статья

Красноярской неотложке требуется «скорая»

За прошлый год красноярцы вызвали «Скорую помощь» около милли­она раз. Согласно статистике горздрава, помощь была оказана более чем 380 тыс. жителям подросшего города.

Это огромные цифры. Особенно если учесть, что парк машин красноярской «скорой» значительно изношен, а для врачей неотложки обычное дело — работать на полторы-две ставки.

ДЕЛА.ru решили выяснить, в каком состоянии сегодня находится в Красноярске оказание первичной медицинской помощи.

Скорая
За год красноярская «скорая» оказала помощь более чем 384 тыс. человек

При подготовке этого материала собеседниками нашего издания стали врачи и диспетчеры красноярской «скорой». К большому сожалению, никто из них не согласился открыть своего настоящего имени — что, в общем, говорит само за себя. Даже в первом приближении очевидно, что тема эта для города больная: по сути, служба сама нуждается в помощи.

Девятка, сутки, ночь

«Негодованию нет предела: как обращаются бригады с пожилыми пациентами…». «Скорая» прибыла только через час, у больного уже поднялось давление до 220…». «Когда моя жена рожала, пришлось дать денег, чтобы отвезли в нужный роддом». «И это можно назвать скорой помощью? Скорее похоронный катафалк!» Это высказывания с форумов, посвященных работе красноярской неотложки.

Сотрудникам «скорой» есть что ответить на гневные реплики. «На линии работает очень мало бригад, люди испытывают огромные нагрузки. Не хватает времени даже на то, чтобы перекусить. Темп, темп, вызова один за другим», — рассказал ДЕЛА.ru диспетчер службы 03.

«Проблемы везде одинаковые. Кратко их можно сформулировать так: денег выделяется мало, а работы много, причем требования крайне жесткие», – резюмирует врач.

Кадры — главная проблема красноярской «Скорой помощи». «Никто не гоняет чаи, все работают. Все время на вызовах. А не приезжают вовремя потому, что у нас огромная нехватка сотрудников», — отмечает диспетчер. Сотрудники «скорой» сравнивают нынешнюю ситуацию с тем, что было лет 15-20 назад:

«Раньше к нам на работу шли ассистенты кафедр, служба была укомплектована на 100%. Это считалось интересной практикой, которая к тому же достойно оплачивалась. Сейчас мы наблюдаем повальные увольнения: кажется, у нас готовы схватить на работу любого человека с улицы. При этом те, кто остается, — профессионалы высокого класса, работают буквально на износ».

Проблемы с кадровым обеспечением отмечают и в главном управлении здравоохранения администрации города.

«Один из проблемных вопросов — нехватка кадров. На 01.04.2012 г. укомплекто­ванность кадрами станции скорой медицинской помощи по врачебному персоналу составляет 58%, по среднему медицинскому персоналу — 85% (без учета лиц, находящихся в декретном отпуске)», — сообщили в горздраве ДЕЛА.ru.

Стетоскоп
Главная проблема неотложки — нехватка кадров

Основная причина текучки кадров в сегменте неотложной медпомощи — низкие зарплаты.

Заработная плата медперсонала «скорой» зависит от категории. Плюс так называемые президентские деньги, они же «нацпроект» (которых, по словам сотрудников, лишают за малейшую провинность), а также так называемые «колесные».

Врач, работающий на ставку, со всеми надбавками получает не больше 19 тыс. руб.

«Голый оклад у врача высшей категории — 4600 руб. А, к примеру, в Питере это 20 тысяч. Или взять водителей: наши получают максимум 12 за работу в режиме два дня в день, два в ночь. В других сибирских городах водитель­ская зарплата доходит до 30 тыс. Мы что, в другой стране живем?» — задается вопросом анонимный собеседник.

В результате большинство водителей вместо отдыха занимаются подработками, а большинство врачей и фельдшеров — работают на полторы или две ставки.

«Люди просто живут на «скорой». Схема такая: девятка, сутки, ночь. Сутки отдохнул, и опять: 9, 24, 15» (9 часов — дневная смена, 15 — ночная. — Прим. ред.). В прошлом году 55-летняя врач скончалась прямо на работе — организм не выдержал перегрузки.

Дело не только в зарплате, но и в плохих условиях труда на некоторых подстанциях. «Комнаты отдыха там, где я работала, были очень убогие. Люди отдыхали на раскладушках, без матрасов», — рассказывает диспетчер.

«Согласно документам, в помещении нашей подстанции сделан ремонт, но на самом деле оно находится в кошмарном состоянии. По стенам бежит вода, во дворе — сплошные ямы», — сетует врач. Какого качества общения с больными можно ждать от человека, работающего на пределе сил?

Сами сотрудники «скорой» признают, что врачи выезжают на вызовы «злые, и все это отражается на больных».

Тем не менее «скорая» каждый день спасает людей. Согласно справке горздрава,

за 2011 г. круглосуточно на станции скорой медицинской помощи работали 97 выезд­ных бригад. Из них 19 — специализированных: 6 кардиологических, 6 реанимацион­ных, 2 неврологические, 3 психиатрические, 2 детские реанимационные; 16 педиатри­ческих врачебных бригад; 62 врачебных и фельдшерских общепрофильных бригад.

«В 2011 г. скорая медицинская помощь была оказана 384 370 больным и пострадав­шим нашего города. Это больше, чем в 2010 г., на 4,7%, и на 5,7%, чем в 2009 г.,

— отмечают в администрации. — Постоянно внедряются новые технологии диагностики и лечения больных на догоспитальном этапе. Внедрена методика ранней диагностики острого коронарного синдрома. С 1 ноября 2010 г. пациентам с острым коронарным синдромом при наличии показаний проводится тромболитическая терапия». Это позволило снизить осложнения и летальность при остром инфаркте миокарда.

Таскать вам не перетаскать

О больных, вызывающих «скорую», разговор отдельный. По словам министра здраво­охранения края Вадима Янина, 70% звонков в «скорую» — это вызовы «не по делу»: высокая температура, головная боль, хронические заболевания.

По оценкам одного из наших собеседников, случаев, когда неотложку вызывают зря, и того больше: свыше 80%.

Скорая помощь
Более чем в 70% случаев «Скорую помощь» вызывают по ничтожным поводам

Проблема эта неоднозначна. С одной стороны, тот, кто звонит в неотложку, в этот момент часто не видит другого варианта: простое повышение температуры у ребенка, например, может вогнать родителей в панику, и трудно их в этом упрекнуть.

С другой стороны, пока «скорая» мчится к человеку с ОРЗ, головной болью или бессонницей (бывают и такие обращения), другой пациент может умереть от инфаркта, не дождавшись бригады.

По мнению докторов, тут могла бы помочь система штрафов за неправомерные вызовы. «Ведь государству один вызов «скорой» обходится в 2,5 тыс. руб.», — рассказывает врач.

Время ожидания «скорой» согласно действующему приказу Мин­здрава составляет 20 минут. По словам министра Янина, город укладывается в этот норматив даже несмотря на пробки.

Но это в среднем. Если свободных бригад нет, то в зависимости от категории сложности вызова (всего их 5) время ожидания неотложки может составить до 3 часов, ведь в первую очередь отрабатываются экстренные запросы: по травмам, отравлениям, родам, сердечным приступам. В результате, встречая опоздавшую на менее сложный вызов «скорую», пациенты выплескивают свое негодование на врачей.

 «Нас упрекают: где вы ездите? Хотя, между прочим, на «скорых» установлена система ГЛОНАСС, и никто не свернет «налево». Вообще, я считаю, такое недоверие со стороны власти унижает. Лучше бы за эти деньги оснастили машины навигаторами: сейчас в городе появилось очень много новых домов и улиц, и иногда сориентиро­ваться очень сложно», — рассказывает врач неотложки.

Оснащение машин тоже не идеально. Автопарк красноярской «скорой» значительно изношен. «По договору нам обязаны предоставлять теплую санитарную машину, в которой есть все необходимое. На деле в декабре, когда наш автомобиль ушел в ремонт, мне пришлось выезжать на переоборудованной под «скорую» «Ниве». Шофер сразу посоветовал: доктор, вы держите дверь на поворотах, чтобы она не открылась. А на улице ночью было за тридцать», — продолжает наш собеседник.

По его словам, несмотря на то, что на подстанции периодически поступают новые машины, они не всегда оборудованы должным образом: порой отсутствуют даже кислородные баллоны.

Скорая
Значительная часть автопарка красноярской «скорой» изношена на 100%

В главном управлении здравоохранения администрации города уточняют данные по автопарку, при этом отрицая нехватку оборудования:

«По национальному проекту «Здоровье» с 2007 г. на станцию скорой медицинской помощи поступило 80 санитарных автомобилей, в 2012 г. в эксплуатацию введены еще 12 санитарных автомобилей класса «А», укомплектованных оборудо­ванием; планируется к приобретению еще один.

Медицинские укладки выездных бригад скорой медицинской помощи оснащены всеми медикаментами и изделиями медицинского назначения, необходимыми для оказания полного объема экстренной помощи больным и пострадавшим на догоспитальном этапе согласно действующему законодательству».

Однако и в администрации отмечают, что санитарным машинам, поступившим в рамках проекта, необходима замена: «В 2012 г. 50 автомобилей будут иметь 100%-ный износ, а в 2013-м — еще 53 автомобиля».

Дождаться «скорой» — это еще не все. Допустим, что к вам приехали и на месте оказали необходимую помощь. Но если в срочном порядке показан стационар?

Раньше, по словам врачей, пациента было просто госпитализировать по любому случаю. Сегодня же это очень жестко прописано в стандартах, и даже для тяжелых больных госпитализацию подчас организовать очень трудно.

«Приехали, оказали какую-то неотложную помощь — а дальше это проблемы не «скорой», а больного», — говорят доктора.

Во многих случаях невыполнимой задачей становится уже транс­пор­тировка пациента до кареты с красным крестом. Ни врачи «скорой», ни водители не обязаны принимать в этом участие.

Носилки
Нести больного до машины «Скорой помощи» работники службы не обязаны

«Врач должен организовать транспортировку пациента до машины, не более того, с привлечением родственников либо соседей», — говорят собеседники ДЕЛА.ru.

Продолжим: приехали вовремя, оказали первую помощь, силами неких помощников донесли до машины.

На этом проблемы не кончились — далеко не факт, что заболевшему удастся попасть в стационар. Например, очень мало шансов на это у стариков.

«Есть негласная установка не возить в больницу «возрастных» пациентов: 80-летних с инсультом, например. Никакому стационару не нужна повышенная статистика смертности», — говорят сотрудники неотложки. Непонятно, куда везти и перепивший контингент. «Когда закрыли вытрезвители, возник вопрос: куда теперь возить людей с тяжелым опьянением?». А такие вызовы — не редкость.

Перспективы, по мнению работников «скорой», безрадостные: «Как говорит один мой коллега, 60-летний врач, «с нашим поколением медицина сдохнет». Cтуденты, которые приходят к нам на практику, не возвращаются никогда. Они идут работать в частные клиники или торговыми представителями, — рассказывает врач «скорой». — Да вы спросите и у других. Все это вам многие расскажут».

Особых мер для улучшения ситуации пока не предусмотрено. Правда, в этом году город намерен решить проблему с под­станцией в центре Красноярска.

«Готовится проектно-сметная докумен­тация для строительства новой под­станции скорой медицинской помощи в Центральном районе, что позволит удов­летворить потребность населения в меди­цинской помощи и повысить качест­во ока­­зываемой помощи жителям Цент­раль­ного района», — сообщили в администрации.

В стране же в целом с бедами «скорой» собираются разобраться, разграни­чив виды помощи на скорую и неотложную.

«В настоящее время… министерством здравоохранения и социального развития РФ проводится работа по разработке нормативно-правовых актов, регламентирующих четкое разделение функций скорой и неотложной помощи, — говорят в красноярском горздраве.

— После принятия данных нормативных актов планируется организация отделений неотложной помощи при районных поликлиниках города, что будет способствовать развитию и совершенствованию амбулаторно-поликлинической службы. В программе модернизации здравоохранения в 2012 г. запланировано создание двух кабинетов неотложной помощи».

Поможет ли это «больной», сотни тысяч красноярцев почувствуют на себе.

Татьяна Алёшина
ДЕЛА.ru

© ДЕЛА.ru

 

новости

Как завести электронный кошелек и пользоваться им Помимо банковских карт и наличных в России можно использовать еще одно средство платежа – электронные кошельки. И если отличие принципа его работы…

Предприятие повысило производительность благодаря нацпроекту Красноярская компания «Юмагс», один из производителей оборудования для благоустройства общественных пространств в России, повысила эффективность…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).