Интернет забирается все дальше «во глубину сибирских руд». Согласно данным Красноярскстата, в крае в 2010 г. насчитывалось 226,3 тыс. персональных компьютеров. В этот период 52% жителей региона регулярно выходили в интернет, причем 43,9% — с домашних персоналок.
Хотя, конечно, учитывая географическую протяженность и «сложность» наших территорий, интернету в крае есть куда расти.
Уровень проникновения интернета в Красноярске значителен
В отличие от селений, раскиданных в бескрайней тайге и лесостепи, ситуация в отдельно взятой краевой столице иная. Уровень проникновения интернета в Красноярске значителен даже по сравнению с крупными городами России.
Предложений на этом рынке становится все больше, сами предложения — все комплекснее, а способы привлечения клиентов — ярче и изобретательней. ДЕЛА.ru решили узнать у ряда красноярских провайдеров, как им живется нынешней осенью и чего они ждут в перспективе.
Красноярск — в десятке интернет-продвинутых
По мнению Евгения Шустова, директора филиала ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» в Красноярске, рост общего проникновения услуг является основной российской тенденцией на рынке телекоммуникаций. «Сейчас этот показатель в России достигает уже 36% по широкополосному доступу, за период с 2009 г. он вырос на 8%, а по платному ТВ рост составил 33%.
Если в Красноярске брать аналогичные цифры, то проникновение по интернету у нас уже 86%.
Для сравнения: в Москве 92%. Красноярск находится в топ-10 городов страны», — говорит Шустов.
Сказанное подтверждают и другие провайдеры, в том числе местные. «Согласно оценкам многих изданий, Красноярск по обеспеченности интернетом находится на уровне таких городов, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург. Мы точно входим в десятку наиболее развитых с точки зрения коммуникаций городов, причем речь идет не только об интернете, но и о предоставлении всех услуг, связанных с проводной связью», — считает Максим Немировский, директор компании «Орион телеком».
Своя статистика — у другого федерального игрока, работающего на красноярском рынке. Владимир Кубарев, заместитель директора филиала и коммерческий директор ОАО «Ростелеком», отмечает: «В настоящее время уровень проникновения ШПД в домохозяйства Красноярска, по нашим оценкам, составляет порядка 71%, в Москве этот показатель достигает порядка 82%, в Новосибирске — 73%. Хотя для развития услуг ШПД в Красноярске есть еще потенциал».
Все опрошенные эксперты отмечают и увеличение доли пользователей своих компаний. «По нашим примерным оценкам, интернет от „Орион телекома“ подключен примерно в 250 тыс. красноярских квартир. Число клиентов компании в 2011 г., безусловно, росло», — говорит Максим Немировский.
«За 8 месяцев текущего года количество пользователей ШПД увеличилось на 13%, IPTV — на 63%», — отмечает Владимир Кубарев.
Красноярский филиал «ЭР-Телеком Холдинг», по его собственным оценкам, занимает более 12% красноярского рынка кабельного телевидения и около 8% местного рынка широкополосного доступа в интернет. При этом монтированная емкость сети превышает 200 тыс. квартир.
Закономерно, что рынок интернет-услуг нашего города развивается в условиях сильной конкуренции, связанной в том числе с приходом федеральных компаний.
«Региональные провайдеры имеют как свои преимущества, так и недостатки и, конечно, уступают федералам, имеющим магистральные каналы передачи данных, в возможности предоставлять определенный контент, например, при цифровом телевещании, — высказывает свою точку зрения на процесс Максим Немировский.
— Обостряют ли подобные поглощения конкуренцию среди местных игроков? Моя точка зрения такова, что провайдер, предоставляющий хорошие и качественные услуги, не испытывает проблем с обретением новых клиентов. Так, „Орион телеком“ уже заработал на местном рынке определенный авторитет. Время в данном случае работает на нас».
Пакетом по конкуренции
Тем не менее конкуренция вынуждает провайдеров к активным действиям и предоставлению новых оригинальных предложений — например, пакетных услуг.
Как считают в «ЭР-Телеком», количество пользователей компании начало расти именно с внедрением пакетного предложения — основного фактора роста спроса на телеком-услуги. «Катализатором активного роста абонентской базы явился „Пакет 2 в 1“ (кабельное телевидение, высокоскоростной интернет под брендом „Дом.ru“), предложенный компанией в октябре 2010 г.
Пользование базовыми услугами связи в едином пакете — одна из тенденций мирового телекоммуникационного рынка. Практика, получившая широкое распространение среди западных провайдеров, в России только набирает обороты. „ЭР-Телеком“ стал первым оператором, предоставившим в Красноярске, да и в России в целом „пакетное“ предложение на основе единого договора и единого счета», — отмечает Евгений Шустов.
Похожие стратегии выбирают и другие операторы. «Мы используем пакетное предложение услуг: телефон — интернет — платное телевидение; телефон — интернет; интернет — платное телевидение, с постоянным увеличением скорости передачи данных и количества ТВ-каналов», — говорят в Ростелекоме.
Красноярские провайдеры увеличивают скорость доступа без повышения стоимости услуг
Скорости ПД уделяют внимание и в «ЭР-Телекоме»: «Еще одна тенденция в деятельности компании — увеличение скоростей доступа в интернет без удорожания тарифов. Эта тенденция наблюдается в сегменте как физических, так и юридических лиц. В марте 2011 г. „ЭР-Телеком“ предложил жителям Красноярска новые тарифы, которые содержат ряд уникальных для интернет-рынка предложений — бесплатный лицензионный антивирус (на тарифе „Токио 2.0“), а также скорость до 100 Мбит/c при пользовании сервисами самой популярной российской социальной сети „ВКонтакте“».
Максим Немировский объясняет рост клиентов своей компании диверсификацией ее предложений: опять же выходом на рынок кабельного ТВ, а также запуском уникальных услуг, таких как видеонаблюдение: «Не выходя на сайт, пользователь „Ориона“ может посмотреть, что делается у него во дворе или на магистралях города, по своему телевизору», — говорит Немировский.
Ставку на уникальность делают и в «Ростелекоме». «Мы продолжаем строительство сети GPON на территории Красноярского края. Наша компания — единственная в Сибири, кто предоставляет услуги по данной технологии ближайшего будущего. В следующем году мы планируем осваивать новые площадки в Нижнем Приангарье, построить 50 тысяч портов», — отмечает Владимир Кубарев.
Телеком станет глобальным
В целом в перспективе на 2012 г. эксперты видят дальнейшее насыщение рынков платного телевидения и ШПД в регионах. «В первую очередь это касается рынков крупных городов с населением более 500 тыс. жителей, основных городов присутствия „ЭР-Телеком Холдинг“, — говорит Евгений Шустов. — Насыщение рынков приводит к ежегодному замедлению темпов прироста и усилению конкурентной борьбы».
По мнению Шустова, в 2012 г. рост рынка платного ТВ останется на уровне 13% в год, а прирост доходов ШПД — 9%. Также, считает директор филиала, в следующем году активная экспансия федеральных операторов в регионы продолжится.
«Как следствие нас ждет развитие конкурентной борьбы между операторами — агрессивный маркетинг, оптимальная система продаж, — а также рост проникновения абонентских услуг и увеличение их количественных и качественных характеристик», — говорит Шустов.
«Мы ожидаем появления новых игроков, усиления конкуренции, слияния и поглощения провайдеров, — прогнозирует Владимир Кубарев. — „Ростелеком“ намерен работать над увеличением потребительской ценности инфотелекоммуникационного продукта не путем снижения стоимости, а путем пакетирования, увеличения скоростей, предоставления качественного легального контента, дополнительных опций и обеспечения качественной сервисной поддержкой».
По мнению Максима Немировского, будет меняться как число игроков рынка, так и характер продаж. «В перспективе я вижу ситуацию на местном рынке такой: скорее всего, произойдет либо укрупнение провайдеров, которое в результате заставит их работать с меньшей рентабельностью, либо — продажа определенной части компаний, которые покинут рынок.
Характер продаж сегодня меняется. Если год назад клиентов покупали путем приобретения всей компании целиком, то сейчас продажи идут на уровне конкретного клиента, которому предлагаются различные скидки, периоды бесплатного пользования и т. д. „Орион телеком“ также отчасти выражает эту тенденцию, во многих случаях реализуя свои услуги дешевле, чем они стоят в среднем по рынку», — считает Немировский.
Собственно, изменится и сам рынок. Евгений Шустов прогнозирует формирование на нем различных партнерств и альянсов в строительстве общей инфраструктуры, IT-ресурсов, управлении контентом и прочем, что позволит заметно оптимизировать затраты.
«Операторы перестали делить рынок на мобильный и фиксированный, он стал единым целым. Но это два разных рынка с отсутствующей в явной форме синергией. Объединяет их новая парадигма — контент и мультиплатформенность.
Контент диктует новые требования к операторскому бизнесу — по сети доступа, агрегации, платформе, техническому и клиентскому сервису, оплате, продвижению и прочему», — считает Шустов.
По его мнению, будут происходить также дальнейшая модернизация устаревших сетей и строительство современных, а также выравнивание отличий в ассортименте услуг у федеральных операторов по всем качественным характеристикам.
Следует ждать постоянного появления продуктовых инноваций, сохранятся тенденции к пакетному предоставлению услуг и усилению конкуренции за абонентов.
Здесь Евгений Шустов прогнозирует (уже в более дальней перспективе) не только трансформацию систем обслуживания, продаж и лояльности, но и смену операторской модели: «Операторская модель — предоставление доступа абонентам — просуществует около 3-4 лет, далее конкуренция переместится на поле контента. А операторская модель с качественными характеристиками станет необходимым условием», — заключает Шустов.
Сам же продукт — телеком-услуги — по месту своей продажи останется локальным, но станет глобальным с точки зрения маркетинга и наполнения. Конкурировать между собой, считает директор филиала «ЭР-Телеком», операторам придется на уровне четко спозиционированного бренда. Ну и, конечно, качественного сервиса.
Чего, собственно, потребители всегда и ждут от провайдеров в первую очередь.
Татьяна АЛЁШИНА
ДЕЛА.ru