Запасы алюминия на складах мира сегодня почти вдвое превышают разумный уровень, заявил гендиректор ОК «РУСАЛ» Олег Дерипаска на недавней Алюминиевой конференции Metall Bulletin. Перевес предложения над спросом — следствие непростой ситуации, в которой сегодня находится алюминиевая отрасль страны и всего мира. Перспективы также туманны, однако анализ всех значимых факторов позволяет компании просчитывать свои действия на два шага вперед.
В этом списке — модернизация выпускающих мощностей, увеличение продаж алюминия на внутреннем рынке, строительство новых заводов в Сибири и поиск новых рынков сбыта в Азии: по сути, один из самых важных векторов движения РУСАЛа направлен на Восток.
РУСАЛ продолжает инвестиционные программы в Сибири, включая проект БЭМО
пресс-служба ОАО «РусГидро»
Осторожный рост
При здоровой экономике спрос на алюминий растет во всех отраслях, использующих «элемент №13». Иначе дела обстоят в условиях экономического кризиса: транспортная и строительная отрасли в 2008-2009 гг. резко сократили потребление алюминия,
причем с выходом из кризисной ситуации спрос на металл в некоторых сферах не восстановился до сих пор.
Кризис заметно изменил спрос на алюминий в мировой автомобильной отрасли
В связи с этим эксперты полагают, что дальнейшее развитие мирового рынка алюминия может идти по различным сценариям, включая самые пессимистичные.
Однако РУСАЛ готов к любому повороту событий, заранее оценивая рыночные риски и соответственно выстраивая свою политику.
Причем «если кто-то стелет соломку, это не значит, что он собрался падать», — говорит финансовый директор компании Евгений Корнилов.
В атмосфере сдержанных настроений
на Лондонской бирже металлов с начала сентября наблюдается повышение цен на алюминий.
По мнению Корнилова, это ожидаемая тенденция:
«Ситуация, когда большинство производителей алюминия в мире работают в ноль или в убыток, долго продолжаться не может. В августе, при $1837 за т, рынок находился в нижней точке, и рост был ожидаем. Надолго ли он сохранится, предсказать трудно, но будем надеяться, что это начало разворота ситуации».
В РУСАЛе считают, что справедливая цена на алюминий сейчас должна достигать $2300 за т, и надеются на достижение этого ценового рубежа до конца года.
Европейский рынок алюминия, согласно прогнозам, поднимется только через несколько лет
При восстановлении спроса цены на алюминий должны подняться. Правда, на европейском рынке позитивных для металлургов изменений следует ожидать не раньше чем через два года. Зато в других частях света ситуация иная.
«Азия, в частности Япония, нуждается в восстановлении утраченных после цунами объектов. Ситуация со спросом в Америке тоже обнадеживает. Как минимум эти два региона, где у нас сильное присутствие, будут вести цены вверх», — подчеркивает Корнилов.
Стратегически важная четверть
В целом поставки РУСАЛа на внешний рынок составляют около 75% общего объема выпускаемой продукции. На Россию приходится 25%, но это направление имеет особую стратегическую важность. В нашей стране кризисные явления менее заметны, и перспективы потребления «крылатого металла» неплохие.
«По итогам 2012 г. мы ожидаем увеличения продаж продукции РУСАЛа на внутреннем рынке на 3% по сравнению с 2011 г. — это около 20 тыс. т прироста, — говорит директор по сбыту ОК «РУСАЛ» на рынках России и стран СНГ Сергей Бельский. — Если сравнить с годами кризиса, то мы почти вдвое увеличили наши продажи на этом рынке. Задачи по восстановлению потребления металла, восстановлению экономики еще значительные, но большая часть пути в этом направлении уже пройдена».
Прокатная отрасль является одним из главных потребителей алюминия в России
В числе главных потребителей алюминия в российской экономике — автомобильная промышленность и кабельное производство. РУСАЛ поставляет свою продукцию примерно 600 предприятиям России и СНГ.
На автопром приходится 9% общего объема, кабельную промышленность — 30%, прокатную отрасль — 36%, предприятия черной металлургии — 6%, экструзию — 13%.
При этом три четверти российских продаж составляет продукция с добавленной стоимостью: сплавы и высокие марки алюминия.
«Надо сказать, продукция с добавленной стоимостью интересна нам еще и потому, что она идет напрямую потребителям, а не на свободный рынок. Она позволяет развивать прямые отношения с крупнейшими потребителями металла», — отмечает Евгений Корнилов.
В компании ожидают, что наилучшую динамику потребления до конца 2012 г. будут демонстрировать литейные сплавы (на 6% больше по сравнению с 2011 г.) и электротехническая катанка (на 34%).
«Это связано в том числе с тем, что большая часть электросетей России устарела и требует срочной модернизации. Кроме того, РУСАЛ может предложить в этой области новые инновационные сплавы, — говорит Сергей Бельский. — В частности, компания уже создала высокотемпературный алюминий-циркониевый сплав, который успешно прошел испытания. Впереди также работы по созданию катанки из сплава на основе алюминия и редких металлов».
Выпуск проводов из инновационного сплава заметно удешевит строительство
Последний по своим свойствам максимально приближен к меди, но сохраняет при этом конкурентные преимущества алюминия — дешевизну и мягкость.
По словам специалистов, такой сплав позволит вернуть алюминиевый кабель в жилищное строительство. Сегодня согласно действующим правилам устройства электроустановок в домах разрешено использовать только кабели с медными жилами из-за хрупкости и высокой пожароопасности алюминиевых проводов. Новый сплав лишен этих недостатков, и его применение решит сразу две проблемы:
удешевит строительство и уменьшит вес электропроводки в 1,5 раза.
Для введения новых ГОСТов, конечно, потребуется время, но уже в 2013–2014 гг. переход на новые сплавы может дать огромный дополнительный объем продаж алюминия в России.
Развивать гибкость
Создание подобных инновационных производств и модернизация существующих мощностей уже несколько лет являются приоритетными направлениями развития компании.
«Неэффективные мощности должны либо выводиться, либо модернизироваться. В алюминиевой отрасли назрел вопрос сокращения объемов для того, чтобы обеспечить баланс спроса и предложения с учетом текущих остатков. Сейчас объем металла на складах превышает почти в два раза разумный уровень», — отметил на недавно прошедшей в Москве конференции Metall Bulletin генеральный директор ОК «РУСАЛ» Олег Дерипаска.
По мнению Дерипаски, производство должно быть более гибким и учитывать спрос и реальные запасы на складах. «Это задача всей индустрии, а не только РУСАЛа», — подчеркнул он.
Модернизация производств — одно из приоритетных направлений работы РУСАЛа
Отсутствие благоприятных внешних факторов вообще побуждает РУСАЛ к изысканию внутренних резервов развития.
«Здесь мы очень многое делаем, — говорит Евгений Корнилов. – Запустили комплексную программу по управлению себестоимостью, которая набирает силу с каждым месяцем, работаем над снижением оборотного капитала, аккуратно относимся к инвестиционной программе, экономим на тех проектах, которые сейчас некритичны. Благодаря всей этой работе, я думаю, мы покажем достойные результаты».
Эффект от программы по сокращению — или, скорее, оптимизации — производства составит $30 на т выпущенного первичного алюминия. При выпуске 4,1 млн т в год это как минимум $120 дополнительных миллионов ежегодно. «Это реальный результат, к которому нужно стремиться», — полагает финдиректор компании.
Модернизация производства необходима в первую очередь старым основным фондам.
«Так получилось, что у нас достаточно много заводов, которые были открыты еще в военные времена; понятно, что они представляют определенную сложность с точки зрения эффективности производства, управления, энергопотребления, производительности труда и экологии», — отмечает Евгений Корнилов.
Инвестиции в Сибирь
Что касается инвестиционной программы 2012 г., то, по словам руководства РУСАЛа,
она умеренна и почти не отличается от прошлогодней ($622 млн).
«Сейчас мы ведем два больших проекта по строительству новых мощностей в Сибири: Богучанский и Тайшетский алюминиевые заводы. Они позволят компании переместить производство в те регионы, где это эффективно, ведь не секрет, что европейская часть России испытывает недостаток электричества, в то время как рынок Сибири избыточен. Поэтому правильное решение со всех точек зрения — это перемещать наши мощности в Сибирь», — говорит финансовый директор РУСАЛа.
Сейчас компания готовится подписать кредитное соглашение с Внешэкономбанком на финансирование строительства Тайшетского алюминиевого завода, который находится на высокой стадии строительной готовности. Строительство ТаАЗа начиналось в 2007 г. и было заморожено из-за кризиса, но в 2011-м РУСАЛ возобновил работу над проектом: общие капитальные затраты за год составили около $108 млн, а на 2012 г. намечены 50-миллионные долларовые инвестиции.
Ранее производство в Тайшете планировалось запустить в 2012–2013 гг., но сегодня сроки перенесены на 2014–2015 гг.
«В отрасли наблюдается перепроизводство, и выходить сегодня на рынок с новой мощностью, наверное, было бы не очень продуктивно», — считает Олег Мухамедшин, директор по стратегическому развитию и акционерному капиталу компании.
В то же время запуск Богучанского завода, в котором компании принадлежит 50%, по-прежнему намечен на 2013 г. По данным на конец июня, оставшиеся капвложения в проект строительства Богучанской ГЭС насчитывают $252 млн, в Богучанский алюминиевый завод — $288 млн.
В строительство Богучанской ГЭС РУСАЛ вложит еще более 250 млн долларов
пресс-служба ОАО «РусГидро»
В перспективе вместе с Богучанским и Тайшетским заводами алюминиевые мощности сибирских заводов вырастут до 4,8 млн тонн.
Возможно, через пару лет ситуация со спросом на алюминий в мире изменится.
«Скорее всего, этот металл пойдет на экспорт. РУСАЛ будет выбирать наиболее выгодное направление продаж», — говорит Бельский.
В планах компании присутствует строительство и еще одного предприятия в Сибири — анодного завода в Иркутской области
стоимостью $850 млн с привлечением средств Экспортно-импортного банка Китая. Проект пока в начальной фазе, готовится его технико-экономическое обоснование. По мнению Олега Мухамедшина, Китаю выгодно инвестировать в новые мощности Сибири, поскольку в ближайшие 5 лет потребление алюминия в КНР вырастет на 15-20 млн т.
Сегодня на Китай приходится 44% мирового потребления алюминия, к 2020-му оно удвоится.
В долгосрочной перспективе РУСАЛ надеется увеличить продажи в этом направлении до 200-300 тыс. т в год.