Рынок экстремальной техники в Красноярске перенасыщен, но при этом продолжает активно развиваться. В городе представлены все мировые бренды, причем некоторые из них — сразу у нескольких официальных дилеров. Жесткая конкуренция стимулирует компании развиваться еще активнее, предлагая клиентам все больший ассортимент машин и услуг.
Пошел в рост
Сибирь располагает к развитию экстремального туризма: недалеко от города есть отличные места для катания на снегоходах зимой и квадроциклах летом. Кроме того, в Красноярске достаточно людей, готовых приобретать технику, чья стоимость сопоставима с ценой автомобиля.
Экономический кризис сильно ударил по рынку, но его последствия сейчас мало заметны.
Большинство компаний по объему продаж уже вышли на докризисный уровень, ожидается дальнейший рост.
«Рынок растет семимильными шагами, — считает директор по развитию салона техники для активного отдыха «МотоЦентр» Александр Хохлов. — По сравнению с другими городами Красноярск выглядит очень неплохо, наш край — в числе самых передовых регионов.
Благосостояние людей растет, они уже почувствовали драйв от управления экстремальной техникой и научились ценить комфорт. Думаю, в этом году будет такой же рост продаж, как и в прошлом, — около 50 %».
Сегодня в Красноярске действуют шесть официально сертифицированных дилеров и несколько неофициальных салонов и фирм, продающих подержанную технику. При этом все магазины города работают на достаточно высоком уровне, предлагая мировые бренды и высокое качество поддержки клиентов.
«В прошлом году к нам в гости из Петербурга приезжал Сергей Кубанов — главный редактор журнала Red Sleds (специализированное издание о технике для активного отдыха), — вспоминает генеральный директор ООО ПКФ «КРАБ» Александр Бычков. — И он был крайне удивлен тем, что у нас так много салонов, причем очень достойных. Все они соответствуют корпоративным стандартам брендов».
Более того — некоторые марки в городе представляют сразу несколько сертифицированных салонов. Так, например, дилерами одного из самых известных снегоходных брендов Arctic Cat сегодня являются два магазина — Alligator и «МотоЦентр».
Около 10% рынка занимает подержанная техника, которой торгуют неофициальные дилеры, ввозящие машины из-за границы.
Спрос на такую продукцию есть: как правило, любители снегоходов и квадроциклов через какое-то время меняют технику, причем необязательно на новую. Точно так же, как с автомобилями.
«Мы занимаемся продажами подержанной техники, ее ремонтом и обслуживанием, так как первичный рынок сегодня занят: его уже давно поделили между собой основные игроки. А б/у квадроциклы и снегоходы продают не так много компаний», — рассказывает заместитель директора клуба экстремального туризма «Вертикаль» Эдуард Фоминых.
Тем не менее «вторичка» — достаточно перспективное направление и для дилеров. Уже сегодня почти все салоны работают по системе trade-in (обмен подержанной техники на новую). Но в основном это лишь дополнительная услуга, которая подогревает интерес к компании.
«Подержанная техника всегда неплохо продавалась, — говорит руководитель компании Alligator Елена Лохова. — Мы «вторичкой» не занимаемся только потому, что просто не дошли руки. Нельзя объять необъятное».
Есть ли конкуренция между дилерами и теми, кто продает подержанную технику, — вопрос спорный.
С одной стороны, эксперты утверждают, что никакого противостояния они не ощущают. С другой — клиенты зачастую готовы покупать технику пусть не новую, но подешевле и любимого бренда. Экономия даже в 50 тыс. рублей при стоимости машины, например, в 500 тысяч — весьма существенна для покупателей.
Китай наступает
Ассортимент продукции и услуг в магазинах экстремальной техники в последнее время серьезно изменился.
Так, во время кризиса в несколько раз упали продажи гидроциклов.
Эта тенденция наметилась еще в 2004–2006 гг., а в 2008-м стала очевидной всем. Интерес у клиентов к этой технике упал в связи с тем, что на рынке появилась масса другой, не менее интересной, из-за чего гидроциклы стали воспринимать как игрушки.
Известные на весь мир компании Polaris и Arctic Cat даже отказались от их производства.
Более подходящая для Сибири техника — снегоходы — показывает стабильный, но невысокий рост. Причем увеличиваются продажи и импортных, и отечественных машин («Буран», «Тайга»).
В сегменте классических квадроциклов — более интересная ситуация. Абсолютно все игроки рынка согласны с тем, что
основным драйвером роста уже сегодня стали китайские квадроциклы.
Спрос на них стабильно высокий последние несколько лет. Покупателей привлекает прежде всего цена: техника из Поднебесной стоит почти в два раза дешевле американской. Кроме того, клиентам предлагаются хорошие условия обслуживания.
Самый известный китайский бренд экстремальной техники — CFMoto — представлен в нескольких красноярских салонах, и его постоянно растущую популярность отмечают все дилеры.
«За 2010–2012 гг. рост продаж квадроциклов CFMoto составит 500%, — рассказывает Александр Бычков. — При этом у канадских, американских, японских машин рост совсем не такой большой — в пределах 5–20%».
«CFMoto пришел в Россию позже, чем в другие страны, и, появившись у нас, сильно изменил рынок, — считает Александр Хохлов. — Этот бренд отнял клиентов у таких монстров, как BRP, Polaris, Arctic Cat. Он заставил эти компании пересмотреть свои концепции производства и выпускать более дешевую технику. Например, теперь они предлагают машины в бюджетной комплектации, которая получается за счет отказа от элементов тюнинга, используют менее дорогие комплектующие».
«CFMoto уже зарекомендовал себя и теперь не нуждается в особой рекламе, — согласна Елена Лохова. — Людей устраивает и цена, и качество этой техники. К тому же у компании хорошая гарантийная политика, что многих подкупает».
В последнее время активно развивается и сегмент мотовездеходов класса side-by-side
(квадроциклы с посадкой водителя и пассажира рядом друг с другом, а не один за другим, дословно — «плечом к плечу»).
Технические предпочтения клиентов сегодня меняются в сторону все большей комфортности при езде, а такие машины как нельзя лучше отвечают этим требованиям. Они позволяют кататься вдвоем, сидя рядом (что очень важно, если нужно срочно поделиться эмоциями), кроме того, имеют грузовой отсек и рулевую баранку.
Мотовездеходы side-by-side — достаточно удобная техника и для активного туризма, и для работы по хозяйству — например, для объезда угодий по бездорожью. Сегодня их выпускают все ведущие мировые компании соответствующего профиля, и эксперты прогнозируют, что в дальнейшем рост продаж будет обеспечиваться прежде всего за счет них.
Помимо собственно машин в магазинах экстремальной техники продается одежда для активного отдыха, аксессуары, экипировка, запчасти и другие расходные материалы. И именно они дают компаниям почти половину всей прибыли.
Другая, столь же серьезная статья дохода, — ремонт и сервисное обслуживание.
«Мы сами себя погубим, если не будем оказывать этих услуг, — считает Елена Лохова. — У дистрибьюторов есть очень жесткое требование по гарантийному обслуживанию, так как иначе столь дорогостоящую технику просто не будут покупать. Но делать ставку исключительно на сервис я бы не стала. Конкуренцию официальным дилерам составляют вольные механики, которые работают в гаражах, небольших сервисах».
Культурный шок
Для активного развития рынка сегодня есть все предпосылки. Кредитная политика банков позволяет приобретать дорогую технику по выгодным условиям. Кроме того, дистрибьюторы разрабатывают совместные с банками кредитные программы, чтобы стимулировать продажи.
Однако существуют и сдерживающие факторы — в первую очередь, отсутствие у нас культуры эксплуатации подобных машин.
В Европе и Америке развиты клубы экстремального туризма, которые содержат специально подготовленные для катания трассы, следят за тем, чтобы техника регистрировалась, устраивают совместные выезды. В России и, в частности, в Красноярске ничего этого нет. А ситуация в пригородных лесах и горах, подходящих для катания, очень напоминает ту, что на автодорогах.
«Зимой по известным тропам проходит столько снегоходов, что уже можно ставить регулировщика, — считает Елена Лохова. — Такая же ситуация с квадроциклами. Люди относятся к технике как к игрушке, поэтому часто нарушают право частной собственности, заезжая в чужие владения, не соблюдают элементарную технику безопасности. И, зная наш менталитет, я думаю, что эта ситуация нескоро изменится».
По данным инспекции Гостехнадзора по Красноярску, в городе зарегистрировано 772 снегохода, а также 369 квадроциклов и снегоболотоходов (за все годы).
Эти весьма скромные цифры говорят о том, что фактически на учет свои машины ставят лишь единицы. Возможно, причиной этому — слишком мягкое наказание за нарушения. Или же элементарное незнание правил эксплуатации техники.
«Мы не только продаем экстремальную технику, но и стараемся развивать культуру ее эксплуатации, — говорит Александр Хохлов. — Например, разрабатываем маршруты, которые потом согласовываем с администрациями во избежание нарушений прав собственности, и предлагаем нашим клиентам ими пользоваться. Напоминаем о том, что технику нужно регистрировать, страховать. Для многих эта информация бывает очень полезной».
«Медленно, но верно все движется к тому, чтобы клубы стали появляться и у нас, — считает Александр Бычков. — То, что было в Канаде 30 лет назад, когда-нибудь появится и здесь. Там технология эксплуатации снегоходов или квадроциклов отлажена очень четко. Купил ты технику — сразу же идешь ее регистрировать и страховать, а потом выбираешь место для катания. Для этого нужно записаться в какой-нибудь клуб и оплатить лицензию на сезон (членский взнос). На эти деньги содержат трассы, строят инфраструктуру и в целом обеспечивают комфортное катание. Вот это цивилизованный подход к экстремальному туризму».
Наталья АЛЕКСЕЕВА
иллюстрации Сергей ОРЕХОВ
Журнал «Сфера влияния»
www.sferav.ru