Доля автомобилей сегмента SUV в Красноярске за первые четыре месяца этого года выросла до 44% в общем объеме продаж новых машин. Прирост по сравнению с аналогичным периодами прошлого года составил 6%.
Такие данные предоставили специалисты аналитического агентства «АВТОСТАТ». Они проанализировали долю сегмента SUV (Sport Utility Vehicle) на рынке новых легковых автомобилей в крупных и средних городах России по итогам 4 месяцев 2014 года. В исследование вошли города с населением более 250 тысяч жителей. В среднем доля внедорожников в таких городах составила 40%.
С каждым годом внедорожники набирают все большую популярность в России
«Чемпионом России» в этой дисциплине оказался Владивосток с потрясающим показателем. 3а первые 4 месяца 2014 года доля внедорожников среди покупаемых новых авто поднялась до 69 %, то есть из 10 новых машин 7 — это внедорожники разных мастей.
Впрочем, во Владивостоке влажный климат и специфические дорожные условия — много сопок, крутых подъемов и спусков, узких мест, потому после дождя или образования наледи без полного привода и повышенного клиренса на улицы выезжать довольно опасно.
«Высокая доля SUV в объеме рынка новых автомобилей отмечается там, где сложные природные условия и достаточно высокие доходы населения. Доля внедорожников выше среднего значения и в наиболее крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Наименьшие значения — в городах с относительно невысокими доходами населения», — комментирует Сергей Удалов, исполнительный директор АА «АВТОСТАТ».
Столица Приморья — город зажиточный, в прошлом году средняя месячная заработная плата составила 34,5 тыс. руб., поэтому большая часть народонаселения может позволить себе внедорожник. Совсем немного от Владивостока отстал Хабаровск — 68 %. На третьем месте оказался Якутск — ровно половина всех новых покупаемых машин тут внедорожники.
Красноярск по доле внедорожников в общем объеме продаж расположился в престижной первой четверти рейтинга.
С показателем в 44% мы занимаем 14-е место. Такая же статистика в 43—45% характерна для других крупных сибирских городов с развитой экономикой и высокими доходами.
Нашими соседями по рейтингу стали Томск, Новокузнецк, Барнаул, Новосибирск. Вообще, более всего ценят внедорожники в Сибири и на Дальнем Востоке. Здесь царят суровый климат, неважные дороги, мужики любят рыбалку и охоту. Без внедорожника, хотя бы паркетного, не разберешься.
Комментирует Владимир Перекотий, создатель проекта «Коробка передач», автомобильный эксперт.
«В 2002 году кроссоверы были еще в диковинку. Именно тогда я купил себе первую машину такого типа Subaru Forester — и оказался глубоко потрясен сочетанием его возможностей. Большой багажник, высокий клиренс, по бездорожью хорошо шел. При этом мой Forester был еще и оснащен турбиной, поэтому разгонялся безумно и управлялся хорошо. После знакомства с этой машиной я принял важное решение: начал делать автомобильную программу «Коробка передач». А кроме того, дал прогноз, что в ближайшее время кроссоверы выйдут на новый уровень и отвоюют приличную долю рынка. Мы даже с Дмитрием Астафьевым поспорили по этому поводу, и спор этот я выиграл с большим преимуществом».
Долю в 45% показывает и Москва — видимо, столичные пробки приравниваются к бездорожью. Объезжать их можно только на метро или же сигая на внедорожнике через высокие бордюры.
Возможность преодолевать бездорожье в тайге, пригороде и на городских улицах —
преимущества, за которые кроссоверы ценят в Сибири
В самом хвосте рейтинга, на 70-м месте, закрепились Набережные Челны (26%). Здесь поддерживают местного производителя, и жители предпочитают ездить по родному городу на КамАЗах. А столица АвтоВАЗа Тольятти с показателем в 21% и вовсе заняла самое низкое, 73-е, место в рейтинге. Видимо, здесь проложены самые ровные в России дороги, а каждый новорожденный тольяттинец в подарок от мэрии получает новенькие «Жигули».
По темпам роста автопарка SUV Красноярский край занимает лидирующие позиции.
Доля внедорожников в продажах новых машин за первые 4 месяца 2014 г. выросла на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Самую высокую динамику в 8% продемонстрировал Екатеринбург. Эксперты отмечают: в основном доля SUV в городах выросла.
Что касается продаж внедорожников по маркам в абсолютном исчислении, то в России всего за первые 4 месяца было продано 287 270 новых автомобилей сегмента SUV, что на 6% выше прошлогодних показателей. Лидирует Nissan — 31 460 автомобилей. На втором месте Renault — 27 960 машин, на третьем — Тоyota. Дилерам этой японской компании удалось реализовать в России 27 300 внедорожников.
В Красноярском крае мы наблюдаем похожую ситуацию. На первом месте Toyota — 340 проданных машин. На второй позиции Nissan — 210 внедорожников. Третьей стала Mitsubishi — 200 автомобилей.
Красноярские продажи SUV по маркам согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ»
Toyota, как всегда, лидер продаж: в крае к этому бренду относятся с особым теплом, ценят его за надежность, качество, доступность, богатое оснащение в плане опций. Как нам сообщили в «Тойота Центре Красноярск»,
«в прошлом году стартовали продажи RAV4 нового поколения, они превзошли все ожидания. Кроссовер пользуется невероятной популярностью, спрос на него растет. Продажи RAV4 в первые 4 месяца 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года выросли на 6,87%».
Кроссовер Venza появился на российском рынке лишь в мае 2013 г, поэтому оценить динамику невозможно.
«Продажи внедорожника Highlander по сравнению с 2013 г. упали на 20%, но это связано с тем, что все машины прошлого поколения были проданы еще в декабре 2013 г., а машины нового поколения пришли только в конце февраля этого года», — прокомментировали ситуацию в Тойота Центре Красноярск.
На сегодняшний день модель возвращает к себе популярность. В целом на кроссоверы RAV4, Highlander и Venza в период с января по апрель 2014 года пришлось 34% всех продаж Тoyota в Красноярском крае.
«Все началось в 1995 году с Toyota RAV4 первого поколения. А сейчас мы не найдем ни одного автопроизводителя, в модельном ряду которого не было кроссовера. Чаще всего их уже 2—3 модели, — развивает мысль Владимир Перекотий. — Например, в модельном ряду драйверской компании BMW сейчас 4 внедорожника».
Кроссовер хорошо справляется с ролью основного автомобиля в семье.
Особенно такой, которая любит активный отдых и при первой возможности выезжает в Бобровый лог или Шерегеш. Особо плюсы ощущаются, когда в семье появится маленький ребенок — в такой машине всегда найдется дополнительное место, чтобы загрузить небольшой вагончик игрушек, установить детское кресло и приткнуть коляску.
Еще одно достоинство внедорожника — вместительный салон, в который входят дети с колясками, домашний скарб и рассада для дачи
«Прежде всего в машинах такого класса покупатели ценят вместительность семейного автомобиля, внушительный багажный отсек, широкие возможности трансформации салона и возможности полноценного внедорожника», – говорит руководитель отдела продаж «Ниссан Центр — Лидер» Игорь Краснопер.
Именно Nissan оказался на втором месте в краевом зачете после Toyota. Причем по сравнению с прошлым годом марка сделала огромный скачок вверх. Продажи внедорожников Nissan за первые 4 месяца выросли на 56%, со 135 до 210 автомобилей. Продажи в сегменте кроссовверов внутри бренда разделились следующим образом: Nissan X-Trail — 38%, Nissan Juke — 33%, Nissan Qashqai — 29%.
Комментирует Игорь Краснопер:
«Совсем скоро эта пропорция начнет меняться. В продажу поступает новый паркетник Nissan Terrano — самый доступный практичный внедорожник от Nissan, унаследовавший черты легендарных внедорожников марки. Он имеет богатый уровень оснащения уже в базовой комплектации, и стоимость машины будет невысока».
Цены на Terrano начинаются с отметки 677 000 руб. Еще не бюджетный сегмент, но уже очень близко. В этом классе среди новых иномарок в России по традиции лидирующие позиции занимает кроссовер Renault Duster.
Комментирует Денис Балтийский, директор Автоцентра «Рено на Свободном»:
«Спрос на Renault Duster за первые 4 месяца 2014 года увеличился на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Ценят его за универсальность, вместительность, за комфортное перемещение по всем видам покрытий, ведь, чего греха таить, даже в крупных городах дороги не идеальны».
Ценят SUV и за полный привод: зима у нас долгая. Есть и психологический фактор — уважение к «джипам» никуда не делось. На фоне этого Duster — уникальный по соотношению «цена-качество» кроссовер.
«У Шевроле Нивы и «УАЗа Патриота» другие покупатели, а качество китайцев вызывает вопросы. Кроме того, ликвидность на вторичном рынке у них слабая, в отличие от Duster» — отмечает Денис Балтийский.
Недавно в списке комплектаций Duster добавился последний штрих — полноприводная версия с АКПП. Кстати, всего внедорожники в объеме продаж Автоцентра «Рено на Свободном» сейчас занимают 42%.
В бюджетном сегменте рынка (500—800 тыс. руб.) безусловному лидеру конкуренцию начинают составлять китайские иномарки. Один из наиболее удачных примеров — паркетный внедорожник Lifan X60. Укомплектован автомобиль неплохо, выглядит вполне по-европейски и стоит от 499 000 рублей.
В отделе продаж официального дилера «Лифан Авто Красноярск» ДЕЛА.ru сообщили, что эта модель занимает 50—60% в общем объеме продаж китайской марки в городе. При этом за первые 4 месяца 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года спрос на модель Lifan Х60 вырос на 10%.
Еще один мотив приобретения SUV-техники, пожалуй, сильнее всего развит в России. Это дачное хозяйство.
Полгода мы вынуждены возить туда семейство, тещу, штакетник, кули с картошкой и прочие необходимые вещи. Машина с огромным багажником и салоном-трансформером отличнейшим образом приспособлена для решения этих боевых задач. Есть альтернатива — возить весь скарб с собой в прицепе, но это жутко неудобно.
Впитанная с молоком матери садово-огородная культура еще долго не изживет себя в России. Поэтому мы еще не раз будем с плохо скрываемым наслаждением наблюдать, как уважаемый человек, потея и кряхтя, грузит в свой Porsche Cayenne (за 7 миллионов рублей) рассаду, собачку, старушку и ее ридикюль.
Для каждой марки внедорожников находится свой покупатель
В премиум-классе все чаще покупатели пересаживаются с классических седанов на внедорожники. Например, в продажах Audi в Красноярск на долю кроссоверов семейства Q последние годы приходится 55—60%.
Ситуацию комментирует руководитель отдела продаж новых автомобилей «Ауди Центр Красноярск» Василий Куликов:
«Люди ценят в этих машинах высокую капитанскую посадку и хорошую обзорность, постоянный полный привод, который в наших условиях эксплуатации делает езду намного безопаснее, ну и, конечно, большой дорожный просвет. Всегда есть возможность в городе проехать через сугроб и так далее».
Компактный кроссовер Audi Q3 в общих продажах Audi в Красноярске занимает в среднем 25%. Столько же приходится на кроссовер Q5. Легендарный уже Q7 каждый год занимает 7—10 % общего объема. Красноярцы покупают его в 2 раза чаще, чем представительский седан Audi A8.
«Первое поколение Q7 выпускается уже много лет, но инженеры его постоянно совершенствуют, добавляют новые опции, моторы, коробки, поэтому он остается актуальным автомобилем. А кроме того, сейчас средняя цена продажи Q7 составляет 3 миллиона рублей. Это ощутимо меньше, чем придется отдать за обновленные BMW или Mercedes», — сообщил Василий Куликов.
Новое поколение Audi Q7 все-таки не за горами. Скорее всего, его презентация состоится в начале 2015 г. в Детройте, а весной начнется прием заказов на новинку в России.
Маркетологи крупнейших автоконцернов давно ощутили почти бездонный коммерческий потенциал этой концепции автомобилей и каждый год штампуют все новые классы SUV-техники для самой разной аудитории. Все больше появляется кроссоверов, которые в дополнение к практичности, удобству, семейственности
обыгрывают какую-то одну дополнительную потребительскую особенность.
Не нужна рабочая лошадка, нужна гламурная пони для хрупкой женской руки — пожалуйста, на наших глазах появился целый класс компактных кроссоверов. Одним из самых ярких его представителей стал Peugeot 2008, внедорожник, созданный на базе миниатюрного хетчбека Peugeot 208. В Красноярске малыш дебютировал зимой этого года. Цены на Peugeot 2008 начинаются с отметки 560 000 руб.
Желаете купить своей даме породистую игрушку с богатой спортивной историей, родословной и чтобы понтов выше крыши — пожалуйста, совсем недавно компания Porcshe вывела на рынок новый компактный внедорожник Macan. Он станет дорогой альтернативой моделям BMW Х3 и Audi Q5. Мощность базового мотора — 340 л.с. Цены на паркетник Porsche Macan стартуют с приемлемо высокого для фанатов марки уровня от 2 550 000 руб.
Есть целый класс кроссоверов, которые одинаково хорошо себя чувствуют и на умеренном бездорожье, и на асфальте гоночного трека. Например, заряженные версии Porsche Cayenne Turbo (цена от 8 110 000 руб.), Jeep Grand Cherokee SRT8 (цена от 3 625 000 руб.), BMW X6M (цена от 4 420 000 руб.) разгоняются до 100 км/час примерно за 5 секунд, при этом управляются почти так же остро, как спортивные купе.
Автопроизводители подстраиваются под разнообразные потребности любителей «джипов»
Нужен кроссовер-гигант? Пожалуйста, рынок предлагает Mercedes GL (цена от 3 650 000 рублей). По размерам и обводам он сопоставим с армейским грузовиком. Именно такой автомобиль получали российские спортсмены за победу на Олимпиаде в Сочи. Символ силы, почета и глубочайшего уважения. В дорожном потоке выглядит угрожающе. Каждый сотрудник полиции, который отваживается его остановить, получает после смены командирские 150 грамм. Кто же знает, кто окажется там внутри за тонированным стеклом? А может быть, Сам?
В общем, при таком демографическом взрыве и разнообразии, который сейчас наблюдается в сегменте SUV-техники, совсем скоро мы протестируем кроссовер с функцией газонокосилки, кроссовер-сауну и кроссовер-ковер-самолет.
Дмитрий АСТАФЬЕВ
ДЕЛА.ru