Накануне руководитель Красноярского УФАС Валерий Захаров и его заместитель Олег Харченко встретились с прессой, чтобы рассказать о стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период с 2012–2014 гг.
Документ этот, по словам Захарова, утвержден на федеральном уровне и определяет 6 приоритетных рынков, где, по мнению ФАС, требуется первостепенно развить конкуренцию, — это рынки нефтепродуктов, лекарственных средств, медуслуг, транспортных услуг, услуг связи, дошкольного образования.
Валерий Захаров: государство не должно работать в конкурентных сферах
Стратегией предполагается ряд процедурных изменений — в частности, отдельный блок посвящен сокращению избыточных вмешательств госорганов в деятельность малого и среднего бизнеса. Для этого создана специальная правительственная комиссия.
«Еще одна глобальная и больная тема — ФАС полагает, что следует ликвидировать государственные и муниципальные предприятия во всех конкурентных сферах.
Разумеется, здесь есть исключения: это оборонка, и касательно нашего региона считаем, что поголовно эту тему нельзя распространять на северные территории, потому что на северах иногда государственные муниципальные предприятия — единственные, кто выполняет жизненно важные функции», — сказал Захаров.
Стратегия, по словам Захарова, предполагает и модернизацию кодекса РФ об административных правонарушениях.
«Институт дисквалификации предполагается сделать в режиме гильотины — если чиновник нарушил требования антимонопольного законодательства в общественно-опасном режиме, то альтернативы дисквалификации в КОАПе, на наш взгляд, быть не должно», — сказал Захаров.
Пока в законе альтернативой дисквалификации является штраф, и суды не берут на себя ответственности увольнять чиновников.
«Дисквалификация возможна при двух обстоятельствах — при неисполнении предписания антимонопольного органа или рецидиве, если чиновник трижды в течение двух лет на одной и той же поляне допустил правонарушение.
Если альтернативы дисквалификации не будет, тогда она станет архисерьезным оружием, особенно в части ответственности чиновников. Мы намерены этим инструментарием пользоваться гораздо активнее. Сейчас мы в этой части, я так полагаю, недорабатываем», — сказал Захаров.
Пока же чиновники отделываются лишь штрафами — но счет им идет на сотни.
«Административная ответственность сейчас возникает автоматом абсолютно за все нарушения требований антимонопольного законодательства. Если ранее ответственности рублем для чиновников не было, то сейчас она имеется и за нарушение ст. 15 135ФЗ о защите конкуренции. Это сотни фактов привлечения к административной ответственности. Если говорить о 94-ФЗ, то Олег Петрович ежедневно накладывает довольно нескучные штрафы — в 30 и 50 тыс. руб. — на чиновников».
Олег Харченко: дисквалификацию нужно сделать безальтернативным способом наказания чиновников
Харченко детализировал, что по ст.15 135ФЗ за этот год расследовано 182 дела, «и за каждым делом стоит как минимум один чиновник».
«Это только по антимонопольному законодательству. А по нарушениям, связанным с размещением заказов, таких дел более 500», — сказал Харченко.
Он признался, что даже подготовил валерьянку для особо впечатлительных.
«Я уже в кабинете аптечку собрал, и валерьянка есть — потому что когда с прокурором приходит чиновник и ему говорят: «За это 40 тысяч, за это 50, а если вовремя не заплатите, то отдадим судебным приставам, они умножат на два и все равно с вас возьмут», то многие очень переживают», — сообщил Харченко.
По его словам, с каждым годом количество поступающих в управление обращений растет — за прошлый год УФАС рассмотрело около 1200 жалоб. Сейчас такой показатель достигнут уже к октябрю.
Работы антимонопольщикам добавит и вступающий в силу с 1 января 44-й закон о федеральной контрактной системе, который приходит на смену 94-ФЗ.
«Видимо, придется фельдшерский пункт у себя организовывать», — предположил Харченко.
УФАС обещает отпаивать шокированных слуг государства валерьянкой
Он отметил, что чиновники все чаще допускают нарушения в связке с избранными хозсубъектами — число таких случаев, по его словам, за последнее время выросло в два раза.
«Например, в сфере ЖКХ это «Краском», где опять происходит какая-то реструктуризация и создается фирма-прокладка, это «Жилфонд», у которого появился новый собственник. Везде это не чистое предпринимательство: в делах задействовано лицо, принимающее решение, в чиновничьих погонах, поскольку у этих фирм немалая доля муниципальной собственности.
Чиновник соединяется в экстазе с хозяйствующим субъектом, и они вдвоем захватывают рынок, каким-то образом его делят и дискриминируют других хозсубъектов», — сказал Харченко.
Нововведения, по идее, должны пресечь подобные упражнения — как и какие именно, УФАС не замедлит сообщить .