Крупный торговый центр «Торговый квартал», в котором застолбил за собой место гипермаркет международной сети «Ашан», еще только начал строиться под Красноярском, но уже обещает серьезные перемены на потребительском рынке.
Эксперты отмечают, что размещение нового огромного молла несет массу плюсов для покупателей. Самый главный — это низкие цены, причем не только на продукты, но и на целую линейку товаров. Местному ретейлу придется серьезно поднапрячься, чтобы сохранить поток клиентов.
На площадке перед Новалэндом развернулось строительство нового мегамолла
Напомним, что построить в поселке Солонцы ТРЦ «Торговый квартал» намерена одноименная московская девелоперская компания. Проект был представлен на форуме торговой недвижимости MAPIC 2012 в Каннах. В презентации было указано, что строительство молла должно было начаться весной 2013 г., завершиться — в последнем квартале 2014 г., площадь комплекса подразумевалась в 137 тыс. кв. м.
На деле сроки сдвинулись: застройщик зашел на площадку лишь этим летом. Сейчас место строительства огорожено, за забором работает техника. Власти Солонцов уже утвердили планировку торгового центра. Состоялись публичные слушания, на которых проект показывали местным жителям.
Масштабные работы на стройплощадке начались этим летом
До этого девелоперы презентовали свои планы в министерстве инвестиций и инноваций края. По данным ведомства, под строительство ТРЦ инвесторы взяли в аренду земельный участок площадью 17,4 га на пересечении пр. Котельникова и федеральной автодороги М-53.
Сдать объект в эксплуатацию строители намереваются к 1 октября 2015 г.
Причем, как отметили в министерстве, открытие ТРЦ не будет разбито на очереди — весь комплекс сдадут разом.
Общая площадь объекта, которую указали девелоперы, составляет 236 тыс. кв. м с учетом встроенного автомобильного паркинга в 97,3 тыс. кв. м.
Без него, собственно, остаются почти те же 137 тыс. кв.м торгового комплекса (GBA), из которых арендопригодная (GLA) площадь — 108,5 тыс. кв.м. Строительство объекта обойдется инвесторам в 8,1 млрд руб.
Комплекс планируется сдать в 2015 году. Якорными арендаторами будут «Ашан» и «OBI»
Спроектирован комплекс переменной этажности — до трех этажей. Первые якорные арендаторы уже нашлись.
Часть площадей (22 тыс. кв. м) займет гипермаркет международной сети «Ашан», гипермаркет товаров для дома «OBI» (15 тыс. кв. м).
Насчет других крупных ретейлеров в «Торговом квартале» пока ничего не говорят и на письменный запрос ДЕЛА.ru в компании за неделю так и не ответили.
Также в ТРЦ предполагается размещение многозального кинотеатра, бутиков и фуд-корта.
В министерстве считают, что комплекс имеет «отличные показатели транспортной и визуальной доступности» и будет способствовать выходу на потребительский рынок Красноярска «новых сетевых компаний, ориентированных на покупателей со средним уровнем дохода».
Гендиректор компании «Русские инвесторы — Сибирь» Валентин Богомолов соглашается: место для ТРЦ выбрано достаточно удачное. Открытие больших моллов на окраинах города — это давно сложившаяся общемировая практика, которой последовал Красноярск. Большинство плюсов от открытия ТРЦ получит все же покупатель, местным игрокам потребительского рынка придется что-то предпринимать ради сохранения бизнеса, отмечает эксперт.
«Безусловно, стоит ожидать перераспределения потоков покупателей в красноярском ретейле, — считает Богомолов. — Возможно, часть своих клиентов местные сети потеряют.
Также важно понимать, что с большой долей вероятности тот же «Ашан» при заходе на рынок применит стратегию демпинга, и в результате возможно краткосрочное понижение цен на товары по всему рынку. По крайней мере, METRO Cash&Carry и О’КЕЙ наверняка отреагируют.
У местных сетей, судя по всему, прежнего оборота уже не будет. Многим придется переориентироваться в сторону магазинов формата «у дома» либо специализироваться на каком-то сегменте обслуживания. Например, у нас есть сети, которые ориентируются на товары высокого ценового сегмента, или те, кто делает ставку на оформление и наполнение торговых залов по европейским стандартам».
Ожидается и перераспределение потоков в торговых центрах, расположенных в черте города. Эксперты почти не сомневаются: на парковках и у «Планеты», и у «Июня», а тем более у остальных комплексов станет намного свободнее.
«Мы всегда радовались большому количеству парковочных мест у «Планеты», но как только «Леруа Мерлен» открылся, все сразу прочувствовали неудобства, — рассказывает гендиректор «Региональной девелоперской компании» (РДК) Олег Шитиков. — А в «Июне» тем более: что по будням, что по выходным рядом автомобиль поставить негде. А ведь эти неудобства психологически очень сильно действуют на покупателей».
По мнению Богомолова, существующие торговые центры потеряют прежде всего загородных клиентов, которых не прельщает перспектива ехать за покупками в Красноярск и стоять в пробках.
«Снижение посещаемости в будние дни будет незначительным, а вот в выходные оно будет серьезным, потому что сюда уже не будут ездить за покупками те, кто живет в пригороде», — прогнозирует эксперт.
Шитиков при этом отмечает и другую возможную потерю после открытия «Торгового квартала» — у небольших арендаторов появится возможность уйти с насиженных мест в новые и, не исключено, более дешевые помещения.
Сейчас город испытывает дефицит качественных торговых площадей. «Планета», видимо, готовясь к появлению нового конкурента, приступила к строительству третьей очереди (см. подр. «Красноярская «Планета» приступила к расширению»).
ТРЦ «Планета» приступила к расширению площадей
В городе началось и возведение небольших торгово-офисных центров. Однако большой крупный молл может снять эту напряженность в один миг. И тогда владельцы существующих красноярских комплексов с высокой проходимостью перестанут, что называется, заламывать арендаторам цены, полагает гендиректор РДК.
«Арендные ставки могут понизиться, и, думаю, существенно по сравнению, с теми, какие сейчас действуют, к примеру, в «Планете» или «Июне», — пояснил Шитиков. — «Островные отделы» в «Планете» уже стоят до 15 тыс. руб. за кв. м в месяц. Это очень серьезная сумма! Представляете, какая торговая надбавка идет на товары и услуги?».
И, наконец, у красноярцев впервые появится возможность, не ограничиваясь баней с шашлыками, испытать новый формат досуга — загородный шопинг.
Антон ПАВЛОВ
ДЕЛА.ru