Наконец выяснилось, почему на гербе объединенного Красноярского края изображено столь экзотическое для Сибири животное, как лев.
Красноярским губернатором стал Лев Кузнецов, правая рука бывшего главы региона Александра Хлопонина.
Внесенную президентом кандидатуру еще не утвердило краевое Заксобрание, но это чистая формальность, депутаты заранее выразили готовность согласовать данный выбор Дмитрия Медведева.
Есть такое понятие, как «связчик», без него в тайгу ходить не принято. Это тот, кто с тобой в одной связке, кому ты доверяешь, как себе, от кого зависит твоя жизнь. Системообразующий элемент в жизни рискующих мужчин. Кузнецов всегда был связчиком у Хлопонина, без него он в Сибири не делал ни шагу.
Лев Кузнецов —
свой человек в крае
Одногодки, 1965 года рождения, выпускники Московского финансового института, они лишь в начале карьеры расходились по разным кредитным учреждениям. Поработав недолго в Альфа-Банке, Кузнецов перешел в банк МФК, где Хлопонин стал председателем правления, а потом и президентом, и с этого времени, с 1994 года, они уже не расставались. С 1996-го оба улетели в Норильск. И уже неразлучно кочевали по Красноярью. Кузнецов был первым замом Хлопонина повсюду. Когда тот занимал должности гендиректора «Норникеля», губернатора Таймыра, главы края.
Служба первым лицом была недолгой: в 2003 году Хлопонин на полгода отправлял Кузнецова в командировку исполнять обязанности мэра Норильска. В 2007 году Кузнецов по собственному желанию покинул Красноярск, объяснив это семейными обстоятельствами: семьи и Хлопонина, и Кузнецова (он — многодетный отец) оставались все это время в Москве.
С 2008 года Кузнецов значился гендиректором некоего ООО «Колмар». Эту фирму называют угольным холдингом, или корпорацией развития Южной Якутии. Зарегистрирована в 2004 году и владеет контрольными пакетами ряда угледобывающих предприятий. Из базы данных ИА «Финмаркет» следует, что уставный капитал «Колмар» равен 10 тысячам рублей, зарегистрирована добывающая каменный уголь компания в Москве, и владеет ею ЗАО «Системинвест».
В Красноярске Кузнецова считают своим, поскольку 12 лет он отдал краю и в общем обрел некоторый авторитет в местных властных кругах. За способность держать в голове столбцы цифр, огромный объем информации и быстро считать его здесь прозвали Пентиумом и Феликсом (соответственно компьютер и арифмометр).
Из того, что запомнилось, — частые появления в модных заведениях с братьями Абрамовичами (печально известными совладельцами рухнувших авиакомпаний «ЭйрЮнион» и «КрасЭйр»), вместе с ними Кузнецов играл в хоккей. Также он неплохой футболист. После того как Кузнецов подарил Хлопонину мотоцикл, вся компания этих московских юношей с ложкой из норильской платины во рту втянулась в байкерство.
Кузнецов перестал быть технической фигурой в краевой администрации сразу после победы «Норникеля» на краевых выборах 2002 года. Кузнецов выбивал налоги из корпораций, поделивших край. А это кроме родного «Норникеля» РУСАЛ, СУЭК, «Евраз», «Полюс», ЮКОС, место которого позже заняла «Роснефть». Сейчас в край заходит «Газпром».
Красноярский край колониальный
При Хлопонине и Кузнецове экономика края окончательно обрела черты откровенно колониальной и сырьедобывающей; перерабатывающие производства, малый и средний бизнес скисли, все внимание уделялось «проектам века» вроде покорения Нижнего Приангарья или освоения Ванкорского месторождения.
Остальное, что не вписывалось в классические образцы экстенсивного хозяйствования, получалось гораздо хуже (Сибирский федеральный университет) или с треском проваливалось вовсе (проект хаба на базе красноярского аэропорта). Естественно, в сырьевой колонии не могут не сжиматься до невидимости демократические свободы и завоевания (например, прессы как таковой в 3-миллионном крае почти не осталось, только пропагандистские листки).
Понятно, что Кузнецов — именно та фигура, которую хотел оставить после себя бывший губернатор. Медведев согласился с тем, что Хлопонин уходит из Красноярска не совсем. Но преемственность власти прекрасна в единственном случае. Если власть делает что-то полезное.
К слову, единственный на весь Красноярск крытый ледовый каток, на котором Кузнецов гонял шайбу, недавно развалился. Здесь хорошо плавить алюминий, останавливать реки и рыть золото, для человеческой жизни эта зона по-прежнему малопригодна. Если Кузнецов — это преемник, то деколонизации региона ждать не стоит, но, может, хоть обещанный Хлопониным ледовый каток будет построен.
Алексей ТАРАСОВ
«Новая Газета»