноярскому краю.
— Когда расчетные счета плательщика заблокированы инкассовыми поручениями, все средства, которые туда поступят, спишутся в погашение налоговых обязательств. Плательщику может показаться, что он ничего незаконного не совершает, самостоятельно определяя приоритеты платежей, но на деле он нарушает очередность, которая существует в законодательстве».
Например, плательщик просит своего должника напрямую перечислить деньги на оплату электроэнергии, аренды или по любым другим обязательствам, минуя расчетный счет. По словам Ирины Борбит, налогоплательщик не совершает преступления с точки зрения гражданского законодательства, не укрывает средства, все деньги проходят по счетам. Но эти деньги сокрыты от взыскания недоимки по налогам.
В соответствии со ст. 199.2 УК РФ, сокрытие денежных средств либо имущества организации, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, карается штрафом в размере от 200 до 500 тысяч рублей либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Преступление считается совершенным, если мимо инкассового поручения прошло более 250 тысяч рублей. И в настоящее время число таких преступлений растет. Только за 4 месяца 2009 года их выявлено 19.
Ирина Борбит советует тщательнее планировать налоговые платежи: «Если предприятие уклоняется от уплаты налога, рассчитанного и задекларированного, то бюджет, формируемый с учетом этих поступлений, недополучает средства, и в первую очередь страдают социальные программы».
Ирина Борбитначальник отдела документальных проверок и ревизий Управления по налоговым преступлениям
ГУВД по Красноярскому краю:
Нужно соблюдать налоговое законодательство, более грамотно рассчитывать и планировать свой бизнес, так, чтобы налоговые обязательства не оказались неожиданностью, а были бы такими же планируемыми и прогнозируемыми затратами, как заработная плата, аренда и другие.
Как только планирование налоговых обязательств станет для руководителя предприятия понятной процедурой как с точки зрения ведения бизнеса, так и с точки зрения гражданской позиции, наполняемость бюджета будет более стабильной.
Превентивные меры
Обезопасить бизнес от невыполнения обязательств способна качественно выполненная договорная работа. Максим Богомолов считает, что не должно быть «типовых» договоров для неоднотипных отношений — только разработанные юристами. В нем непременно следует описать последовательность выполнения всех необходимых действий с определением ответственных лиц и сроков. Уменьшает риски неисполнения обязательств по договору диверсификация обеспечений, причем применение нескольких их видов (залог, поручительство, штрафы и т. д.).
Юристы признают поручительство одним из наиболее простых и эффективных способов обеспечения: если руководитель поручается за выполнение обязательств личным имуществом, значит, он уверен в свой фирме. К тому же в этом случае становится бесполезным такой популярный вид уклонения от уплаты долгов, как «альтернативная ликвидация». В подобной ситуации даже при смене директора, учредителя и юридического адреса существуют правовые инструменты по взысканию задолженности с контрагента.
Текст: Алена Грудницкая, Анна Нарушевич
Фото: Эдуард Карпейкин
Журнал «Советник. Грамотное управление»