статья

Сотовая связь: погоня за клиентом

Журнал «Деловой Квартал» КрасноярскКак отметил один из участников рынка, сотовая связь прочно вошла в категорию товаров первой необходимости. Взяв в руки мобильный телефон, человек уже крайне трудно расстается с ним.
Поэтому в самом начале кризиса сото­вые опе­раторы были уверены: серь­езные потря­сения их рынку не грозят.
В то время как в других отраслях уже царила паника и компании затягивали пояса, готовясь к голодному году, «сотовики» только начинали прикидывать, на чем можно сэкономить в случае нужды. Сейчас, подводя итоги кризисного года, они в один голос утверждают, что их прогнозы в целом оправдались: рынок заметно развивался.
Однако признают, что влияние кризиса все же сказалось: динамика рынка замедлилась, кроме того, компаниям все-таки пришлось принимать антикризисные меры, чтобы сохранить уровень доходов.

«По нашим оценкам, телекоммуникационный рынок оправдал ожидания инвесторов и акционеров и показал свою живучесть даже в условиях, когда необходимо было сокращать издержки и оптимизировать бизнес-про­цессы», — констатирует директор филиала МТС в Красноярском крае Людмила Федорова.

Миксер с телефоном и коммуникатором

Основные события

декабрь’08

1. Начиная с декабря 2008 г., произошла последовательная смена топов у всех четырех сотовых операторов, работающих на местном рынке. В конце прошлого года филиал «Мегафона» возглавил Дмитрий Горо­жанинов. В марте 2009 г. директором красноярского филиала МТС стала Людмила Федорова, а объединенного «ВымпелКома» и «Голдентеле­кома» — Александр Косолапов. В июле произошла рокировка» руково­дителей «ЕТК» и «Сибирь­телекома»: генеральным директором «ЕТК» стал Николай Гришко, ранее возглавлявший Красноярский филиал «Сибирь-телекома», на его место пришел Сергей Иванов, до этого руководивший «ЕТК».

2. С конца 2008 г. операторы «большой тройки» один за другим запу­стили в Красноярске в коммерческую эксплуатацию сеть «третьего поколения» (3G). Первыми в декабре 2008 г. об этом заявили МТС, вслед за ними в мае 2009 г. «Билайн», в июле — «МегаФон». Операторы отме­чают значительный рост спроса на новую услугу. Например, у МТС за год доля 3G выросла до 40% в общем объеме потребляемого абонентами интернет-трафика.

апрель’09

Два сотовых оператора запусти¬ли совместные маркетинговые акции с крупнейшими продовольственными сетями города: «ЕТК» с «Коман­дором», МТС — с «Красным Яром». Таким нестандартным способом сото­вые операторы стимулировали продажи во время кризиса..

май’09

«Билайн» запустил в коммерческую эксплуатацию первую «пакетную» услугу на базе объединенных ресурсов «Вымпелкома» и «Голден телекома». В ней соединились услуги фиксированной и мобильной связи. По заявлениям руко¬водства компании, это предложение позволяет клиентам сэкономить от 30% до 60% затрат на голосовую связь.

сентябрь’09

«ЕТК» выпустила карты услуг, которые позволяют ее абонентам выби­рать и покупать услуги сотовой связи в необходимом объеме и по цене ниже их действующего тарифа. Абонент может в рамках своего тарифа регулировать стоимость разговоров. SMS или Интернета и тем самым оптимизировать расходы на мобильную связь.

Иллюзии
Кризис не прошел мимо

«При всей устойчивости телекоммуникационной отрасли мы, безусловно, не можем утверждать, что кризис не оказал влияния на сотовую связь в России. Так, в первые месяцы 2009 г. экономическая ситуация на всех рынках нашего присутствия ухудшалась. Начались безработица и спад в промышленности, что не могло негативно не отразиться на рынке связи. Чтобы отстоять позиции компании на рынке, мы сконцентрировали усилия на сокращении затрат, сохранении показателей прибыльности и повышении эффективности управления денежными потоками», — рассказывает руко­водитель службы маркетинга Красноярского филиала «ВымпелКома» Максим Шарков.

Руководство МТС в первые месяцы кризиса также ввело временные ограни­чения на административно-хозяйственные и другие затраты, не связанные с основной и инвестиционной деятельностью. Как отмечал тогда ком­мерческий директор местного филиала МТС Сергей Горюнов, в компании также начали заново оценивать эффективность каналов продаж и мар­кетинговых коммуникаций, но снижать расходы на них пока не планировали.

Как известно сейчас, МТС продолжили сокращать издержки за счет адми­нистративно-хозяйственных ресурсов, в частности, перенесли голов­ной офис из исторического центра города в офисный центр «Ваш выбор».

«У компании всегда есть возможность улучшить свои финансовые пока­затели — например, повысить цены на услуги или снизить зарплату сот­рудникам. Но мы прекрасно понимаем, что такие решения принесут нам лишь краткосрочный эффект, а в долгосрочной перспективе сыграют про­тив нас. Поэтому мы приняли решение снизить издержки на содержание административного офиса», — поясняет Людмила Федорова.

Страхи
Абоненты сократили расходы на связь

Выброшенные сотовые телефоныУже в начале кризиса было очевидно, что або­ненты станут более при­стально анализировать статью расходов на связь и искать возможности ее сокращения. Соответственно, перед операто­рами встала задача раз­работать продукты, кото­рые помогли бы клиентам оптимизировать их рас­ходы на связь и при этом не ударили по доходам самих операторов.

«По нашему мнению, в условиях нестабильной экономической ситуации крайне важно выпускать на рынок предложения, которые содержали бы в себе опции, наиболее актуальные для максимально широкого круга поль­зователей», — говорит Максим Шарков.

Так, «Билайн» в кризис выпустил экономичные тарифные планы и спе­циальные предложения, такие как услуга «Близкие люди» и тариф «Самый легкий ноль». По словам г-на Шаркова, они стали наиболее популярными среди абонентов и побили рекорды продаж в компании. Кроме того, имея ресурсы универсального оператора связи, «Билайн» предложил абонентам интегрированную услугу, при которой пользователь одной услуги получает бонусы на использование других услуг компании.

Другие операторы также вывели на рынок антикризисные предложения. В частности, МТС предложили тариф «Супер Ноль».

«Он не только принес нам новых абонентов, но и привлек внимание уже существующих. Мы наблюдали миграцию абонентов с архивных тарифных планов на «Супер Ноль» и понимали, что дали рынку именно то, что было необходимо. В результате нам удалось увеличить абонентскую базу на треть по сравнению с прошлым годом», — утверждает г-жа Федорова.

Единственный местный участник рынка — компания «ЕТК» — ввел для своих абонентов карты услуг, которые позволяют выбирать и приобретать услуги сотовой связи в необходимом объеме и по цене ниже их действующего тарифа.

Как говорят участники рынка, своевременная реакция на возникшие по­требности абонентов в оптимизации расходов на связь позволила опе­раторам удержать уровень доходов на прежнем уровне. Так, по данным МТС, показатель ARPU в Красноярском крае (приблизительно равен общероссийскому) в III квартале 2009 г. составил 255 руб., что незна­чительно меньше по сравнению с аналогичным периодом 2008 г.

Уроки
За клиентом нужно «побегать»

Бег с мобильным телефономЭксперты отмечают, что в кризис приоритетным фактором выбора того или иного оператора стала цена услуги. Лояльность клиента к компании на основании долгосрочного сотрудничества уже не срабатывает. Это, в пер­вую очередь, проявляется в сегменте корпоративных абонентов.
Сотовые операторы неохотно признают, что в кризис этот сегмент значительно просел, многие компании сократили расходы на корпоративную связь, некоторые вообще отказались от нее, другие перешли к кон­курентам. В сег­менте физических лиц также активизировался процесс перехода абонентов от одного оператора к другому в поисках оптимального пред­ложения.

В связи с этим, в текущем году сотовые операторы включились в процесс передела абонентской базы. Для этого они решили стать ближе к клиенту. Так, практически все участники рынка начали внедрять технологии прямых продаж — запустили в местах большого скопления людей мобильные стойки.

«Так компании, во-первых, увеличивают свои продажи. Во-вторых, сейчас только придя самостоятельно к клиенту, они могут привлечь его, потому что бороться ценой сейчас сложно — тарифы максимально снижены, никому не выгодно ронять их еще больше. Остается ловить клиента в местах его «обитания», — комментирует ситуацию руководитель проекта celler.ru Андрей Иванов.

Доли операторов на местном рынке сотовой связи по количеству клиентов

Еще один из способов привлечения клиен-тов — продажа брендированных телефонов. Наиболее активны в этом направлении МТС: в настоящее время в их линейке собственной марки четыре телефона. Людмила Федорова утверждает, что их продажи превзошли все ожидания компании.

«В Красноярском крае первую партию брендированных телефонов раску­пили за несколько дней. По сентябрьским отчетам, первенец бренди­рованной линейки МТС 236 занял 6,5% в общих продажах розничной сети МТС. А в ноябре доля телефонов МТС в продажах розничной сети компании составила 14,8%», — говорит г-жа Федорова.

Возможности
Ожидается бурное развитие 3G

Сотовые передатчикиНа 2010 г. эксперты прогнозируют серьезные изме­нения на местном рынке сотовой связи. «Про­должится перераспределение долей выручки и або­нентских баз операторов. Причем происхо­дить это будет гораздо быстрее, чем можно было это предполагать годом-двумя ранее», — считает директор Красноярского регионального отделения Сибирского филиала «МегаФона» Дмитрий Горожанинов.

Участники рынка уверены, что наиболее сильные позиции займут опера­торы, предлагающие конвергентные услуги. «Этот тренд очевиден. Поэтому именно в этом году мы получили лицензию на оказание услуг местной и зоновой связи по Красноярскому краю, а также запустили услугу «Единая корпоративная сеть», — говорит Людмила Федорова.

Кроме того, участники рынка рассчитывают на бурное развитие услуг в стандарте 3G.

«Традиционные возможности для роста еще не исчерпаны, мы продолжим работать с основными направлениями — „голос“ и SMS, но среди новых драйверов роста большое внимание уделяется услугам передачи данных. Сибирь отличается сравнительно небольшим проникновением проводного Интернета, поэтому высокоскоростной мобильный 3G Интернет особенно востребован, и с развитием сетей 3G это направление будет только рас­ти», — уверен Максим Шарков.

О расширении покрытия 3G в Красноярском крае заявляют также МТС и «МегаФон».

«К концу 2010 г. планируется строительство развернутых сетей связи тре­тьего поколения в крупнейших городах Красноярского края. Инвестиции под этот проект у компании есть в полном объеме. К концу следующего года мы планируем стать лидером по зоне покрытия среди всех работающих в настоящий момент операторов мобильной связи», — заявляет г-н Горожанинов.

Людмила Федорова прогнозирует, что в следующем году темпы роста або­нентской базы и выручки у операторов замедлятся. В связи с этим, связисты начнут активнее стимулировать потребление услуг связи и при­нимать программы по сохранению абонентской базы и повышению лояль­ности клиентов.

«Мы пришли к выводу, что должны сделать ставку на тесное взаимо­действие с экономическими субъектами региона. Планируем обеспечить телекоммуникационной инфраструктурой наиболее значимые для края инвестиционные объекты, а также активно участвовать в общественной жизни региона», — заявила г-жа Федорова.

Андрей Иванов полагает, что будет происходить дальнейший сдвиг в сто­рону европейского типа продаж услуг сотовой связи. «Сотовые операторы продолжат подминать под себя сотовый ритейл и расширять линейки брендированных телефонов», — прогнозирует г-н Иванов.

Алексей ХИТРОВ
Журнал «Деловой квартал — Красноярск»

© ДЕЛА.ru

 

новости

COVID без контроля – как по Красноярску разносят заразу Ранее свои эмоции в связи с поведением зараженных высказали волонтеры. На этот раз нервная система не выдержала у соседей контактных больных. Власти, по всей видимости, просто решили отпустить ситуацию …

Карьера «в цифре»: опыт крупных компаний Студентам СФУ рассказали о карьерных перспективах в компании «Полюс» по IT...

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»