статья

Точка роста

Советник. Грамотное управление

Экономика Красноярского края делает первые шаги на пути к диверсификации.

До августа 2009 года цена на нефть интересовала жителей Красноярского края скорее «для справки». С началом промышленной добычи нефти на Ванкоре ситуация кардинальным образом изменилась. По пред­варительным оценкам экспертов, в 2010 году на место­рождении будет добыто порядка 13 млн тонн, налоговые же поступления в консолидированный бюджет Крас­ноярского края могут составить более 10 млрд рублей.

И «Ванкорнефть» становится не менее значимым по масштабу налого­плательщиком, чем «Норильский никель». Таким образом, экономика края, по-прежнему оставаясь в значительной степени сырьевой, постепенно уходит от мононаправленности.

«В основе экономики края — цветная металлургия. Естественно, что мировая конъюнктура цен на цвет­ные металлы имеет существенное влияние на валовой региональный продукт и бюджет региона, — говорит и.о. министра промышленности, энергетики, транспорта и связи Красноярского края Денис ПАШКОВ.
— Но если в начале XXI века цветная металлургия обеспечива­ла более 70% налоговых поступлений в бюджет края, то сегодня этот процент существенно ниже 50%. Тенден­ция к диверсификации налицо. Укрепить и развить эту тенденцию — государственная задача».

Денис Пашков - и.о. министра промышленности, энергетики, транспорта и связи Красноярского края
Денис Пашков, и.о. министра промышленности, энергетики, транспорта и связи Красноярского края:
Одна из важнейших задач власти – мотивировать и стимулировать предприятия
края к проведению реконструкции и модернизации.

Нефть обязывает

Важно и другое — Красноярский край, развивая не­фтедобывающую промышленность, способствует разви­тию и других, несырьевых, отраслей.

В 2010 году будет продолжена разработка место­рождений ванкорской группы. В эту деятельность, по информации Дениса Пашкова, «Роснефть» намерена вложить около 100 млрд рублей. Кроме того, активизиру­ется разработка Юрубчено-Тохомского месторождения.
«До 2030 года 41% всего объема нефти на территории севера Красно­ярского края и Ямала будет добываться в четырех краевых месторождениях и остальные 59% — в пятидесяти ямальских. Край станет одним из лидеров нефтедобывающих регионов», — говорит Денис Пашков.

При этом ЗАО «Ванкорнефть» — крупный заказчик и потребитель выпус­каемой на территории края продукции промышленного комплекса — каркасных сооружений, ма­шиностроительного и электрооборудования, спец­одежды.

Дальнейшее развитие и поддержку машиностроения краевые власти посчитали одним из самых необходимых и перспективных направлений. В 2009 году был принят закон о государственной поддержке машино­строительной отрасли Красноярского края, который предусматривает нес­колько видов помощи.
Это и поддержка научно-исследовательской, опытно-конструкторской работы, и перевооружение, и субсидирование кредитных ставок по привлекаемым заемным средствам, которые используются для произ­водства экспортируемой или инновационной продукции. Кроме того, предусмотрено прямое субсидирование за­трат на производство электротехнической продукции.

Машинное отделение

«По итогам 2009 года нам не только удалось достичь стабилизации в целом на промышленных предприятиях,  в том числе и в машиностроительной отрасли Красноярского края, но и начать решать вопро­сы, связанные с производством новых видов про­дукции, — отмечает Денис Пашков. — Пока рано говорить, что наши предприятия сильно продви­нулись, но движение началось».

Так, на радиозаводе освоено производство продукции, предназначенной для использова­ния в системе ГЛОНАСС, — первая партия уже поступила к потребителям.

На Красноярском машиностроительном заво­де в 2009 году завершили подготовку к произ­водству котельного оборудования по передовой эффективной технологии. В краевом бюджете предусмотрены средства на модернизацию ко­тельных в регионах. Для этих целей успешно подходит продукция Красмаша.

Законодательством предусмотрена также поддержка предприятий в форме предоставле­ния государственных гарантий для обеспече­ния обязательств по кредиту — ведь, несмотря на снижение остроты кризисных явлений в эко­номике, доступ предприятий к банковским кре­дитам затруднен, им зачастую не хватает оборот­ных средств.

Одним из первых оформил заявку на получение госгарантии литейно-прессовый за­вод «Сегал» (производит продукцию из алюми­ниевого профиля и литейных сплавов) и одним из первых ее получил — в размере 72 млн руб­лей. Компания не только сумела увеличить вы­пуск продукции почти на 19%, но и строит планы по дальнейшему развитию производства.

В 2009 году было выдано госгарантий на сумму более 3 млрд рублей. Выдача государ­ственных гарантий позволила также стабили­зировать ситуа­цию в дорожной, строительной, лесной отраслях.

Поддержка сильного

Суммы господдержки машиностроитель­ной отрасли в 2009 году составили около 100 млн рублей, лесной — в пять раз больше, свы­ше 500 млн рублей. Однако внушительная сумма — еще не гарантия успеха. Госинвести­ции в АВТОВАЗ составляют десятки милли­ардов долларов, но это никак не сказывается на качестве его продукции.

«Если бы от АВТОВАЗа не зависела жизне­деятельность целого города, государство перепро­филировало или коренным образом модернизиро­вало бы завод, — поясняет Денис Пашков. — Для нас важно другое. Мы в первую очередь ориен­тируемся на эффективность вложений, поэтому, прежде чем оказать государственную поддерж­ку, тщательно рассмат­риваем представленный предприятием проект на инвестиционном совете с участием депутатского корпуса и экспертов».

По мнению Дениса Пашкова, сейчас можно с уверенно­стью говорить о том, что государственная поддержка промыш­ленности способствует возник­новению устойчивой тенденции к повышению качества местной продукции до уровня лучших импортных образцов.

Так, оборудование для горизонтального и наклонно-горизонтального буре­ния ЗАО «ОКБ Зенит» успешно конкурирует с оборудованием мировых лидеров и поставляется в крупнейшие нефтяные компании страны, в част­ности, и на Ванкорское место­рождение, а раньше закупалось за рубежом.
Качественные строи­тельные конструкции, профили, которые производит завод «Сегал», также ввозились из-за границы.
В сегменте оборудования для ле­созаготовки и лесопереработки пред­приятия также реализуют про­граммы импортозамещения, например, разработка и выпуск хар­вестеров, форвардеров.
Для металлургии и горнорудной отрасли производители ориентируются на создание аналогов, которых нет в мире. Например, ООО «Технорос» освоено производство рудокон­тролирующей станции РКС-КМ (шахтный вариант), предназна­ченной для определения количественного содержания химических элементов в материале на ленте транспортера в непрерывном тех­нологическом цикле, в тележке, вагонетке.

Это реальные примеры импортозамещения. «Подобных примеров пока не так много, но это уже перспектива», — отмечает Денис Пашков.

Курс на развитие

В 2010 году государство также не обделит своим внимани­ем промышленные предприятия региона — продолжится выделе­ние средств на их модер­низацию и техническое перевооружение. Правительство намерено вложить в машиностроительную отрасль 1,5 млрд рублей. «И это только прямые инвестиции, не считая всех остальных статей бюджета, связанных с машиностроением», — ска­зал министр промышленности и энергетики Красноярского края.

По оценкам Правительства края, для обеспечения господдерж­ки машино­строительной отрасли необходимо около 560 млн рублей, почти 120 млн рублей — на реализацию закона о поддержке ли­зинга. Сейчас этот финан­совый инструмент утратил популярность у промышленников в связи с дороговизной. Закон сейчас разраба­тывается и будет вынесен на обсуж­дение в Законодательное Со­брание края весной.

«Этот закон направлен на повышение спроса на продукцию машино­строительного комплекса Красноярского края. Поддержка даст допол­нительный стимул для развития пред­приятий. Они смогут воспользоваться элементами лизинга, и мы эту схему постараемся поддержать», — пояснил Денис Пашков.

70 млрд рублей инвестиций до 2013 года также получит энерге­тический комплекс Красноярского края.

В качестве основных в беседе с корреспондентом журнала «Со­ветник. Грамотное управление» Денис Пашков назвал две беды краевой промышленности. Одна из них… дороги. Точнее, плохое развитие дорожной инфраструктуры и высокая транспортная составляющая в стоимости продукции. А вторая — необходимость проведения глубокой рекон­струкции, модернизации большинства предприятий. В решении этих проблем государство готово помочь, и первые шаги уже сделаны.

Текст: Елена БАРКОВА
Фото: Эдуард КАРПЕЙКИН
Журнал «Советник. Грамотное управление»

© ДЕЛА.ru

 

новости

Аэропорту заказали проект реконструкции советской «взлетки» В Красноярском крае объявили закупку для одного из самых важных транспортных объектов –  взлетно-посадочной полосы международного аэропорта…

Впервые отчет мэра транслировался в соцсетях Мэр Красноярска Владислав Логинов выступил перед депутатами горсовета с традиционным ежегодным отчетом о работе администрации. Для жителей впервые была…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).