Рынок телекоммуникаций продолжает расти — потребителей на нем становится все больше. Правда, высокая динамика отмечается лишь в сегменте мобильного Интернета. Чтобы другие направления росли с аналогичной динамикой, нужны новые технологии потребления, а те, что уже есть, должны стать доступнее.
Неизвестная цифра
Основой рост рынка телекоммуникаций сегодня наблюдается в трех сегментах — цифровое (да и вообще платное) телевидение, широкополосный доступ (ШПД) и мобильный Интернет. Правда, телевидение растет несколько медленнее.
По оценкам международного консалтингового агентства iKS-Consulting, в первом полугодии 2011 года объем российского рынка платного телевидения (найти эти цифры для Красноярского края не получилось — эксперты говорят, что их просто нет) составил 19 млрд рублей, что на 20 % больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Число пользователей достигло 23 млн (рост — 15 %). При этом, правда, проникновение платного телевидения в СФО составило лишь 24 %. Максимальное проникновение отмечено в ЦФО — 67 %.
Причина такого отставания Сибири, считают эксперты, в том, что, во-первых, столь большую территорию довольно сложно охватить кабельными сетями (рынок растет исключительно в городах), а во-вторых, в слабом проникновении цифрового телевидения.
На последнем стоит остановиться отдельно. Дело в том, что порядка 30 % продаваемых сегодня телевизоров не имеют цифрового приемника.
— Был у нас случай, — вспоминает директор красноярского филиала компании «ЭР-Телеком Холдинг» Игорь Верещагин, — когда мы подключили абонента, а у него оказался еще старый черно-белый телевизор. Понятное дело, что принимать наши каналы он не смог.
И таких древних телевизоров в собственности россиян еще много. Количество проданных цифровых телеприемников не превышает 5 млн, большей части населения они не по карману: цены на нормальные цифровые «ящики» начинаются от 40 тысяч. Потому-то, видимо, и растет этот рынок лишь на пару десятков процентов в год. Да и то год на год не приходится. Однако есть и другие примеры.
— В этом году мы провели акцию по подключению наших абонентов к цифровому телевидению, — рассказывает пресс-секретарь красноярского «Вымпелкома» Леокадия Матвеева. — Каждому желающему подключиться бесплатно выдавали цифровой ресивер. Количество подключенных к этой услуге абонентов всего за пару-тройку месяцев выросло в несколько раз, что опять же доказывает зависимость проникновения платного телевидения в жизнь людей от доступности технологий.
Подстегнуть развитие рынка мог бы обсуждаемый сегодня закон о запрете аналогового вещания и переводе всего его объема в «цифру». Но это вряд ли выправит ситуацию с рынком телевизоров. Да и обсуждается этот закон уже лет шесть.
По широкой полосе
Другим тормозом роста проникновения платного телевидения является, как бы это странно ни прозвучало, все большее развитие Интернета — в частности широкополосного доступа в сеть (ШПД). Результаты исследований TNS Gallup Media показывают, что пользователи Интернета смотрят телевизор на 17 % меньше телезрителей, не пользующихся Всемирной сетью.
— Дело в том, — говорит управляющий партнер компании «Позитроника» в СФО Роман Дроздов, — что стационарный компьютер, который и является основным устройством входа в Сеть с использованием ШПД, вполне способен соперничать с телевизором: мониторы большие, видеокарты способны поддерживать высокое разрешение. А современные скорости фиксированного Интернета вполне позволяют комфортно и беспроблемно смотреть из Сети как потоковое видео, так и прямые трансляции.
По отдельным параметрам подключенный к Сети персональный компьютер и вовсе превосходит телевизор. Взять хотя бы тот факт, что для мониторов ПК цифровой формат уже давно не новость.
Основной тренд ШПД — рост трафика. Только за 2010 год российские пользователи «прокачали» более 6 эксабайт (1 эксабайт = 1 трлн мегабайт) данных, что в 3,6 раза превосходит показатели 2009 года. По прогнозам же iKS-Consulting, к 2014 году только среднемесячный трафик вырастет в 3,1 раза.
Сводных данных по краю пока нет. Но опыт отдельных компаний-провайдеров показателен: например, в красноярском «Билайне» по итогу первых шести месяцев этого года говорят о 70 %-ном росте потребляемого через ШПД трафика.
— Такой рост потребления трафика, — говорит Игорь Верещагин, — стал возможен вследствие того, что технологии доставки информации конечному потребителю вышли на новый уровень. В частности, речь идет об оптоволокне. Это позволило абонентам потреблять больше так называемого тяжелого контента. Да и общая стоимость трафика за последние2–3года снизилась примерно в 4 раза.
А вот с ростом абонентской базы в сегменте ШПД все не так оптимистично. Несмотря на то что проникновение фиксированного Интернета в России так и не перевалило за 50 % (в крае, по различным оценкам, оно составляет28–41 %),ежегодный прирост количества абонентов компаний — лидеров рынка не превышает 30 %. При этом большую часть этого прироста составляют отнюдь не подключившиеся впервые абоненты, а переходящие от одного провайдера к другому.
Динамичные сети
Зато в сегменте мобильного Интернета сегодня отмечается настоящий бум. И это на самом деле не является неожиданностью. К 2000 году количество всех возможных фиксированных подключений по всему миру достигло всего лишь 500 млн, притом что начался этот процесс еще в XIX веке, когда проводные телефоны начали распространяться по миру. Мобильная же связь всего за 20 лет обрела 5,3 млрд абонентов. Правда, если сделать скидку на владельцев нескольких sim-карт, их окажется несколько меньше — порядка 4 млрд.
Свою роль в такой динамике сыграло тотальное распространение сотовой связи, пришедшееся на начало нулевых. Правда, сегодня этот сегмент перестал играть сколько-нибудь значимую роль в развитии рынка телекоммуникаций.
— В сегменте голосовых услуг сотовой связи, равно как и в сфере фиксированной телефонии, сегодня можно с полным правом говорить о стагнации, — говорит коммерческий директор красноярского филиала «МТС» Алексей Аверков.
— Основным же драйвером роста отрасли стал мобильный Интернет, высочайшие темпы развития которого (число абонентов, пользующихся мобильным Интернетом, ежегодно увеличивается минимум в два раза. — «СВ») не имеют аналогов по сравнению с предыдущими технологическими циклами роста телеком-отрасли.
Выросла на 10 % и доля пользователей домашнего беспроводного Интернета. По данным iKS-Consulting, в первое полугодие 2011 года доля людей, использующих этот способ доступа в Сеть, увеличилась на 44 % и составила примерно 16 млн человек (13 % населения). Модемы беспроводной связи — доминирующий способ домашнего доступа в Сеть в городах с населением менее 50 тыс. человек, поселках городского типа и селах.
Эксперты говорят, что рынок мобильного Интернета растет по нескольким причинам. Первая — рост популярности социальных сетей: по данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), именно соцсети являются самым распространенным сервисом у пользователей мобильного Интернета.
— Более того, — говорит Сергей Скрипников, руководитель отдела по связям с медиа по Восточной Европе и Центральной Азии корпорации Ericsson, — постоянное нахождение в Сети — это тренд, который распространяется не только на пользователей соцсетей, но и на многих других.
Однако наибольшую роль в развитии сегмента мобильного Интернета сыграли технологии. Начало роста этого рынка пришлось на 2009 год — именно тогда начались активные продажи смартфонов и коммуникаторов. И они продолжают отвоевывать рыночное пространство у обычных телефонов — по данным iKS-Consulting, только за первые шесть месяцев этого года популярность простых мобильных телефонов с небольшим экраном снизилась на 4 пункта (хотя и продолжает составлять 58 %), уступив позиции более технологичным устройствам.
— Сейчас эти гаджеты стали очень доступны, — говорит Роман Дроздов из «Позитроники», — цена среднего коммуникатора вполне сопоставима с ценой среднего же мобильного телефона.
Свой вклад в рост популярности мобильного Интернета внесли и планшетные компьютеры, хотя их проникновение все еще невелико.
— Спрос на планшетники есть, и он растет, — объясняет Дроздов, — но не так быстро, как это прогнозировали. С появлением планшетов многие говорили об окончании эры ноутбуков и стационарных компьютеров. Однако на практике все оказалось не так — свою роль сыграли достаточно высокая цена, относительное неудобство использования и невеликая насыщенность программным обеспечением. Так что на сегодня основным инструментом потребления мобильного Интернета по-прежнему остаются коммуникаторы и смартфоны.
Примерно о том же говорит и Алексей Аверков из «МТС»:
— На момент запуска сетей «третьего поколения» в России проникновение мобильных интернет-гаджетов составляло около3–5 %, — вспоминает он, — и это, безусловно, сдерживало рост потребления. В связи с увеличением ассортимента функциональных интернет-устройств и снижением их стоимости доля проникновения 3G-устройств в Красноярском крае в настоящее время составляет 20 % от общего числа устройств, и это далеко не предел.
Столкновение без конфликта
Еще один фактор роста мобильного Интернета — доступность тарифов с опцией безлимитного доступа в Сеть. По данным исследования ФОМ, лишь треть пользователей мобильного Интернета (31 %) используют для этого безлимитный тариф своего мобильного оператора. Примерно каждый десятый использует услуги Wi-Fi или Wi-Max. Да и вообще технологии доставки мобильного Интернета до конечного пользователя сильно развились в последнее время.
— Все дело в том, — говорит Скрипников, — что в том же 2009 году скорости мобильного Интернета наконец-то стали достаточными для решения тех задач, которые ставили перед ним пользователи. Уже сейчас есть сети LTE (правда, лишь в некоторых регионах. — «СВ»), которые способны обеспечить скорость доступа в Сеть с мобильного устройства до 20–30Мбит/сек.
Однако составить конкуренцию ШПД по потреблению трафика мобильный Интернет пока не может. По данным отдела маркетинга красноярского «Билайна», более половины всех потребителей мобильного Интернета используют выход в Сеть с мобильных устройств либо для поиска информации, либо для общения через ICQ и социальные сети.
— Мобильный Интернет в его нынешнем состоянии вряд ли может конкурировать с ШПД, — говорит Верещагин, — это слишком разные модели потребления. Так что никакого конфликта между этими технологиями нет.
Машинный диалог
Меж тем эксперты признают, что основная точка роста рынка телекоммуникаций, способная вывести его на новый виток развития, лежит именно в сегменте мобильного Интернета.
— Инновационные телекоммуникационные сервисы, — говорит Аверков, — получают применение в разных областях: от глобальных — вроде контроля за перемещением транспортных средств и состоянием трубопроводов, до весьма прикладных, например, снятия показаний со счетчиков воды в домах или передачи информации о наполненности кофейных автоматов. По нашим оценкам, только в сегменте М2М (machine-to-machine, передача данных между устройствами. — «СВ») абонентская база в среднем будет расти на 45–55 %ежегодно и к концу 2015 года вырастет в 7,5 раз — до 2,5 млн устройств.
Сергей Скрипников видит будущее телекома в некой интеграции мобильного и фиксированного Интернета.
— Мобильная связь станет передним фронтом Интернета, а фиксированная будет служить ее опорой, а не являться «последней милей» для человека, — говорит он. — Теперь, когда большая часть людей уже подключена, пришла очередь устройств — уже сегодня в доме среднестатистического россиянина от 6 до 8 устройств, которые могут быть подключены к Сети и управляться через нее. Технологии для реализации этого уже есть, правда, пока они весьма недешевы. И есть прогнозы, что к 2025 году за счет расширения проникновения этих технологий подключений к Сети — и фиксированной, и мобильной — станет более 50 миллиардов.
Евгений Волошинский
Журнал «Сфера влияния»