Депутаты Горсовета «завернули» программу развития общественного транспорта в Красноярске, не обнаружив в ней предпосылок к этому развитию. Как стало ясно из обсуждения, в мэрии планируют нарастить пассажирооборот, не приобретая новых транспортных средств, и рассчитывают на рост стоимости проезда.
Вместе с тем объемы перевозок сокращаются, поскольку красноярцы пересаживаются на личные автомобили.
Вопрос обсуждался 25 октября на заседании профильной комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту. О проекте программы развития муниципального транспорта общего пользования в Красноярске на 2014 г. и плановый период 2015–2016 гг. депутатам рассказал и. о. руководителя департамента транспорта администрации Игорь Ким.
Цели программы заявлены как «организация устойчиво функционирующей, привлекательной и доступной для всех слоев населения системы городского пассажирского транспорта и повышение эффективности бюджетных расходов по отрасли».
По словам Кима, доля муниципального транспорта в городе составляет около 30%.
Городским транспортом перевозится в год около 230 млн пассажиров.
«В последнее время наблюдается снижение общего объема перевозок общественным транспортом, и одна из основных причин данного явления — это рост количества личного автотранспорта, темпы прироста которого составляют 10% ежегодно. На 1 января текущего года в городе зарегистрировано 396,6 тыс. авто.
Общественный транспорт теряет в скорости из-за пробок,
и жители пересаживаются на личные авто — создавать эти пробки
Постоянно увеличиваются затраты времени пассажиров на поездку по городу и интервалы движения. Это происходит в связи со снижением скорости сообщения транспорта и потери транспорта из-за заторов. Снижение скорости оценивается не менее чем на 3% ежегодно», — обрисовал безрадостную ситуацию Ким.
При этом, по его словам, 50% автомобилистов «готовы рассмотреть возможность» пересесть в автобус, если он будет обеспечивать значительный выигрыш времени.
Отдать приоритет движения общественному транспорту, согласно программе, планируется путем организации выделенных полос (отметим, о выделенных полосах в мэрии говорят уже много лет, однако дальше разговоров дело так ни разу и не продвинулось).
«В рамках выполнения программы планируется увеличить к 2016 году пассажирооборот по сравнению с 2013 годом на 4%, увеличить к 2016 году скорость сообщения городского транспорта общего пользования на 9,3%. Количество подвижного состава, выходящего на линию, к 2016 году уменьшится на 5,7% и составит 857 единиц», — сказал Ким.
Он оговорился, что выделенные линии позволят автобусам двигаться быстрее, то есть перевозить больше пассажиров за единицу времени, и, таким образом, единиц транспорта для перевозок будет требоваться меньше.
Сейчас в Красноярске на городские маршруты за неделю выходят в среднем 819 автобусов, 57 троллейбусов и 32 трамвая.
В рамках подпрограммы повышения качества пассажирских перевозок в мэрии, по словам Кима, планируют усилить контроль за перевозками и оснастить остановки информационными указателями.
Депутат Александр Глисков раскритиковал подходы мэрии к разработке программы.
«Четыре года назад мы отправили концепцию развития транспорта на доработку со множеством замечаний. Вы ее не доработали, приняли в том виде и продолжаете развивать в той же логике», — сказал Глисков.
Он усомнился в перспективах развития муниципальных автотранспортных предприятий, ведь средств на покупку новых автобусов в программе не заложено.
Ким в ответ заверил, что обновления подвижного состава в 2014–2016 годах не потребуется. При этом, по его же словам, процент износа автомобильного транспорта составляет около 20-30%, по трамваям —до 90%, по троллейбусам — 80%.
Такие цифры дали некоторым депутатам основания предположить,
что в мэрии готовят программу не развития, а окончательного уничтожения трамваев и троллейбусов в городе.
Депутаты попросили подробнее рассказать, как в администрации планируют наладить организацию выделенных полос.
«Сотрудничаем с ГИБДД, там прорабатывается вопрос увеличения числа эвакуаторов на дорогах. Мы внесли предложение за подписью главы города на правительство края с просьбой выделить средства для приобретения «Парконов», как подвижных, так и стационарных. Уже определили участки, на которых должны быть установлены такие приборы», — сообщил Ким.
Среди депутатов нашлись и противники выделенных полос — так, Сергей Толмачев, сославшись на столичный опыт, заявил, что они вызовут лишь рост пробок и недовольство автомобилистов.
Развернутой критике программу подверг депутат Александр Коропачинский, отметивший, что в этой теме он «в какой-то степени компетентен».
«Прочитал программу с карандашом в руке дважды. У нас написано, что это программа развития пассажирского транспорта. Но никакой программы в документе нету. Например, в рамках повышения качества перевозок запланировано управление работой пассажирского транспорта и оснащение остановок информационными указателями. Точка. Все повышение качества строится на оформлении информационных табличек. В чем развитие?
За 3 года вы планируете увеличить объем перевозок на 4%. Это предел погрешности измерений. Сегодня система общественного транспорта неэффективна. Мы продолжаем больного поддерживать в коме.
Во всем мире проблемы решили — там действует принцип сквозного тарифа, и это в Красноярске поможет. Это сразу отменит необходимость автобусникам гоняться и занимать второй ряд, позволит пассажиру с любым количеством пересадок и остановок в пути проезжать из одного конца города в другой», — сказал Коропачинский.
Ким в ответ сообщил, что с развитием проекта транспортной карты в этом году в городе запускается система сквозного проездного, когда пассажир, заплатив по карте за проезд, может в течение определенного времени совершать пересадки со скидкой.
«Первый этап планируем внедрить с 1 декабря текущего года», — сказал Ким.
Коропачинский, однако, остался ответом недоволен и заявил: «Вы не поняли вообще, о чем я сказал!» Объяснять, о чем он говорил на самом деле, депутат не стал.
С нового года проезд в общественном транспорте может подорожать на рубль
Депутат Сергей Суртаев предложил мэрии заняться развитием водного транспорта.
«Мы — город, который расположен на великой реке, почему у нас нет речных трамваев? Это позволило бы какую-то часть людей переключить на передвижение по реке. Тем более что Енисей у нас не замерзает», — сказал Суртаев.
Ким, однако, констатировал, что вопрос упирается в отсутствие инфраструктуры для развития речного транспорта.
Поднимали депутаты и вопрос стоимости проезда в общественном транспорте —
как оказалось, на следующий год в мэрии запланирован рост тарифов на 1 рубль.
В итоге обсуждения депутаты представленную программу не поддержали и постановили, что она нуждается в доработке. Транспортному вопросу они договорились посвятить одно из ближайших заседаний комиссии.