статья

Политика лошадиных сил

Благодаря развернувшейся жаркой дискуссии ситуация с принятием закона о повышении транспортного налога с 2010 года из социально-экономической перерастает в сугубо политическую.
Федеральные власти под давлением общественного мнения решили отозвать закон и отменить повышение базовой ставки налога, остав­ляя это право регионам. Субъекты РФ ждут окончательного решения правительства.

Наклейка с протестом против увеличение базовой ставки транспортного налога в два раза (фото Drom.ru)Напомним, в прошлую пятницу Госдума приняла законопроект, увеличивающий ставку транс­портного налога с 2010 года. «За» голосовали только депутаты «Единой России». А спустя три дня законопроект признали антинародным и решили отправить его на доработку. Причем инициатива исходила из администрации прези­дента РФ.

Причины

Сергей Нарышкин, глава администрации президента РФ, сообщил, что на совещании администрации законодателям было рекомендовано пере­смотреть решение о повышении ставки транспортного налога. Он объяснил, что причиной отзыва законопроекта послужило то, что российские граждане — автолюбители, профессиональные водители, общественные организации — высказались против повышения ставки.

«С учетом этого обстоятельства и поручения президента вчера в адми­нистрации президента было проведено совещание, на котором признано нецелесообразным повышать [базовую] ставку транспортного налога и рекомендовано законодателям пересмотреть решение и принять норму, исключающую повышение ставки транспортного налога», — сказал г-н Нарышкин.

Похоже что письмо дошло до адресата
Похоже, что многочисленные письма  до адресата дошли

Напомним, что принятый в пятницу Госдумой и уже отклоненный Советом Федерации законо­проект предполагает увеличение ставки транс­портного налога вдвое и дает право субъектам РФ уменьшать установленные ставки не в 5 раз, как в настоящее время, а в 10 и увеличивать не более чем в 5 раз.

Эта законодательная инициатива вызвала массовые протесты среди автомобилистов: члены Федерации авто­владельцев России (ФАР) провели акции протеста в ряде российских регионов. Теперь автомобилисты празднуют победу.

«Массовые протесты автовладельцев и общественных объединений по поводу принятия закона о повышении ставки транспортного налога вызвали его отторжение.
Протесты шли по всей России, и не только в больших городах. На всероссийском сайте мы опубликовали около 80 тысяч обращений от автовладельцев, которые были переданы в администрацию президента.
То, что закон был отозван именно из-за акций протеста, признали и чиновники из администрации президента РФ», — заявил РЕКЛАМЕ-МАМЕ глава Красноярского регионального общественного движения автовла­дельцев (КРОДА) Иван Смолин.

Красноярские автовладельцы тоже участвовали в акциях протеста (фото Drom.ru)
Красноярские автовладельцы тоже участвовали в акциях протеста

Аналогичное мнение высказывают и представители федеральных общест­венных организаций. «Не думаю, что кто-то из региональных властей решится поднять ставку. Это будет политическим самоубийством в контексте происходящего в стране», — заявил в интервью «Коммерсанту» глава московского отделения ФАР (главного организатора протестов против повышения налогов) Сергей Канаев.

Таким образом оказалось, что «выходить на улицы» и законными методами активно доносить свою позицию до власти в России вполне возможно и результативно.

Второй причиной отзыва закона стало то, что регионы якобы могут воспринять данный законопроект как продиктованную федеральной властью необходимость повысить транспортный налог в два раза.

Однако регионы вовсе и не собирались злоупотреблять данными Феде­рацией полномочиями. Так, например, правительство Петербурга решило не повышать транспортный налог в 2010 году. Мэрия Москвы также повышать налог в ближайшее время не планирует.

В регионах ситуация складывается несколько иначе. Правительство Самарской области еще весной 2009 года предложило увеличить налог на 15%. В Пермском крае налог увеличивается на 50-60%. В Новосибирской области губернатор Виктор Толоконский в октябре внес законопроект о повышении транспортного налога на 30% со следующего года.

Красноярский край был намерен повысить ставки на 30-50%, но законо­проект был отправлен на доработку в первом чтении.

Местная критика

Законопроект о повышении ставки транспортного налога у нас в регионе вызвал среди депутатов не меньше споров и критики, чем на уровне федерального правительства. В Красноярском крае предполагалось увели­чить налог на 30-50% — в зависимости от вида транспорта и мощности двигателя.

Волну критики поднял депутат Евгений Цветков (ЛДПР). Он заявил, что фракция либерал-демократов будет голосовать против утверждения поправок. Господин Цветков недоумевал: зачем краевые власти, повышая транспортный налог, идут на «создание огромной социальной напря­женности»?

Его поддержали правые и коммунисты. Так, представитель фракции КПРФ Валентина Бибикова выразила удивление — почему транспортный налог не повышался в благополучные годы, но резко возрос в то время, когда зарплаты заморожены, а все тарифы растут. Она предложила рассмотреть иные источники доходов, на которые вправе рассчитывать край: дополнительные доходы от Ванкора, получение эффекта от инвестиций в лесную отрасль и машиностроение.

Депутат Олег Пащенко («Справедливая Россия») заявил, что, «пытаясь провести повышение налога без разъяснительной работы с населением, правительство подставляет депутатский корпус, перекладывая на него ответственность за принятое решение».

Акции протеста были хорошо скоординированы и весьма неординарны
Акции протеста были хорошо скоординированы и весьма неординарны

По словам председателя профильного комитета Валерия Семенова, замечания, озвученные депутатами, главным образом касались двух аспектов. Первый — изменение градации транспорта по лошадиным силам.

Так, сегодня в действующем законе общая градация считается просто: от 200 до 250 л.с. и от 250 л.с. и выше. А правительство вынесло на обсуждение законопроект, в котором градация была более сложной: от 200 до 220, от 220 до 240 и от 240 и выше. «Эта система запутала бы автолюбителей и усложнила собираемость и администрирования налога», — подчеркнул г-н Семенов в беседе с РМ.

Второй вопрос состоял в том, что некоторые ставки по грузовому и автобусному транспорту у нас давно отстали от среднесибирских, пос­кольку налог не изменялся несколько лет.

«Поэтому мы предлагали снизить транспортный налог для физических лиц, поднимая ставки на грузовой транспорт и налог на те средства передвижения, которые можно отнести к элитным: мощные снегоходы и квадроциклы, яхты, катера и т.д.

Налог на легковые машины предполагалось поднять с 6 до 9 рублей, и на такую же сумму предполагалось повысить налог на грузовой транспорт, что, по нашему мнению, неправильно, поскольку грузовая машина — для дохода, а легковая — для личного пользования, передвижения», — отметил Валерий Семенов.

С рекомендациями изменить ставки транспортного налога для физических лиц в сторону уменьшения и в сторону увеличения для грузовых машин, автобусов и элитной техники законопроект был отправлен на доработку.

Акция протеста (фото Drom.ru)Наблюдая общий негативный настрой депутатов, которые предлагали вообще отказаться от такой непопулярной меры, спикер Заксобрания края Александр Усс согласился, что форма, пред­ложенная правительством, не соответствует интересам людей, однако подчеркнул, что времени для доработки мало (до 24 ноября), поэтому выразил надежду, что правительство и депутаты Законодательного собрания найдут более справедливые подходы, так как отказ от утверждения налогов приведет к недофинансированию многих социальных программ.

Окончательные приоритеты в решении этого вопроса в регионе обозначил вернувшийся из столицы губернатор. Вчера Александр Хлопонин обсудил с лидерами фракций краевого парламента проблемные вопросы бюджета на 2010 год.

В ходе встречи губернатор заявил, что транспортный налог для владельцев легковых автомобилей повышен не будет. А Александр Усс в ходе выхода к прессе туманно заявил, что «окончательных решений не принято, поскольку расходных обязательств стало больше, а источником их погашения по-прежнему являются рекомендации повысить транспортный налог».

Что дальше?

Логика правительства, как федерального так и краевого, состоит в том, чтобы при отсутствии налога на роскошь каким-то образом пере­распределить доходы в пользу бедных. За счет богатых, естественно.

Объяснения просты: действующие на сегодняшний момент ставки не менялись с 2006 года и нуждаются в корректировке, да и на краевой уровень будут переданы новые обязательства, которые ранее финан­сировались из федерального бюджета.

Михаил Котюков: либо поднимать налог, либо уменьшать расходы, либо занимать
Михаил Котюков:
либо поднимать налог,
либо урезать расходы,
либо дефицит и займы

Это организация летнего отдыха детей, содержание профтехучилищ и компенсация части родительской платы за посещение ребенком детского сада. Для того чтобы смягчить эту дополнительную нагрузку, федеральный центр и дал право регионам повышать транспортный налог на своих территориях.

Вопрос о ставках транспортного налога на фоне ожесточенных дискуссий стал политически сложным.

С одной стороны, налог, перечисляющийся в региональные бюджеты по определяемой властями региона ставке, мог бы закрыть бюджетные «дыры». С другой стороны, это сугубо непопу­лярное решение, уже вызвавшее недовольство со стороны населения.

С третьей, обычной практикой является «задирание» налога на мощные и дорогие автомобили: сумма годового налога на них становится чувствительной даже для элиты. Наконец, повышение ставок налога обременительно и для транспортных компаний.

После нескольких дней споров о законе, увеличивающем налог, на федеральном уровне было принято решение базовую ставку не поднимать, но возможность ее увеличения для регионов расширить. В частности, региональным законодателям будет дано право увеличивать базовую ставку не в пять раз, как сейчас, а, например, в семь или десять раз. Насколько именно она будет увеличена, будет решено в четверг или пятницу на согласительной комиссии Совета Федерации и Госдумы.

Такое решение можно назвать политическим, поскольку оно мало меняет ситуацию. Если налоги не увеличивать, значит, и доходы бюджетов не будут расти. Однако, если, к примеру, коэффициент увеличения ставки вырастет до десяти раз, то регионы получат возможность повысить транспортный налог до того же уровня, что в первой редакции поправок.

Это вполне может восприниматься как изящный уход от решения вопроса, перекладывание ответственности на плечи региональных законодателей: мол, вам надо — вы и повышайте, право такое мы вам дали, дело за вами.

Валерий Семенов: субъекту виднее, как изменять ставки налога
Валерий Семенов:
субъекту виднее, как изменять ставки налога

Местные парламентарии отнеслись к «пляскам» федеральных властей вокруг законопроекта по- разному.

«В принципе, данный законопроект не обязывал субъекты РФ принимать какие-то кардинальные решения. Новшество состояло в том, чтобы дать возможность регионам уменьшать ставку в 10 раз и увеличивать ее в 5 раз. Я считаю, что такое право должно быть у субъектов РФ, потому что, исходя из специфики субъектов, порядка формирования бюджетов, доходов населения, субъекту виднее, как изменять ставки налога», — прокомментировал РМ Валерий Семенов.

А вот Валентина Бибикова в интервью Авторадио заявила, что федеральный центр «хочет грязные дела делать в чистых перчатках. Когда с нас собрали все налоги в Москву, нам сбросили ряд федеральных полномочий, не обеспечив их деньгами».

Отметим, изначально планировалось, что за счет увеличении налога на 30-50% региональное правительство только в 2010 году дополнительно получит в бюджет 669 млн руб. Неплохая цифра для кризисного периода.

Однако вопрос, за счет каких более популярных мер местные власти будут изыскивать дополнительные миллионы рублей налоговых поступлений, пока остается открытым.

В министерстве финансов Красноярского края РМ рассказали, что в связи с туманной ситуацией с федеральным законом неясно, в какую сторону изменится местный законопроект, поэтому этот вопрос отложили до 23 ноября.

Ну что тут скажешь? Только «ждем-с».

Юлия СПИРИНА
РЕКЛАМА-МАМА

© ДЕЛА.ru

 

новости

Свыше 10 000 собеседований провели на ярмарке трудоустройства Краевая служба занятости провела региональный этап Всероссийской ярмарки трудоустройства «Работа России. Время возможностей». Во всех городах…

В Красноярске появится новый район на Калинина Администрация Красноярска утвердила проект планировки и межевания территории на пересечении ул. Калинина и ул. Тотмина. Здесь в рамках комплексного развития…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).