По оценкам Минсельхоза, в России каждый год производят 4 млн тонн молочной продукции, содержащей растительные жиры. В условиях, когда государство сквозь пальцы смотрит на сыр и мороженое «из пальмы», потребителям остается самим выискивать на молочных полках натуральные продукты.
И товары под маркой «Семенишна» и «Дальний хутор» в красноярских магазинах обычно не залеживаются — настоящих любителей молока не обманешь!
ДЕЛА.ru поговорили с ОАО «Саянмолоко» — крупнейшим местным производителем молочной продукции — о секретах популярности «Семенишны», «визитных карточках» компании, ее истории и планах.
С южных лугов
«В 2013 году саяногорскому заводу исполнится 30 лет, — рассказывает Валерий Левицкий, генеральный директор ОАО «Саянмолоко». — Когда-то он строился и проектировался как филиал Абаканского молочного комбината и был рассчитан на суточную переработку 25 т молока. Его разливали во фляги и стеклянные бутылки — обычную тару для молочных заводов времен СССР».
В 1997 г. предприятие было акционировано. С этого началась новая история саянского молока.
Сырье на саяногорский завод поступает с южных лугов Красноярского края
«Главной трудностью, с которой столкнулись акционеры, оказалось снабжение сырьем. Рассчитываться за него приходилось товарами или материалами, в основном ГСМ. Кроме того, с поставками наблюдались перебои: летом молока поступало больше, чем могли переработать мощности завода, а зимой его остро не хватало. Поэтому первой задачей, которую пришлось решать, стало создание собственной сырьевой базы. Для этого акционеры приобрели хозяйства на юге края. Они до сих пор являются основными поставщиками сырья для «Саянмолока», — говорит гендиректор.
Молочные фермы компании расположены в самом экологически чистом районе Сибири — на юге Красноярского края.
Под маркой «Семенишна» выпускается молоко разных сроков хранения
Общее поголовье КРС составляет сейчас более 45 тыс., тысячи гектаров засеяны кормовыми культурами. За последние 5 лет в приобретение новой техники и развитие животноводства было инвестировано около миллиарда рублей, и дочерние сельхозпредприятия полностью обеспечивают производство сырьем.
В свое время с решением проблемы сырья встал вопрос о его высокотехнологичной переработке. «На тот момент мы, пожалуй, первыми из местных предприятий заключили договор с компанией «Тетра Пак» на поставку оборудования для приемки и первичной переработки молока, а затем и для упаковки готового продукта», — отмечает Валерий Левицкий.
Рост производства потребовал расширения рынков сбыта. А чтобы везти «Семенишну» за пределы Хакасии, нужно было наладить выпуск молока длительных сроков хранения.
В результате на заводе появилась линия по производству ультрапастеризованного молока в различных видах упаковки. Это позволило значительно расширить географию продаж.
Только за последние 5 лет в завод ОАО «Саянмолоко» было вложено более 750 млн руб. инвестиций.
Сегодня предприятие работает на полностью модернизированном оборудовании производства Швейцарии, Швеции, Германии и Италии, которое позволяет выпускать продукцию европейского стандарта.
Все производство полностью автоматизировано, контакт с человеком исключается. Кстати, на самом заводе работают 550 человек из общей численности сотрудников компании в 4 тыс.
«Королевский» и свита
Если в советское время на предприятии могло перерабатываться около 25 т молока в сутки, то сегодня производственные мощности достигли 500 т ежесуточно. При этом потенциальный объем производства сыров составляет 500 т в месяц.
«Саянмолоко» делает около 80% всех сыров на территории от Кемерова до Сахалина.
Саяногорцы производят сыр немецкого качества
Сыроделие — второе после «молочки» основное направление работы компании. Решение об открытии сырного производства тоже было связано с ростом объемов выпускаемой продукции.
«Больше всего молока идет именно на изготовление сыра. Поэтому 6 лет назад мы приобрели у баварской компании необходимое оборудование и теперь делаем по немецким технологиям сыр, почти не отличимый на вкус от оригинального европейского продукта: «Штепперкезе», «Тильзитер люкс», «Баварский особый» и другие, — рассказывает начальник отдела продаж ОАО «Саянмолоко» Елена Левицкая. — Наше предприятие выпускает и баварскую «линейку», и традиционные для нашей страны марки сыра, такие как «Российский», «Пошехонский», «Витязь», «Радонежский».
Есть у «Саянмолока» и свои марки, например, сыр «Королевский», который производится по собственному рецепту.
По словам Левицкой, сегодня фаворитом продаж является и совсем свежий — незрелый — сыр «Адыгейский молочный».
«Также можно сказать, что особенностью нашего производства является выпуск сыр в мелкой фасовке, по полкилограмма; это продукт, очень востребованный сетями», — говорит начальник отдела продаж.
Саянские сыры регулярно отбирают награды у признанного лидера сыроделия Сибири — Алтая. Так, в этом году на общероссийском конгрессе по сыроделию, проходившем в Алтайском крае, из 5 представленных «Саянмолоком» образцов сыра два получили главные призы и золотые медали.
В первой сотне
Творог «Дальний хутор» вошел в 100 лучших товаров России
«На нашем сыродельном оборудовании мы производим и уникальный творог, — говорит Ольга Владимирова, технолог компании. — В отличие от творога, выпускаемого федеральными компаниями, мы изготавливаем свой «Дальний хутор» методом формования, и потому он имеет большую зернистость. Благодаря современной упаковке творог хранится 30 суток: по меркам молочников это очень много».
Не случайно необычный для российских производителей «Дальний хутор» получает дипломы на различных конкурсах и выставках, а также удостоен звания лауреата конкурса «100 лучших товаров России». Впрочем, его дипломантами разнообразные продукты «Саянмолока» становятся практически каждый год.
«Саянмолоко» планирует выпускать йогурты с сибирскими ягодами
В продуктовой линейке компании регулярно появляются новые наименования.
«Большим спросом пользуется наш йогурт «Семенишна»: мы производим его термостатным способом, без наполнителей и сахара.
Это на 100% натуральный продукт, который сделан исключительно из молока и закваски, больше никаких добавок», — отмечает Елена Левицкая. В планах компании — выпускать йогурты с сибирскими ягодами: голубикой, брусникой и облепихой.
На восток
По словам Ольги Владимировой, компания стремится производить из молока «все, что только можно», занимаясь глубокой переработкой сырья.
«Сейчас мы наладили переработку сыворотки, которая очень востребована при производстве других продуктов, например, сгущенки — ее производство мы планируем открыть тоже», — рассказывает технолог.
Летом планируется установить на производстве и современную молокосушилку: сухое молоко используется как сырье для кондитерских производств и изготовления детского питания.
Валерий Левицкий: мы хотим быть лучшими
Молочный бизнес в Сибири приходится вести в довольно жестких условиях: федеральные компании практически вытеснили местных производителей.
«В России, как известно, два ведущих молочных бренда, продукция которых занимает полки на 90%. Но среди оставшихся 10% мы хотим быть лучшими, — говорит Валерий Левицкий. — Все усилия нашей компании сегодня направлены на то, чтобы покупатель, по традиции более ориентированный на федеральные бренды, сумел оценить качество наших натуральных продуктов».
Это уже происходит: продукция «Саянмолока» демонстрирует в крае высокую динамику продаж. Молоко, кисломолочные продукты, сыры представлены во всех крупных сетях Красноярска. Однако
компания возит «Семенишну» не только по всей Хакасии и Красноярскому краю, но и за его пределы, на восток: в Иркутск, Читу, Улан-Удэ, Благовещенск.
У саяногорцев имеется собственный большой автопарк: молоковозы, фуры для торговли с другими регионами.
«Сейчас мы планируем серьезно зайти в Иркутскую область, с которой уже 15 лет работаем через дистрибьюторов», — делится планами Елена Левицкая.
Татьяна АЛЁШИНА
ДЕЛА.ru
на правах рекламы