Рынки различных услуг в Красноярске, пусть медленно и печально, но движутся в сторону цивилизации. Однако рынок аренды жилья следует против течения. Серьезные риелторские агентства от этого сегмента или уже отказались, или пребывают в раздумьях: стоит ли заниматься дальше столь нерентабельным, трудоемким и непрестижным бизнесом. Ну а жителям остается снимать или сдавать квартиры на свой страх и риск. ДЕЛА.ru выясняли причины сложившейся ситуации у экспертов.
Сегодня в Красноярске снять квартиру через агентство обходится в среднем в 50—70% месячной стоимости ее аренды — платеж разовый, и средняя стоимость услуги таким образом оказывается на уровне 7 тыс. рублей, рассказал генеральный директор компании «АРЕВЕРА-Недвижимость» Константин Попов.
Рынок аренды в Красноярске «испортили» компании,
предоставляющие информационные услуги без каких-либо гарантий и сопровождения
«Рентабельность этого бизнеса оставляет желать лучшего, — отмечает он. — Неслучайно специалистов рынок аренды интересует все меньше».
Но причина не только в низкой прибыли — на первое место здесь выходит особенность этого сегмента.
«Рынок аренды как минимум менее понятен и контролируем по сравнению с рынком продаж. Это такая теневая зона, которая вроде бы и существует, но не очень понятно, каким образом работает», — полагает Попов.
«Дело не в том, что заниматься арендой жилья невыгодно, — считает Валерия Шапран, президент «Красноярского союза риелторов». — Главное — этот рынок на сегодняшний день не структурирован, на нем работает очень много непрофессионалов — людей, которые даже не оказывают такой услуги, а собирают деньги непонятно за что. Находиться с ними рядом для компании означает наносить ущерб своему миджу. Если на рынке купли-продажи жилья в Красноярске сложился неплохой уровень оказания услуг, то с арендой все далеко от идеала».
По мнению президента «КСР»,
причина кроется в том, что сам по себе рынок аренды является менее рискованным с финансовой точки зрения.
Его сформировали сами потребители, которые ищут, где дешевле и проще: чтобы не надо было ехать в офис, заключать договор...
«Они платят деньги непрофессиональным компаниям непонятно за что — по 4—5 тыс. за несколько адресов собственников, сдающих квартиры, потом приезжают на место и никого не находят — и несут заявления в комитет по защите прав потребителей. Насколько я знаю, комитет буквально завален заявлениями по аренде. Что поделать, такова особенность потребительской культуры населения — всем надо «бесплатно»», — говорит Валерия Шапран.
По словам Ирины Монастырской, директора агентства недвижимости КИАН, ситуация на рынке аренды связана с тем, что в течение последних трех лет на нем появились компании, оказывающие информационные услуги: они начали собирать и продавать информацию о квартирах, сдаваемых в аренду.
«За это посредники берут с желающих снять жилье по 1,5—2 тыс. рублей. Сделки не сопровождаются юридически, консультации по оформлению договоров найма не предоставляются — но для российского менталитета это приемлемо.
В итоге мы имеем отсутствие стандартов по оказанию услуг аренды жилья»,
— считает Ирина Монастырская.
Вместе с тем, по ее словам, оформление отношений при сдаче и взятии квартиры в аренду — достаточно серьезное и ответственное мероприятие.
«Здесь множество нюансов как для собственника, так и для нанимателя. Если человек не имеет опыта, не изучал практику, то он неизбежно столкнется с проблемами. Всегда возникает вопрос об ответственности за помещение, его ремонт, содержание. Кроме того, есть еще и форс-мажорные обстоятельства, которые должны быть предусмотрены в договоре, или проблема задержки оплаты. Если это не регулируется договором, возникают сложности. Отчасти поэтому агентства отказываются от аренды — слишком велики трудозатраты при небольших заработках», — полагает Ирина Монастырская.
Для нанимателей и собственников аренда жилья в городе сродни лотерее
«Чем отличается услуга серьезной компании от услуги тех, кто просто предоставляет адреса? Профессионалы обычно имеют свою проверенную базу арендодателей и квартиросъемщиков, при составлении договора проверяются все необходимые документы: жилье, например, должен сдавать его собственник, а не родственник. На практике часто получается так, что внук сдает квартиру, а бабушка приезжает с дачи и выгоняет жильцов», — говорит Валерия Шапран.
В итоге, по ее словам, на рынке аренды в Красноярске наблюдается «мельтешение», но лишь единичные профессиональные компании оказывают эту услугу.
«КИАН занимается арендой, но мы думаем о сворачивании этого сегмента, — говорит Ирина Монастырская. — В основном продолжаем работать только с теми собственниками, которые сотрудничают с нами уже много лет».
Директор КИАН отмечает, что в Красноярске риелторы пытались создать цивилизованный рынок этих услуг, но пока он остается стихийным и нестандартным. В отличие от этого в Санкт-Петербурге, по ее мнению, сервис по аренде жилья развит неплохо.
«Оплата риелторских услуг за подбор жилья в аренду в Питере составляет 100% месячной платы за квартиру. Там эта услуга очень востребована, и риелторы стараются подобрать нанимателя, который заплатит больше и подходит собственнику: договорные отношения в этом бизнесе очень важны, поскольку довольный собственник продолжит отношения с агентством. В агентстве очень тщательно прописывают договор, так как риелтор обязательно задействован в случае возникновения спорных моментов по жилью».
Константин Попов не считает, что в столицах рынок намного цивилизованнее, чем в Красноярске.
«Ситуация с арендой жилья похожа по всей России. Просто в Москве и Санкт-Петербурге и стоимость аренды, и ее востребованность намного выше, люди там снимают жилье в большом объеме. Поэтому и риелторам работать в этом сегменте там выгоднее. Однако рынок все равно невнятный, и в целом происходит его сворачивание. Не хочу сказать, что его нет совсем, но, думаю, в течение этого года в Красноярске ему еще предстоит трансформация».
Красноярские риелторы сохраняют услуги аренды только «для ассортимента»
или из-за наличия постоянных клиентов
По словам гендиректора, «Аревера» располагает собственной базой арендного жилья.
«Но, думаю, мы тоже сократим предоставление этих услуг, оставив небольшой отдел — скорее для ассортимента, в качестве дополнительного сервиса, поскольку как бизнес это направление становится все менее и менее интересным», — резюмирует Попов.