Спустя год после вступления в силу закона об обязательном лицензировании деятельности таксомоторных фирм участники красноярского рынка такси говорят, что нововведения практически никак на нем не отразились и значительная часть рынка по-прежнему остается в тени.
Вину за это эксперты возлагают на контролирующие органы, которые свои обязанности исполняют плохо
— если исполняют вообще. Назад рынок отбросило и кратное повышение с нового года страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, из-за чего работать «вбелую» многим таксистам стало невыгодно.
Две трети красноярских такси работают нелегально
С начала 2012 г. в силу вступили изменения в законодательстве, обязывающие частных извозчиков работать по лицензии. С помощью ФЗ-69 — так называемого «Закона о такси» — государство рассчитывало навести порядок на этом рынке и выгнать из тени частных извозчиков.
Как рассказали ДЕЛА.ru в пресс-службе министерства транспорта Красноярского края, спустя год после принятия закона специалистами ведомства было выдано
около 6 тыс. разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым транспортом,
из них 1,8 тыс. — в Красноярске. Отметим, отдельное разрешение необходимо получать на каждый автомобиль.
«На основании данных муниципальных образований и операторов фирм такси на сегодняшний день в этом бизнесе работают порядка 18 тыс. автомобилей», — рассказали в пресс-службе министерства.
За вычетом 6 тыс. «официальных» автомобилей получаем, что «по тени» в крае ездят 12 тыс. авто, то есть две трети рынка.
При этом сами перевозчики сетуют, что изменений, ради которых и принимался ФЗ-69, за год так и не произошло.
«Закон в большей степени выполняют компании, которые и раньше действовали по правилам, а компании, которые работали «всерую», продолжают функционировать по той же схеме», — рассказал директор по развитию такси «Рикша» Евгений Павлычев.
Отличить законопослушные фирмы от незаконопослушных, по его словам, очень просто — закон предписывает всем официальным такси иметь и шашки на борту, и окрашенный в особые цвета кузов.
«Если же на ваш вызов приехала машина без опознавательных знаков, значит, эта фирма нарушает закон», — говорит Павлычев.
Закон, по мнению экспертов, бездействует в первую очередь из-за «несистемного подхода» надзирающих органов, призванных контролировать его исполнение.
«Весь год таксисты меня спрашивают — а зачем я получил это разрешение? Хоть бы один гаишник остановил и спросил у меня его. Порой останавливают, таксист протягивает гаишнику разрешение, а тот говорит — не надо, ты мне права покажи. Хотя за отсутствие разрешения положен штраф в 5 тыс. руб.», — рассказывает соучредитель компании «Ямщикъ-такси», директор «Красноярской юридической конторы» Геннадий Брусов.
Легальные такси отличаются цветом и символами
О том, что закон не действует, говорит и отсутствие положительных изменений на рынке — «как стояли на остановках бомбилы без разрешений, так и стоят», «как у многих диспетчерских служб находились на обслуживании машины без разрешений на деятельность, так и находятся, хотя закон это запрещает».
С Брусовым солидарен и Павлычев: «Проверки проходят выборочно, и проверяют обычно компании, которые и так исполняют закон». А вот тех самых бомбил с остановок трогают нечасто.
Косвенно о слабом контроле за исполнением ФЗ-69 со стороны ГИБДД говорит и отсутствие в самом ведомстве данных об объеме теневого рынка и количестве оштрафованных за работу без разрешения таксистов — по крайней мере, в пресс-службе ГИБДД по краю таких данных предоставить не смогли.
Из-за слабого контроля рынка со стороны государства отбоя от желающих подзаработать на дорогах нет:
точное число фирм, занятых частным извозом в Красноярске, эксперты назвать затруднились. По словам Брусова, их более 200, но при этом по-настоящему серьезных игроков, по мнению Павлычева, не более 10. Большинство фирм работают в эконом-сегменте со средним чеком около 150 руб., предлагая поездки «на не очень качественных автомобилях».
Меньшая часть осваивает средний ценовой сегмент с чеком в 200–300 руб. — здесь перевозки осуществляются на «более приличных» автомобилях, таких как Renault Logan и Scoda Octavia. Классы «комфорт» и «бизнес», по словам Павлычева, в городе практически не представлены из-за низкого спроса.
При этом, как уже говорилось выше, большая часть рынка работает в тени, без разрешений и уплаты налогов. Брусов отмечает, что эта доля за последний месяц значительно увеличилась — поскольку
по реализации закона ФЗ-63 больно ударило повышение ставок по страховым взносам для ИП с 1января 2013 г.
Бизнесмен рассказывает, что закон о такси в течение прошлого года «хоть и со скрипом, но начал работать», многие «бомбилы», никогда не платившие налогов, решили легализоваться, зарегистрировать ИП и получить разрешение на частный извоз.
Таксомоторов с лицензиями в Красноярске всего 1800
«Если у предпринимателя своя машина и он работает только на ней, в месяц его доход не превышает 30 тыс. руб., а налоговая нагрузка до 1 января 2013 года составляла 2-3 тыс. руб.», — говорит Брусов.
Однако с нового года объем страховых отчислений вырос в 2 раза, и работать официально таксистам стало невыгодно.
«Мы вели в «Красноярской юридической конторе» 60 частных предпринимателей, которые занимались частным извозом и в прошлом году получили разрешения на эту деятельность. С нового года закрыли ИП все 60. Где они? Они ушли в тень», — сетует директор компании.
Самое удивительное, что разрешения на работу у таких таксистов остаются на руках.
Аннулировать их можно только через суд, и кто будет заниматься этой работой, непонятно. Да и выявить таких таксистов сложно — ведь помимо проверки разрешения инспектор ГИБДД должен будет делать запрос, действует ли ИП. Но, как говорилось выше, даже разрешения на работу у таксистов пока спрашивают редко.
Александр ПЕТРОВ
ДЕЛА.ru