Участники местного рынка ГСМ оказались в ценовой осаде — поскольку, по их словам, основные поставщики бензина на местный рынок, компании «Роснефть» и «Газпромнефть», отпускают им топливо по ценам, исключающим нормальное ведение бизнеса, параллельно реализуя бензин через сети собственных заправок по ценам заниженным.
В результате на рынке, по мнению местных автозаправщиков, создается неконкурентная ситуация, которая, как полагают эксперты, грозит региональным игрокам выдавливанием с рынка и полным исчезновением. Это, в свою очередь,
позволит вертикально интегрированным компаниям в условиях монополии повышать цены на бензин практически неограниченно.
Как сообщили в пресс-службе Красноярского УФАС, жалобы от местных автозаправщиков на ВИНКи поступают в антимонопольный орган с периодичностью раз в 2 месяца. В последний раз такое обращение поступило 6 августа — от некоммерческой организации «Союз автозаправочных станций». В нем указано, что на рынке ГСМ происходит нарушение антимонопольного законодательства, а именно, ФЗ «О защите конкуренции», со стороны ООО «РН-Красноярскнефтепродукт».
«Эта компания, занимающая доминирующее положение на оптовом рынке нефтепродуктов в крае, реализует дискриминационную политику в отношении независимых розничных операторов посредством установления очевидно заниженных розничных цен на собственной сети АЗС и, в то же время, необоснованного повышения цен оптовой реализации.
Вертикально интегрированные компании диктуют местным АЗС свои условия —
в результате возможны любые сценарии
При сравнении розничных цен сети АЗС «Роснефть» и цен реализации той же компании мелким оптом очевидно, что ее торговая надбавка составляет менее 2,5%», — сказано в жалобе.
Таким образом, по словам заявителей, «РН-Красноярскнефтепродукт» ограничивает конкуренцию на местном рынке — поскольку другие игроки, приобретающие топливо для последующей реализации у той же «РН-КНП», не могут позволить себе поддерживать сопоставимые цены в рознице.
В УФАС подтверждают, что, судя по результатам проведенного анализа,
многие местные участники рынка в таких условиях работать не хотят и готовы продать свой бизнес.
Гендиректор холдинга «Сангилен+», депутат Заксобрания края Роман Гольдман также признает, что «в данных условиях работать неинтересно».
«На сегодня маржа между ценой завода и ценой АЗС минимальна. Мы даже не можем покрывать свои оперативные расходы на ведение бизнеса. То, что в данных условиях некоторые игроки начнут возить топливо со всяких мини-НПЗ и самоваров — да, это может быть. Цена на опте и в рознице должна отличаться минимум на 4 рубля — сейчас такой разницы нет. Что из этого может произойти?
Кто-то обанкротится, кого-то выживут с рынка, кто-то начнет продавать некачественный продукт, вариантов много», — считает Гольдман.
По его мнению, специально с рынка никто никого не выживает — просто ВИНКи, точно так же, как и все другие игроки, вынуждены работать в рыночных условиях.
«Корень проблемы в том, что Россия на сегодня все свои резервы и будущие мощности исчерпала. Нам нужно либо строить дополнительные НПЗ, либо увеличивать глубину переработки нефти на имеющихся. Каждый год количество авто растет, значит, нужно увеличивать и количество производимых нефтепродуктов. Но мощностей российских НПЗ недостаточно для постоянно растущего потребления, и как только возникает дефицит, сразу взлетает цена», — сказал Гольдман.
В первую очередь рост цен бьет по конечному потребителю. Председатель федерации автовладельцев России по Красноярскому краю Павел Стабров говорит, что автолюбителей происходящее на рынке давно уже не радует.
«Все, что связано с топливом в нашей стране, — это история государственной важности, соответственно она отражает ситуацию во всей России. Здесь тебе и коррумпированность, и государственно регулируемые рынки, и чего только не найдешь. В этом плане нас, автовладельцев, ничего не радует, потому что все эти игрища выливаются для нас в повышение уровня цен и стоимости владения автомобилем.
Бытует мнение, что если у человека есть автомобиль, значит, у него есть деньги, и он должен делиться, потому что больше взять не с кого — не с бюджетников же. Соответственно все эти обещания перед выборами и резкие скачки цен после — это все отражает сущность нашей политики и экономики», — сказал Стабров.
По его мнению, в текущей ситуации на рынке ГСМ реальны любые прогнозы развития событий —
в том числе и тот, при котором ВИНКи, выдавив демпингом местных игроков, взвинтят цены, дабы наверстать упущенную прибыль.
«Думаю, тут любые прогнозы реальны, крупные компании диктуют экономику и политику в стране, и в этом смысле как они захотят, так и будет, и никакие УФАСы, никакие президенты им не указ. Потому что они вертят страной как хотят. Можно и должно сопротивляться, но если они хотят выдавить мелочь с рынка, то они это сделают через какое-то время. Но через какое — это непрогнозируемо.
Местные игроки могут долго сопротивляться, или краевая власть, может быть, встанет на дыбы и скажет: «Да что же вы здесь делаете, паразиты, а?!»
Но это процесс постоянный, и, возможно, к этому дело и идет», — заключил Стабров.
Рынку ГСМ, сегодня представленному как федеральными, так и местными игроками,
грозит монополизация
Как бы ни развивались события дальше, цена в рознице уже превысила исторические для Красноярска максимумы (см. подр. «Оптовый апокалипсис с ценами на топливо в Красноярске повторится?»). А грядущая возможная монополизация рынка двумя–тремя гигантскими компаниями ничего хорошего не принесет по определению. Их цены в отсутствие местной конкуренции со стороны малого и среднего бизнеса, о спасении которого уже вообще давно никто не думает, контролировать на региональном уровне будет просто невозможно.
Власть по привычке скажет, что не может вмешиваться в рыночную ситуацию, какой бы антирыночной она, по сути, ни была.