Главный секрет грамотного управления и создания командного духа: людям нужно давать то, что они хотят. Это и есть основной принцип мотивации персонала.
Разработку и внедрение корпоративных программ — обучающих, направленных на повышение личной успешности, развлекательных, спортивных и т.д. и т.п. — многие компании, предлагающие услуги такого рода, преподносят как ноу-хау последнего времени.
Однако управленцы всех эпох, начиная с античности, знали: если дать людям то, что они хотят, и придумать идею, объединяющую разрозненных индивидуумов в единое целое под названием «коллектив», — они станут залогом успеха и процветания любой организации. Компания обзаведется новым поколением профессионалов, которые поднимут ее конкурентоспособность на недосягаемую высоту.
Назад в прошлое
Согласно японской теории управления «Хошен-менеджмент» (один из вариантов перевода данного термина звучит как «острие копья») все усилия, предпринимаемые сотрудниками компании, должны быть однонаправленными: миссия компании, стратегия, задачи, решаемые каждым подразделением и каждым сотрудником, должны сходиться в одну точку, которая максимально приближена к цели компании и обеспечивает ее поступательное движение.
В компании всё сводится к единому корню
Так, например, в середине 90-х годов, когда во всех бюджетных организациях были сложности с выплатой заработной платы, 106-я школа (сегодня — гимназия «Универс») предоставила педагогам возможность практической экспериментальной работы: преподавание по самостоятельно разработанным программам и «изобретение» собственных предметов. Учителя также получили возможность вести полномасштабную научную деятельность.
Руководство школы сумело организовать максимальную социальную поддержку сотрудников: «фирменный» автобус, который привозил на работу учителей; отдельные группы в детском саду для детей сотрудников; помощь в получении жилья. Каждый учитель мог принимать участие в творческих объединениях и обучающих программах — от КВН до курсов продвинутого английского, а также в узкоспециальных конференциях и семинарах.
Но самое главное — объединяющая идея создания новой школы, новой педагогики, которая и делала коллектив школы единым целым, формировала общую систему ценностей. Даже в самые трудные времена в 106-й текучки кадров не было. Более того, в школу приходили вузовские преподаватели и сотрудники научных институтов. Такой концентрации молодых, умных и талантливых мужчин в учительском коллективе не было (да и сейчас нет) больше ни в одной красноярской школе.
Три слагаемых успеха школы, да и любой компании, будь то завод или магазин, — командный дух, увлеченность общей идеей и возможность самореализации.
Управлять для людей
Команда должна быть организована по правилам
Все больше компаний в России начинают понимать, что процесс создания сплоченной команды не происходит сам по себе, что он должен быть организован в соответствии с известными принципами командообразования.
Их не столь уж много: четкое понимание каждым членом коллектива ключевых задач, стоящих перед компанией, и их приятие, осознание их как собственных; определение собственной роли в деятельности организации; принятие и использование основных методов работы фирмы; личностные мотивы — возможность карьерного роста, дружелюбная атмосфера, чувство социальной защищенности.
По словам Игоря Раздайбеды, председателя правления Стромкомбанка, в их компании тренинги и обучение персонала проходят регулярно, и прежде всего для того, чтобы сотрудники «оперировали одинаковыми понятиями, разговаривали на одном языке». При этом в банке используется «ступенчатое» обучение, когда учебу проходят руководители подразделений или более опытные сотрудники, которые потом передают полученные знания и навыки подчиненным или более молодым коллегам.
Кроме обучающей составляющей в этом случае «работает» и командный фактор: сотрудники несут ответственность друг за друга, а не просто «пересиживают» тренинг, потому что так шеф сказал.
В сущности, залог эффективности любой корпоративной программы напрямую зависит от того, действует ли при ее реализации «инициатива снизу», которая возможна только тогда, когда люди чувствуют: программа существует для них, а не для галочки.
«Сегодня рынок предлагает большое разнообразие корпоративных программ: от вакцинации против гриппа до корпоративных абонементов в фитнес-центры, — рассказывает Алексей Молчанов, тренер-консультант тренинг-консалтинговой компании Business&Business. — Например, наша компания практикует системы тренингового развития, которые, по сути, являются программами корпоративного обучения на период от одного года и более».
Алексей Молчанов, тренер-консультант тренинг-консалтинговой компании Business-
&Business:
— В корпоративных программах, как правило, принимают участие компании, имеющие стратегическое видение своего развития даже в такой непростой период. Они пользуются программами разных групп, составляют свой портфель корпоративных программ для сотрудников. Компании, которые имеют тактическое видение и ориентированы на ближайшую перспективу, как правило, не пользуются этими программами или прибегают к ним бессистемно, ориентируясь на желания своего руководителя.
По мнению Алексея Молчанова, существующие на рынке программы можно условно разделить на две группы. Первая включает в себя программы, повышающие лояльность сотрудников по отношению к компании: командообразование, страхование от клещевого энцефалита, походы в спортзал и т.д. Вторая группа включает программы, влияющие на развитие профессиональных навыков и настроя на деятельность у сотрудников компании, — образовательные и мотивационные программы.
«Программы, входящие в первую группу, позволяют создать общий положительный эмоциональный фон на фоне существующих трудностей, — считает Алексей Молчанов, — снизить текучку специалистов компании, а также сформировать определенный запас прочности (лояльность) по отношению ко всем грядущим в компании изменениям».
Программы второй группы позволяют дать сотрудникам навыки и инструменты, эффективные в текущей деятельности, повысить их рабочий настрой (а соответственно, и их вклад в общее дело), который положительным образом сказывается на эффективности деятельности всей компании.
Обратная связь
Сегодня, безусловно, наиболее популярны такие корпоративные программы, которые связаны со здоровьем и личной успешностью.
«К нашим услугам обращаются прежде всего те компании, которые заботятся о здоровье и работоспособности своих сотрудников, — рассказывает Юлия Пушилина, директор фитнес-центра «Экселент».
— Но и самим предприятиям такой выбор только на пользу. Исследования питерских ученых показали, что на предприятиях, которые предлагают своим сотрудникам корпоративные фитнес-программы, люди уходят на больничные примерно на 10% меньше, а их работоспособность заметно повышается.
В Америке вообще многие крупные компании имеют собственные фитнес-центры, чтобы сотрудники в течение рабочего дня могли поменять вид деятельности и снять таким образом эмоциональное напряжение, повысить внимание, стрессоустойчивость. И, конечно, фитнес борется с типичными недомоганиями офисных работников, ведущих преимущественно сидячий образ жизни».
Юлия Пушилина, директор фитнес-центра «Экселент»:
— Секрет лояльности персонала прост: руководству надо выполнять все свои обязательства, вовремя платить зарплату и обеспечивать людям чувство стабильности, уверенности в завтрашнем дне и защищенности. Тогда у них появится ощущение, что они работают в надежной корпорации, которой никакие кризисы не страшны, а значит, они будут держаться за это место работы и трудиться с максимальной отдачей.
Что касается финансовой стороны вопроса, то предприятия к спортивным программам подходят по-разному: кто-то оплачивает их полностью, кто-то — наполовину (оставшуюся часть — сами сотрудники). В период кризиса число корпоративных контрактов у фитнес-центра сократилось. Но бывает и так, что сотрудники той или иной компании продолжают заниматься фитнесом — независимо от финансовых возможностей компании. И это тоже проявление командного духа. В таких случаях «Экселент» готов предоставить единомышленникам рассрочку на абонемент.
В свою очередь, и сам фитнес-центр, как любое предприятие сферы услуг, нуждается в проведении регулярного обучения своих сотрудников, ведь персонал — главный ресурс компании такого вида деятельности.
«Ежегодно в бюджет компании закладываются серьезные суммы на обучение сотрудников, — рассказывает Юлия Пушилина. — И это подразумевает не только посещение семинаров (что необходимо, ведь в фитнесе постоянно появляются какие-то новые веяния). Хорошо зарекомендовавшие себя сотрудники посещают фитнес-конвенции в столице или за рубежом (в США, Европе).
Кроме того, мы часто приглашаем зарубежных специалистов к нам. Во время кризиса мы число обучающих программ не только не сократили, но даже увеличили, ведь это основа нашей конкурентоспособности. Обучение позволяет сотрудникам профессионально расти, быть востребованными специалистами. А свои профессиональные навыки они, вероятнее всего, будут реализовывать именно у нас: текучки кадров за все время существования центра здесь практически нет».
Секрет стабильности коллектива — еще и в социальной защищенности: в частности, в «Экселенте» за счет фонда социального страхования предоставляются путевки сотрудникам и их детям в местные дома отдыха и санатории. А собственник фитнес-центра ОАО «ГМК «Норильский никель» предоставляет льготные путевки в сочинское «Заполярье».
Востребованной оказалась и программа по корпоративному стоматологическому обслуживанию, предлагаемая клиникой «ЭСТЭО». Часть компаний полностью финансирует медицинскую помощь своим сотрудникам, кто-то оплачивает ее частично. Однако, по мнению Инессы Долгих, руководителя клиники, самое главное здесь то, что люди чувствуют заботу руководства, причем не о каких-то абстрактных «корпоративных ценностях», а о самом насущном — об их здоровье.
Руководство клиники в отношении своих сотрудников придерживается тех же принципов. «Успех нашей работы зависит не только от мастерства врача и применяемой им технологии, — говорит Инесса Долгих. — Важную роль играет качество работы всего персонала».
Инесса Долгих, руководитель стоматологической клиники «ЭСТЭО»:
— Успех нашей работы зависит не только от мастерства врача и применяемой им технологии. Важную роль играет работа всего коллектива. Поэтому мы большое внимание уделяем корпоративным тренингам по повышению уровня коммуникативных навыков персонала: умению устанавливать и поддерживать контакт с пациентом, грамотно проводить презентацию услуг клиники. На конкурентном рынке именно имидж, индивидуальная аура предприятия может стать решающим аргументом для пациента при выборе клиники и доктора.
Главное для эффективности любой корпоративной программы — по повышению квалификации, компенсации мобильной связи или посещению салона красоты — чтобы сотрудникам это было нужно, чтобы они чувствовали, что делается это для них, а не для руководителя и не для галочки. Только в этом случае возможна обратная связь — профессиональная и лояльная к интересам компании команда специалистов.
Текст: Юлия СТАРИНОВА
Фото: Эдуард КАРПЕЙКИН
Журнал «Советник. Грамотное управление»