Ситуация с водоснабжением и водоотведением в стране ухудшается с каждым годом и, по мнению экспертов, грозит превратиться в национальную катастрофу. Очистные сооружения изношены, система госконтроля отсутствует, правовое регулирование отрасли фрагментарно и недостаточно. Однако расписаться в своем бессилии государство не спешит и с помощью нового законопроекта «О водоснабжении и канализовании» надеется сделать отрасль доходной и высокоэффективной.
Гордиев узел
Состояние систем водоснабжения и канализации в стране известно всем — технически отсталое, без внутренних резервов для модернизации. В крае ситуация ничуть не лучше. По данным Енисейского бассейнового водного управления, лишь 10% сточных вод, требующих очистки, доводятся до нормы, 81% — недостаточно очищены, а 9% не проходят очистку совсем. Износ очистных сооружений водоснабжения, по информации министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, составляет 76%, очистных сооружений канализации — 90%, канализационных сетей — 42%.
Понятно, что собственных средств Водоканала фна модернизацию не хватает, а выделять дотации государство не спешит. «В результате тарифного регулирования на всю свою производственную деятельность мы зарабатываем не более 400 миллионов рублей в год, — рассказывает начальник экологического центра „Краском“ Виктория Коломейцева. — На очистные сооружения мы можем выделить от силы 100 миллионов рублей, но этого хватит только на поддержание сооружений в нормальном состоянии. Ни на строительство новых, ни на реконструкцию старых — денег нет».
А нужно на модернизацию сооружений немало. Чтобы Красноярск достиг всех нормативов по сбросу сточных вод, требуется около 5 млрд рублей, чтобы страна в целом — порядка 3 трлн. Для сравнения: сумма, ежегодно выделяемая Красноярскому краю в рамках федеральной программы «Чистая вода», составляет 300 млн рублей,а на всю страну — 13,3 млрд.
От предприятий помощи тоже не дождаться. По словам начальника отдела бассейновых программ и соглашений Енисейского бассейнового водного управления Елены Луничкиной, они бы и рады обзавестись необходимой системой очистки, но денег нет. Да и резервы искать незачем — размер штрафа несопоставим со стоимостью строительства и эксплуатации очистных сооружений, выгоднее платить его раз в месяц, чем вкладываться на годы.
Беззаконие
Решить проблемы отрасли государство пытается с помощью нового законопроекта «О водоснабжении и канализовании», внесенного в середине января в Госдуму. Отраслевой закон необходим, ведь сегодня этот сектор коммунального хозяйства регулируется только постановлением правительства. «Есть еще ряд „тематических“ законов, но они носят межотраслевой характер и не учитывают особенностей отношений в этой сфере, — рассказывает директор по правовым и корпоративным вопросам компании „Российские коммунальные системы“ (принимавшей участие в разработке закона) Андрей Чибис. — В результате для ряда вопросов в существующем правовом поле просто не находится места».
Первое, что предлагает законопроект, — упорядочить штрафы. Сегодня деньги идут по кругу: Росприроднадзор штрафует Водоканал, а он в качестве компенсации — предприятия. 20% собранных денег уходит в Федерацию, 80% — пополам распределяются между краевым и городским бюджетами. По новым правилам штрафовать всех будет один контрольный орган (Росприроднадзор). Часть денег вернется в Водоканал, часть — осядет в бюджете. Однако, по словам Виктории Коломейцевой, механизм «возврата» денег в законопроекте не прописан. «Сегодня действует отработанная цепочка платежей, — говорит она, — боюсь, что новый закон перевернет все с ног на голову».
Второе — ужесточение контроля местной власти. «Муниципа-литеты, владеющие системами водоснабжения, не несут никакой ответственности за их содержание, — говорит Андрей Чибис. — Средства, которые уплачивались в бюджет и тратились там по усмотрению местных властей, но никак не на природоохранные мероприятия, по новому закону будут оставаться у Водоканалов». Инициатива, конечно, хорошая, но не новая. И сегодня все природоохранные мероприятия края финансируются за счет корректировки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Однако это проблему не решает. «Строительство очистного сооружения может благополучно длиться два года, — говорит Виктория Коломейцева, — а на третий год у предприятия начинаются финансовые проблемы, и достроить его оно уже не может».
Третье — привлечение в отрасль частных инвестиций: без них, уверен Андрей Чибис, систему водоснабжения не поднять. «Если инвестиции привлекать только за счет повышения тарифа, то для того, чтобы заменить изношенные сети в течение 10 лет, потребуется за год увеличить тариф в 3–4 раза, если же замену основных фондов осуществить за пять лет — то в 5–6 раз, — рассказывает он. — А за счет бюджета провести модернизацию просто невозможно». Правда, говорят эксперты, назвать отрасль привлекательной для бизнеса можно пока с большим натягом.
Живительная сила
То, что государство пытается привлечь частные инвестиции в сферу ЖКХ, совершенно понятно и оправданно. Но вот какой резон бизнесу связываться с ЖКХ, да еще вкладывать туда огромные деньги, пока загадка. «Рентабельность этой отрасли невысока, особенно если сравнивать со строительным бизнесом или сферой торговли, — говорит главный инженер Красноярского института „Водоканалпроект“ Григорий Красавин. — А сроки окупаемости измеряются десятками лет, поэтому крайне важно, чтобы соглашение было долгосрочным. Не менее важно и наличие так называемых „длинных денег“ — возможности взять долгосрочный кредит на 7–10 лет».
На долгосрочные отношения, как и на долгосрочное их кредитование, уповают и сами разработчики закона. По словам Андрея Чибиса, нужно на федеральном уровне прописать правила ведения бизнеса. «Это касается вопросов передачи объектов инфраструктуры в эксплуатацию, вопросов тарифного регулирования, взаимодействия с органами публичной власти, соблюдения обязательств по возврату инвестированных средств», — говорит он. По мнению Григория Красавина, кроме гарантий для бизнеса на федеральном уровне должен быть закреплен механизм государственного контроля. «Вода — стратегический ресурс, отдавая ее в частные руки, государство должно очень внимательно следить за качеством предоставляемых услуг и надежностью работы сооружений», — отмечает он.
Однако, как ни крути, пока все предложения больше похожи на теоремы, чем на доказательства. На практике же проблема строительства и реконструкции очистных сооружений настолько масштабна, что решить ее только с помощью частных денег, уверены эксперты, не получится.
По словам профессора кафедры прикладной экологии ИЭУиП СФУ Ольги Морозовой, в крае много районов, где не то что систем очистки — обычной канализации нет. «Для сельских территорий это огромная проблема, — говорит она. — В одних районах, например в Абанском, люди нуждаются в канализации, чтобы улучшить условия жизни, в других, как в Дзержинском районе, чтобы начать пить чистую воду, потому что природная вода из скважин очень жесткая, с повышенным содержанием железа». По информации министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, лишь 51,7% сельского населения региона охвачено централизованным водоснабжением.
Но вот как раз в села бизнес не пойдет. «Для инвесторов гораздо привлекательнее крупные города, где много пользователей, — говорит Григорий Красавин. — Малым населенным пунктам, нуждающимся в срочной помощи гораздо больше, чем города, без государственных вливаний систему водоснабжения не наладить».
Новый подход к системе водоснабжения, как и новый законопроект, нуждается, по мнению экспертов, в серьезной доработке. И хотя, по словам Виктории Коломейцевой, часть положений, обозначенных в документе, вполне обоснованны, для их реализации потребуется не менее 25 подзаконных актов, о разработке которых речи пока не идет.
Виктория Дмитриева
Журнал «Советник. Грамотное управление»