Реализация указов президента Владимира Путина и следующая за этим «финансовая трагедия», как назвал ее министр Роман Одинцов, грозит Красноярскому краю масштабным урезанием бюджетных расходов. В правительстве уже думают, откуда взять деньги, чтобы выполнить все предвыборные обещания главы государства.
Один из вариантов Одинцов таки огласил, и он весьма печален: сокращение финансирования строек и целевых программ.
10 указов Владимира Путина были подписаны еще в мае 2012 г. Но о начале их реализации министр финансов края Роман Одинцов доложил только в феврале 2013 г., и выглядел он при этом далеко не веселым. Нестыковку чиновник объяснил просто: на уровне федерации лишь к концу прошлого года разработали так называемые «дорожные карты» к указам — целевые показатели и индикаторы. Они касаются четырех сфер: образования, соцполитики, здравоохранения и культуры.
Так что начало 2013 г. выдалось для правительства весьма трудным:
пришлось в спешном порядке формировать собственные региональные дорожные карты для реализации президентских обещаний. Соответственно, в бюджете ни этих планов, ни тем более связанных с ними затрат нет.
«Работа в прошлом году осложнялась тем, что на федеральном уровне ведомства по-разному трактовали указы и не было единых методических рекомендаций по механизмам их реализации. Поэтому при бюджетном планировании их было сложно учесть», — оправдывался Одинцов.
Чтобы повысить зарплату бюджетникам, край должен найти десятки миллиардов
А планы, как оказалось, очень масштабные в плане затрат, и Одинцов перед их демонстрацией попросил депутатов Заксобрания «не пугаться».
Краю придется раскошелиться на реализацию указов в 2013 г. дополнительно (то есть без учета утвержденных бюджетных расходов) на 28,5 млрд руб., в 2014 г. — на 37,8 млрд руб., в 2015 г. — на 48,1 млрд руб.
«Основной задачей является повышение заработной платы работникам бюджетной сферы, — сообщил министр. — Практически во всех отраслях — серьезная динамика увеличения. У большинства работников заработная плата должна выйти на уровень 100% по экономике региона. А зарплата врачей к 2018 г. должна выйти на 200% к уровню средней по региону».
Злополучные федеральные «дорожные карты» представляют собой некий усеченный вариант «наших ведомственных целевых программ», пояснил Одинцов. В них обозначены цели, задачи, сроки, мероприятия, определены индикаторы и показатели, которых надо достичь.
«Единственный блок, которого нет в дорожных картах, — это финансово-экономическое обоснование. Денег там нет», — сказал он.
По словам министра, логика федеральных властей такова, что
«руководитель страны сформулировал задачи, а полномочия это ваши, будьте добры, решайте».
А вот насчет помощи из госбюджета — тишина. Красноярский край по всем статистическим показателям имеет высокий уровень доходов населения, а также является регионом-донором, и для него федеральных дотаций не предусмотрено.
Одинцов рассказал, что губернатор по этому поводу встречался с министром финансов РФ Антоном Силуановым, однако «по сути, ответ был такой: мы будем смотреть».
Тем не менее руководство региона решило следовать своим «дорожным картам».
Ожидается, что в четверг, 28 февраля, губернатор подпишет указы,
и край официально возьмет на себя обязательства, на которые денег пока нет.
«Федерация считает, что персональную ответственность за реализацию указов должен нести руководитель региона», — пояснил Одинцов. Другого выхода, кроме как подписаться под эти планы, в правительстве не нашли, так как если субъект не примет «дорожные карты», то не получит «ни рубля федеральных денег», добавил он.
При этом при выполнении всех требований у края образуется колоссальный, «если не критичный», дефицит финансовых ресурсов.
Так, на зарплаты регион должен найти уже в этом году дополнительно 10 млрд руб., а на детские сады в течение 3 лет нужно потратить 30 млрд руб.
«Когда-то в детстве я столкнулся с таким выражением: «Поди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что, — начал, как обычно, издалека свой комментарий вице-спикер Заксобрания Всеволод Севастьянов. — Мне казалось, что это ужасная задача, которую выполнить невозможно, но то, что вы докладываете, — это еще хуже. У меня такой вопрос: мы когда бюджет принимали, то понимали, куда влезаем с долговой политикой? А я прикинул, что к 1 января 2016 года наш бюджет будет 162 млрд руб., при этом долгов — 88 млрд».
Долговая нагрузка на бюджет резко увеличится
Севастьянов высказал опасения, что край влезает в долги в условиях неустойчивости банковской системы, а еще его беспокоит продажа Михаилом Прохоровым свой доли в «Полюс Золото» финансовым группам Сулеймана Керимова.
Это, по мнению парламентария, косвенно означает «перемещение ресурса на Северный Кавказ» (см. подр. «Михаил Прохоров продал красноярское золото»).
Одинцов в ответ согласился, что долговая нагрузка на бюджет — это «очень опасная тенденция».
Однако край на это пошел, чтобы развивалась система бюджетного финансирования. Формально, по его мнению, средства на реализацию указов найти можно: «убрать 5,5 млрд со строек в 2013 г., убрать 10 млрд с долгосрочных целевых программ и так далее».
«Платить только коммуналку, приобретать продукты питания, медикаменты и обеспечивать ввод мест в дошкольных учреждениях и, соответственно, рост заработной платы», — перечислил обязательный набор бюджетных трат Одинцов.
На диалоге Одинцова и Севастьянова обсуждение темы завершилось. Депутаты пришли к выводу, что в тему «дорожных карт» все равно придется погрузиться глубже, а заодно и денег поискать.
Ранее по теме на ДЕЛА.ru:
Антон ПАВЛОВ
ДЕЛА.ru