Экономика Красноярского края делает первые шаги на пути к диверсификации.
До августа 2009 года цена на нефть интересовала жителей Красноярского края скорее «для справки». С началом промышленной добычи нефти на Ванкоре ситуация кардинальным образом изменилась. По предварительным оценкам экспертов, в 2010 году на месторождении будет добыто порядка 13 млн тонн, налоговые же поступления в консолидированный бюджет Красноярского края могут составить более 10 млрд рублей.
И «Ванкорнефть» становится не менее значимым по масштабу налогоплательщиком, чем «Норильский никель». Таким образом, экономика края, по-прежнему оставаясь в значительной степени сырьевой, постепенно уходит от мононаправленности.
«В основе экономики края — цветная металлургия. Естественно, что мировая конъюнктура цен на цветные металлы имеет существенное влияние на валовой региональный продукт и бюджет региона, — говорит и.о. министра промышленности, энергетики, транспорта и связи Красноярского края Денис ПАШКОВ.
— Но если в начале XXI века цветная металлургия обеспечивала более 70% налоговых поступлений в бюджет края, то сегодня этот процент существенно ниже 50%. Тенденция к диверсификации налицо. Укрепить и развить эту тенденцию — государственная задача».
Денис Пашков, и.о. министра промышленности, энергетики, транспорта и связи Красноярского края:
Одна из важнейших задач власти – мотивировать и стимулировать предприятия
края к проведению реконструкции и модернизации.
Нефть обязывает
Важно и другое — Красноярский край, развивая нефтедобывающую промышленность, способствует развитию и других, несырьевых, отраслей.
В 2010 году будет продолжена разработка месторождений ванкорской группы. В эту деятельность, по информации Дениса Пашкова, «Роснефть» намерена вложить около 100 млрд рублей. Кроме того, активизируется разработка Юрубчено-Тохомского месторождения.
«До 2030 года 41% всего объема нефти на территории севера Красноярского края и Ямала будет добываться в четырех краевых месторождениях и остальные 59% — в пятидесяти ямальских. Край станет одним из лидеров нефтедобывающих регионов», — говорит Денис Пашков.
При этом ЗАО «Ванкорнефть» — крупный заказчик и потребитель выпускаемой на территории края продукции промышленного комплекса — каркасных сооружений, машиностроительного и электрооборудования, спецодежды.
Дальнейшее развитие и поддержку машиностроения краевые власти посчитали одним из самых необходимых и перспективных направлений. В 2009 году был принят закон о государственной поддержке машиностроительной отрасли Красноярского края, который предусматривает несколько видов помощи.
Это и поддержка научно-исследовательской, опытно-конструкторской работы, и перевооружение, и субсидирование кредитных ставок по привлекаемым заемным средствам, которые используются для производства экспортируемой или инновационной продукции. Кроме того, предусмотрено прямое субсидирование затрат на производство электротехнической продукции.
Машинное отделение
«По итогам 2009 года нам не только удалось достичь стабилизации в целом на промышленных предприятиях, в том числе и в машиностроительной отрасли Красноярского края, но и начать решать вопросы, связанные с производством новых видов продукции, — отмечает Денис Пашков. — Пока рано говорить, что наши предприятия сильно продвинулись, но движение началось».
Так, на радиозаводе освоено производство продукции, предназначенной для использования в системе ГЛОНАСС, — первая партия уже поступила к потребителям.
На Красноярском машиностроительном заводе в 2009 году завершили подготовку к производству котельного оборудования по передовой эффективной технологии. В краевом бюджете предусмотрены средства на модернизацию котельных в регионах. Для этих целей успешно подходит продукция Красмаша.
Законодательством предусмотрена также поддержка предприятий в форме предоставления государственных гарантий для обеспечения обязательств по кредиту — ведь, несмотря на снижение остроты кризисных явлений в экономике, доступ предприятий к банковским кредитам затруднен, им зачастую не хватает оборотных средств.
Одним из первых оформил заявку на получение госгарантии литейно-прессовый завод «Сегал» (производит продукцию из алюминиевого профиля и литейных сплавов) и одним из первых ее получил — в размере 72 млн рублей. Компания не только сумела увеличить выпуск продукции почти на 19%, но и строит планы по дальнейшему развитию производства.
В 2009 году было выдано госгарантий на сумму более 3 млрд рублей. Выдача государственных гарантий позволила также стабилизировать ситуацию в дорожной, строительной, лесной отраслях.
Поддержка сильного
Суммы господдержки машиностроительной отрасли в 2009 году составили около 100 млн рублей, лесной — в пять раз больше, свыше 500 млн рублей. Однако внушительная сумма — еще не гарантия успеха. Госинвестиции в АВТОВАЗ составляют десятки миллиардов долларов, но это никак не сказывается на качестве его продукции.
«Если бы от АВТОВАЗа не зависела жизнедеятельность целого города, государство перепрофилировало или коренным образом модернизировало бы завод, — поясняет Денис Пашков. — Для нас важно другое. Мы в первую очередь ориентируемся на эффективность вложений, поэтому, прежде чем оказать государственную поддержку, тщательно рассматриваем представленный предприятием проект на инвестиционном совете с участием депутатского корпуса и экспертов».
По мнению Дениса Пашкова, сейчас можно с уверенностью говорить о том, что государственная поддержка промышленности способствует возникновению устойчивой тенденции к повышению качества местной продукции до уровня лучших импортных образцов.
Так, оборудование для горизонтального и наклонно-горизонтального бурения ЗАО «ОКБ Зенит» успешно конкурирует с оборудованием мировых лидеров и поставляется в крупнейшие нефтяные компании страны, в частности, и на Ванкорское месторождение, а раньше закупалось за рубежом.
Качественные строительные конструкции, профили, которые производит завод «Сегал», также ввозились из-за границы.
В сегменте оборудования для лесозаготовки и лесопереработки предприятия также реализуют программы импортозамещения, например, разработка и выпуск харвестеров, форвардеров.
Для металлургии и горнорудной отрасли производители ориентируются на создание аналогов, которых нет в мире. Например, ООО «Технорос» освоено производство рудоконтролирующей станции РКС-КМ (шахтный вариант), предназначенной для определения количественного содержания химических элементов в материале на ленте транспортера в непрерывном технологическом цикле, в тележке, вагонетке.
Это реальные примеры импортозамещения. «Подобных примеров пока не так много, но это уже перспектива», — отмечает Денис Пашков.
Курс на развитие
В 2010 году государство также не обделит своим вниманием промышленные предприятия региона — продолжится выделение средств на их модернизацию и техническое перевооружение. Правительство намерено вложить в машиностроительную отрасль 1,5 млрд рублей. «И это только прямые инвестиции, не считая всех остальных статей бюджета, связанных с машиностроением», — сказал министр промышленности и энергетики Красноярского края.
По оценкам Правительства края, для обеспечения господдержки машиностроительной отрасли необходимо около 560 млн рублей, почти 120 млн рублей — на реализацию закона о поддержке лизинга. Сейчас этот финансовый инструмент утратил популярность у промышленников в связи с дороговизной. Закон сейчас разрабатывается и будет вынесен на обсуждение в Законодательное Собрание края весной.
«Этот закон направлен на повышение спроса на продукцию машиностроительного комплекса Красноярского края. Поддержка даст дополнительный стимул для развития предприятий. Они смогут воспользоваться элементами лизинга, и мы эту схему постараемся поддержать», — пояснил Денис Пашков.
70 млрд рублей инвестиций до 2013 года также получит энергетический комплекс Красноярского края.
В качестве основных в беседе с корреспондентом журнала «Советник. Грамотное управление» Денис Пашков назвал две беды краевой промышленности. Одна из них… дороги. Точнее, плохое развитие дорожной инфраструктуры и высокая транспортная составляющая в стоимости продукции. А вторая — необходимость проведения глубокой реконструкции, модернизации большинства предприятий. В решении этих проблем государство готово помочь, и первые шаги уже сделаны.
Текст: Елена БАРКОВА
Фото: Эдуард КАРПЕЙКИН
Журнал «Советник. Грамотное управление»