Ситуация с угольной компанией «Искра» (Карабульский разрез в Богучанском районе) продолжает усугубляться. В корпоративном конфликте появилось первое уголовное дело и первый официальный подозреваемый.
Угольная компания «Искра» владеет лицензиями на участки в Богучанском районе и в Тунгусском бассейне
По информации ДЕЛА.ru, отделение по расследованию налоговых преступлений второго управления по расследованию особо важных дел (о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики) Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Красноярскому краю расследует уголовное дело против генерального директора предприятия «Искра» Николая Бабакова.
Он подозревается в фальсификации решения общего собрания акционеров (статья 185.5 Уголовного кодекса РФ). Мы рассказывали о проблемах на разрезе в начале апреля, теперь ими занимаются и следователи (см. подр. «Угольщики докопались до конфликта»).
Тогда замгендиректора и соучредитель компании (доля 12,3%) Виктор Стеблев говорил, что Николай Бабаков и его бизнес-партнер Сергей Полищук «вдвоем втихушку провели собрание, утвердили решение и постфактум донесли его до всех».
Результатом этих действий стало смещение с должности бывшего генерального директора разреза Сергея Рыбакова, которого сменил на этом посту сам Николай Бабаков. Бабаков, в свою очередь, рассказал ДЕЛА.ru, что перемены в руководстве были продиктованы управленческим кризисом на предприятии.
Ранее при подготовке материала о другой конфликтной ситуации с участием Бабакова и Полищука, касающейся Тунгусского угольного месторождения (см. подр. «Инвесторы и уголь в Красноярском крае пошли вразрез»), Сергей Рыбаков так прокомментировал нашему изданию свое участие в проекте «Искры»:
«Мне просто надоело, и я ушел, а сейчас разрез остановлен. Мы добывали порядка 500 тыс. т угля в год, а в этом году не добыто еще ни тонны угля. При этом там работали более 200 человек. Если честно, я не вижу перспектив того, чтобы разрез возобновил работу. По крайней мере, с нынешним руководством маловероятно, что это произойдет».
По его словам, в проекте он участвовал с самого начала — с 2007 г., а партнерами его были Полищук и Бабаков. К уходу с должности руководителя его подтолкнули учредители своей неадекватной политикой, добавил Сергей Рыбаков.
Сейчас остается только строить версии, каких целей пытаются достичь конфликтующие стороны в этой непростой ситуации. Если следствие и суд подтвердят факт подделки протокола общего собрания, на котором якобы официально был снят генеральный директор Рыбаков, то можно будет обозначить действия Бабакова и Полищука как попытку полного захвата предприятия и отстранение от управления им миноритарных акционеров.
Еще недавно тема рейдерских захватов была очень популярна в среде российских предпринимателей, но в последнее время правоохранительные органы вроде бы успешно справляются с этой проблемой.
Что произошло с «Искрой» и чем кончится дело, успели ли следователи в данном случае предотвратить «воровство в белых перчатках» или это всего лишь развитие корпоративного конфликта, не имеющее судебной перспективы, мы все равно рано или поздно узнаем.
Время все расставит по своим местам, особенно с помощью следственных органов. ДЕЛА.ru продолжат внимательно следить за ситуацией в угледобывающей промышленности края, в которой неожиданно для многих оказалось масса интересного.
Мы также ждем новых подробностей в споре вокруг Тунгусского угольного месторождения. Напомним, представители одной из сторон конфликта, польской компании «Ноорт Инвест», уверили ДЕЛА.ru, что тоже готовят иски в суды, только на этот раз в европейские, чтобы взыскать с Сергея Полищука ущерб в виде упущенной выгоды от задержки в реализации проекта.
«Мы собираемся предъявить иск Полищуку как к физическому лицу на возмещение материального ущерба, — сказал тогда вице-президент и совладелец «Ноорт Инвест» Александр Вуйчек. — Я понимаю, что предъявлять миллиардный иск нет смысла, но предъявить его в границах $100 млн — это реально. Наши юристы уже работают над этим».
К сожалению, пока так и непонятна реакция красноярской власти на эти нетривиальные для бизнес-среды края конфликты. Возможно, чиновники ожидают накопления какой-то критической массы уголовных дел и судебных решений, чтобы потом высказать и свое мнение, опираясь на доказательства и приговоры.
Ранее по теме на ДЕЛА.ru: