Председатель избиркома Красноярского края Константин Бочаров в общих чертах обрисовал прессе, как и куда будут устанавливать веб-камеры на избирательных участках. Пока в этом уравнении неизвестных переменных намного больше, чем известных.
Однако уже понятно, что око Большого брата вряд ли сделает президентские выборы прозрачней.
В процедуре хватает лазеек, открывающих широчайшие возможности для фальсификаций. Например, из четверти участков края трансляции не будет, а в трансляции с остальных после голосования сделают окно в несколько часов, достаточное для чего угодно.
Впрочем, очень быстро разговор с прессой скатился к обсуждению протестных митингов и возможной отставки Чурова. И Бочарова заодно.
Тема пресс-конференции с Бочаровым 20 января была заявлена так: «Новое оснащение избирательных участков Красноярского края». С участков глава регионального избиркома и начал — сообщил, что на сегодня в крае сформировано 2170 участков для голосования на выборах президента РФ, и в будущем это число может незначительно увеличиться.
Более четверти участков края останется без камер
Ради оснащения всех мест изъявления народной воли камерами 27 декабря центральная избирательная комиссия приняла постановление о порядке видеонаблюдения на избирательных участках.
Избирательным участкам в «желтых домах» и воинских частях камеры не положены
В соответствии с этим документом средства видеонаблюдения и трансляции должны применяться во всех помещениях для голосования, за исключением избирательных участков, образованных на территории больниц и других медучреждений, СИЗО, воинских частей, на судах дальнего плавания и полярных станциях, а также в труднодоступных местах, где нет возможности организовать трансляцию.
Таким образом, уже на уровне правоустанавливающего документа из-под наблюдения исключаются места, где возможно использование административного ресурса и за нужного кандидата подчас голосуют всем составом.
Исключением не станет и Красноярский край. По словам Бочарова, на 26 избирательных участках в больницах, СИЗО, воинских частях «вообще не будет установлено никакого оборудования».
Еще из 534 участков, расположенных в труднодоступных местах, трансляции не будет из-за невозможности ее организовать (как и сказано в документе), будет вестись только видеозапись (и кто потом отсмотрит отснятый материал, пока не ясно). Такие участки, пояснил Бочаров, находятся по всему краю, поскольку «треть территории края труднодоступна», и «в каждой территории по 5-10 таких участков».
Трансляции не будет на более чем 500 удаленных участках края: камеры там смогут только записывать происходящее
На 55 участках трансляция и запись будут вестись посредством спутниковой связи. На 1 557 участках — 74% от общего числа — будет и трансляция, и запись.
Примерная стоимость оборудования на всех участках превысит 55 млн руб. По предварительным данным, партия оборудования поступит в край не ранее 26 января.
Трансляция, согласно документу ЦИКа, начнется в день голосования с момента начала участковой комиссии до 20 часов по местному времени и с 21 часа по московскому времени до завершения всех избирательных процедур.
«То есть, чтобы понимали избиратели, трансляция планируется с 8 до 20 часов, дальше она прекращается и начинается с часу ночи по красноярскому времени. Это сделано для того, чтобы не были выданы в эфир результаты голосования до тех пор, пока не закончится голосование в Калининградской области», — сообщил Бочаров.
Отметим, такой маневр дает комиссиям 5 «мертвых» часов, в которые как раз и будет идти подсчет бюллетеней.
Закон опаздывает к ВыБОРАМ
Бочаров рассказал, что пока у избиркома края есть сложности с тем, куда именно вешать камеры, чтобы ничего не нарушить. Дело с том, что согласно постановлению ЦИК «средства видеонаблюдения устанавливаются таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей, а также контроля за участием граждан РФ в выборах».
Константин Бочаров: «Как я могу оценивать, профанация камеры или нет? Мое дело исполнить»
«То есть никто не должен видеть, как человек ставит галочку в бюллетене, и камеры необходимо устанавливать так, чтобы невозможно было идентифицировать гражданина», — перевел Бочаров с бюрократического на русский и посетовал, что эта часть постановления создает сложности с установкой камер.
«Помещения для голосований у нас разные, есть большие, например, спортзалы школ, но в основном, особенно это касается сельских поселений, участки расположены в крайне тесных помещениях. Как там будут установлены веб-камеры, я еще не знаю», — сказал Бочаров.
Он добавил, что комиссия уже подготовила схемы всех помещений участковых комиссий, а рекомендации, где устанавливать камеры, будут даны позже. В каждом участке должно быть установлено две веб-камеры. Одна должна охватывать помещение в целом и стол, где сидят члены комиссии, вторая камера должна смотреть на стационарные и переносные ящики для голосования, и она же должна охватывать место подсчета бюллетеней.
Бочаров отметил, что в настоящее время никаким законом использование веб-камер на участках не регулируется, «их как бы не должно быть». «Я надеюсь, что в ближайшее время законодатель урегулирует эту коллизию. Сможет или не сможет использование камер помочь в прозрачности выборов, покажет время», — сказал глава крайизбиркома.
Вопрос о том, не считает ли он сам идею с установкой камер профанацией, Бочаров назвал провокационным. «Как я могу оценивать, профанация или не профанация? Мое дело исполнить», — воскликнул он. На этом тема веб-камер себя исчерпала, и журналисты, дорвавшись до сладкого, забросали Бочарова вопросами о фальсификациях.
Чуров ни при чем
Словно бы пытаясь уверить СМИ в честности прошедших выборов в Госдуму, Бочаров рассказал, что накануне, 19 января, в Краевом суде состоялся суд по заявлению бывшего кандидата в ЗС от ЛДПР и партии КПРФ о признании результатов выборов по Ленинскому округу недействительными в связи с фальсификациями. «Суд в удовлетворении требований отказал», — заявил Бочаров.
По мнению главы крайизбиркома, для митингов против фальсификации выборов не было никаких оснований
Говорить о фальсификациях он предложил «с точки зрения фактов, а не того, что пишется в интернете».
«Как бы мы ни устанавливали вебкамеры и стеклянные ящики для голосования, всегда найдутся люди, которые поставят под сомнение честность и прозрачность выборов. Речь о фальсификациях идет с давних пор. Я начал проводить выборы в региональной избирательной комиссии с 2003 г., и каждый раз я слышу мнения о фальсификациях. Я думаю, это способ оправдать свой проигрыш», — сказал Бочаров.
Он уверен, что никаких оснований для митингов против фальсификации выборов в Красноярске не было. Бочаров объяснил, что в избирательные комиссии входят «обычные люди — учителя, санитары, врачи, пастухи, пенсионеры», которые просто не обладают необходимыми для фальсификаций правовыми познаниями. «Нет никакого смысла людям идти в комиссию и совершать преступления», — заверил Бочаров.
«Я, конечно, признаю те ошибки, которые совершатся скорей всего неумышленно — если умышленно, то это, конечно, преступление — членами комиссии того или иного органа. Я считаю, что выборы были честными, никаких оснований для митингов не было, но я признаю, что граждане РФ вправе высказывать свое мнение на митингах, и власть должна прислушиваться», — сказал Бочаров.
«То есть вы в отставку не собираетесь?» — уточнили журналисты. «А какие основания у меня, чтобы уйти в отставку? Я преступлений не совершал», — удивился глава крайизбиркома.
Ему тут же поставили в упрек 3 тыс. нарушений на выборах в Госдуму по России, признанных прокуратурой и судами. На что Бочаров дотошно перечислил все нарушения, допущенные в крае, ни одно из которых не претендует на звание серьезного.
Он признался, что удивляется требованиям определенной части общества к главе ЦИКа Владимиру Чурову уйти в отставку. «Даже если нарушения на участках и были — Чуров то тут при чем?», — удивился Бочаров.
На сладкое
Завершилась пресс-конференция и вовсе странно. Глава крайизбиркома остановил уже было засобиравшихся журналистов и попросил сказать еще несколько слов.
Он сообщил, что более комментариев прессе по телефону региональная избирательная комиссия давать не будет. «Официально заявляю, что по телефону комментариев я больше не даю: если хотите получить комментарий, приезжайте, показывайте удостоверение, и мы вам все расскажем».
Далее Бочаров развенчал призывы оппозиционеров к гражданам массово становиться наблюдателями на выборах в президенты. «В интернете много призывают всех граждан идти в наблюдатели. Но назначать наблюдателей могут только зарегистрированные кандидаты в президенты и партии, которые выдвинули зарегистрированных кандидатов.
Никакие общественные организации наблюдателей выдвигать не могут», — заверил Бочаров.
Кроме того, он намекнул, что в ЦИКе учли факт массовой публикации обличительных видеороликов в интернете после выборов в Госдуму и к президентским выборам подготовились — с правовой точки зрения.
«Закон предусматривает, что фото и видеосъемку (на участке) может производить только представитель средств массовой информации.
Закон ничего не говорит о том, что это вправе делать наблюдатели и граждане РФ», — заключил Бочаров.
Александр ДЕГТЯРЕВ
ДЕЛА.ru