Сколько на самом деле стоит недвижимость в Красноярске? Эксперты полагают, что жилые площади в городе значительно переоценены.
До четверти стоимости квадратного метра приходится на коррупционную составляющую и ничем не обоснованную наценку.
Красноярские квартиры хорошо расходятся и с наценкой
По словам начальника филиала Федерального центра ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов по Красноярскому краю Юрия Гаспировича, сейчас в регионе цены на жилье определяет исключительно рынок, стоимость площадей никто не обосновывает.
«Что касается жилищного строительства, у нас часто в роли инвесторов выступают частные лица. Когда происходит работа с частным лицом по обоснованию цены квадратного метра, то про сметное ценообразование забывают на 100% — его просто нет.
Приходит человек с деньгами, говорит: я хочу у вас купить квартиру. Ему отвечают — выложи 56 тыс. за кв. м. Он спрашивает, почему так дорого. Ему говорят: не нравится — иди в другую фирму, ищи дешевле», — рассказал Гаспирович.
Юрий Гаспирович: стоимость жилых площадей в крае никто не обосновывает
Он сетует, что о ценообразовании в этой области речи не идет, цену устанавливают застройщики, а регулирует ее сам рынок — когда жилье перестают покупать, цена начинает падать. В качестве примера он приводит кризис 2008-2009 гг., когда цена недвижимости значительно снизилась.
«Если построить график, то в III квартале 2008 г. цена была на максимуме — в пределах 56 тыс., потом последовал резкий спад, а сейчас снова начался подъем, мы находимся на уровне 42 тыс. Динамика показывает, что цена квадратного метра будет расти вместе с ликвидацией последствий кризиса.
Если ситуация будет развиваться как сейчас, то за 2-3 года цена преодолеет те значения, которые были в самый тучный для застройщиков жилья III квартал 2008 г.», — дает прогноз Гаспирович. По его оценке,
реальная стоимость недвижимости, не обремененная коррупционной составляющей и желанием участников строительного процесса заработать как можно больше, составляет около 31 тыс. за квадрат.
Впрочем, детализировать долю коррупционной составляющей Гаспирович отказался. «Я смет не составляю. И оперировать цифрами, которые не могу подтвердить, я не буду», — пояснил он.
Строительные материалы и стоимость работ не определяют цены на квартиры
Сославшись на слова руководителя Федерального центра ценообразования в строительстве Евгения Ермолаева, Гаспирович сообщил, что «материалы в сметной стоимости объекта составляют в пределах 30%». «Не они определяют цену — в основном это дорогая земля, желание заработать как можно больше и отсутствие сметного ценообразования в этой отрасли», — сказал Гаспирович.
Значительный вклад в стоимость недвижимости вносит и «щедрость» строителей. Такой вывод можно сделать из истории, которую ДЕЛА.ru рассказал замруководителя Красноярского УФАС Олег Харченко.
По его словам, в антимонопольный орган обратилась «Енисейская ТГК-13», которая выражала недоумение, почему не она, а ООО «КрасТЭК» согласовывает подключение тепловых сетей к вводимому в мкрн Покровский дому №14, строительство которого ведет ООО ФСК «Монолитинвест».
В УФАС обращение приняли к рассмотрению. «По идее, при подключении дома №14 в мкрн Покровский, который «Монолитинвест» построил, он должен был согласовать проект с «Енисейской ТГК», которая обеспечивает теплоснабжение района и является поставщиком тепловой энергии. По закону платят именно поставщику, транзитник — в данном случае «КрасТЭК» — обязан дать возможность присоединиться», — рассказывает Харченко.
В реальности же, по его словам, все выглядело немного иначе: сначала к застройщику пришли представители ООО «КрасТЭК», сказали, что «это же наша труба», попросили 14 млн за подключение и получили их. Затем в ООО «ФСК «Монолитинвест» пришли представители ТГК-13, заявили, что именно они являются поставщиком тепловой энергии, и… тоже получили 14 млн.
В итоге, по словам Харченко, пострадавших среди фигурантов дела не оказалось — «КрасТЭК» и ТГК-13 заработали, «Монолитинвест» согласовал подключение.
В проигрыше оказываются только будущие жильцы, которым в конечном счете придется рассчитываться за двукратную переплату.
Жильцам приходится
переплачивать за квадратные метры
При этом Харченко отмечает со ссылкой на информацию Союза строителей, что случай с домом №14 в Покровском — далеко не единичный.
«Дело мы прекратили ввиду отсутствия нарушений антимонопольного законодательства — все действовали добросовестно, все пришли, увидели заказчика, получили по 14 млн», — иронизирует Харченко.
Но тут же задается вопросом: какова на самом деле обоснованная цена вводимого жилья и сколько готовы платить красноярцы, если для застройщика не имеет особого значения, заплатить за присоединение к сетям 14 или 28 млн?
Александр ПЕТРОВ
ДЕЛА.ru