статья

Ритмы Южного Берега

Город не должен развиваться вширь, точечная застройка — спасение для мегаполиса, а строительным организациям нужно ставить перед собой более масштабные цели, чем создание жилых комплексов…

В компании «СМ.СИТИ», которая создает необычный для Красноярска новый жилой район Южный Берег, разделяют нетривиальные взгляды на проблемы градострои­тельства. Что формирует городскую среду, как приватное пространство должно сосед­ствовать с космосом площадей и улиц, чего ждет от города каждый из нас, а сам город — от тех, кто сегодня определяет его будущее, — об этом ДЕЛА.ru побеседовали с Евгением Ковальским, заместителем генерального директора «СМ.СИТИ», и дирек­тором по маркетингу компании Александром Васильевым.

Город, которого нет

3-я улица Строителей — ирония судьбы любого большого города России. Окраины всех мегаполисов страны выглядят одинаково: хаотично нагроможденные многоэтажные дома плюс пара дорог, соединяющих с центром и предприятием, где работает весь микро­район. Идеальная модель эпохи индустриализации, когда большая часть городского населения трудится на заводе и ведет пролетарский образ жизни: отстоял у станка — идешь домой, по дороге забирая детей из школы и детского сада и совершая покупки в магазине, расположенном тут же, во дворе. Микрорайоны не нуждались в улицах, и до сих пор в миллионах почтовых адресов нашей страны нет названий, а лишь номера и короткое «мкр.».

Прошло всего несколько десятилетий, однако ситуация изменилась кардинальным образом. Сегодня заводы работают в основном в Китае, а не в Европе, России или Сибири. Но, как и в прошлом веке, на окраинах продолжают расти микрорайоны. В результате каждое утро и каждый вечер полгорода едет из своих «бетонных спален» в центр на работу и обратно. Прежняя градостроительная логика сменилась абсурдом, а власти как будто не замечают этого.

«Чиновникам проще освоить территорию где-нибудь за городом, чем решать проблемы с расселением. В центре Красноярска, на Каче, в районах деревянных развалюх, сейчас строится всего несколько домов, — отмечает Евгений Ковальский. — При этом город активно расползается вширь, теряет свои границы».

Впрочем, это проблема неместного масштаба. Мало кто знает, что полуторамиллионный Новосибирск по площади лишь в два раза меньше десятимиллионной Москвы, и дорога от микрорайона до микрорайона там порой петляет через настоящий лес...

«Городская среда размывается в соответствии с советскими представлениями, — говорит Евгений Ковальский. — В СССР ведь всегда пытались совместить город и деревню. В результате и появились, например, в поселке Емельяново пятиэтажные дома, под окнами которых жители распахивают себе огороды».

Строительство на окраинах крупных торговых центров тоже разрывает живую ткань города. Хиреет центр Детройта, поскольку его жители массово едут за покупками и раз­влечениями за город, в «моллы» и «марты». Пустеет по выходным центр Красноярска со всеми его старинными домами, современными фонтанами и брусчатками, потому что толпы горожан направляются в «Планету», где на ограниченном пространстве скапливается критическая масса продавцов и покупателей. Действительно, с позиции покупателя торговый центр — это очень удобно. Но его появление на периферии городской жизни означает медленную смерть сердца города, его исторического центра.

Иглой и скальпелем

С точки зрения Евгения Ковальского, город не должен расти вширь. Задача архитекторов и строителей — грамотно использовать те пустые или захламленные пространства, которых в каждом мегаполисе в избытке. «Если представить городскую среду как губку, то мы хотим заполнить ее дырочки, — говорит Евгений Ковальский. — Застройка городов должна быть наполняющей, точечной. Пусть новые дома вырастают на месте уродливых гаражей, заброшенных складов и неухоженных пустырей».

Подобное мнение разделяют и архитекторы. «Города не могут жить и развиваться без точечной застройки, — считает Борис Шаталов, председатель красноярского отделения Союза архитекторов России. — Здания стареют и умирают, они подобны клеткам орга­низма — города — и требуют замены. Вся Предмостная площадь, например, в недалеком будущем просто развалится, необходимо заполнить эту территорию иной „тканью“».

Другое дело, что, по мнению Бориса Шаталова, в Красноярске пока крайне мало приме­ров удачной точечной застройки: «Воевать против точечной застройки глупо — это уже политика, а не архитектура. Но с плохими ее проявлениями, конечно, следует бороться: вырабатывать градостроительные нормы, помогать архитекторам, застройщикам, бизнесменам вести такое строительство грамотно и эффективно».

Последнее вполне возможно. Европейские города являют нам примеры того, как новое, вырастая рядом со старым, не уничтожает и не «перекрикивает» его, а становится частью общего ансамбля, вступает в диалог культур и времен. Один из лучших примеров реновации исторического города — Барселона, в которой за четверть века создано более 140 новых общественных пространств, удачно вписавшихся в резной узор старинных улиц. Главный архитектор Барселоны Хосе Асебилло говорит, что при точечной застройке своего города применяет «метод акупунктуры».

В сибирских масштабах и реалиях, однако, есть возможность для более серьезных архи­тектурных вмешательств, которые не только не причинят вреда городской среде, но, напротив, вернут ее к жизни. «Почти весь правый берег реки Енисей в Красноярске сегодня — это трупы заводов, — считает Евгений Ковальский. — И в нынешней ситуации эти площади надо отдать под жилую застройку. А то твердим, что город на Енисее, а у нас всего менее 1% жилых домов расположено возле берега реки».

А вот, например, проекты масштабного строительства на Кузнецовке Евгений Ковальский считает излишними: «Мы не успеем создать этот новый город, но успеем уничтожить старый, дать ему разрушиться». Как пример удачных градостроительных решений замдиректора «СМ.СИТИ» называет новый план развития Перми: в течение нескольких лет лучшие приглашенные архитекторы создали проект уплотненной застройки города, сочетающей качественную инфраструктуру, общественные пространства и эффективную транспортную стратегию.

Улицы полны неожиданностей

Однако чтобы заполнить пустоты в городском пространстве, недостаточно просто возводить дома. «Мы не хотим строить жилые комплексы. Мы строим улицы, дворы, город, городскую среду, — подчеркивает Александр Васильев. — Чтобы каждый дом на „Южном берегу“ стал неотъемлемой частью своей улицы, дополнял атмосферу и индивидуальный характер общественного пространства».

Начиная разрабатывать концепцию Южного Берега, представители компании «СМ.СИТИ» подробно изучили голландский опыт строительства. Как известно, сегодня Голландия — это мекка архитектуры, международная «мастерская» для градострои­телей, архитекторов и ландшафтных дизайнеров всего мира.

Южный Берег
Южный Берег запланирован как многофункциональное городское пространство

«Обратившись к голландцам, мы попытались осознать, что такое городская среда, начали разрабатывать проект и поняли, что важнейшая часть городского пространства — это улица, — рассказывает Евгений Ковальский. — Улица как воплощение некоего ритма, место, где можно ощутить город, в отличие от дороги, которая служит только для того, чтобы связывать районы между собой».

«Город — это не дома, а улицы, площади, парки», — говорит и Борис Шаталов. Именно улицы создают ощущение среды, которого лишены спальные микрорайоны. И именно они составят каркас Южного Берега.

В компании «СМ. СИТИ» разработаны «брендбуки» на каждую из пяти будущих улиц района. В центре Южного Берега пройдет главная улица, на которой расположатся офисы, банки, бутики, представительства и прочие объекты деловой и торговой сферы. Улица Капитанская запланирована как линейный парк, который станет центром общения жителей не только района, но и желающих со всего Красноярска.

«Здесь будут самые разнообразные кварталы: оригинальный детский городок, летняя эстрада, лучший в городе роллердром и многое другое, — рассказывает Евгений Ковальский. — Мы собираемся отдать эти зоны отдыха в разработку разным архитекторам, чтобы придать особый характер и индивидуальность каждой зоне парка».

Естественно, будет у района, оправдывая его название, и благоустроенная набережная. Как считает главный архитектор города Вадим Пирогов, уникальный архитектурно-градо­строительный облик и планировочная структура Красноярска складываются во многом под влиянием природных факторов: долины Енисея с многочисленными островами и отрогами гор. И в этом смысле Южный Берег имеет очень выгодное расположение: его жителей будут окружать главные достопримечательности красноярского ландшафта.

Важно, что, в отличие от стандартных микрорайонов, Южный Берег запланирован как многофункциональное городское пространство.

«Из 15 тыс. жителей нашего района треть будет работать тут же, в офисах, магазинах, в муниципальных предприятиях», — отмечает Евгений Ковальский. В плане предусмотрено много проезжих улиц и переулков, парковки с обеих сторон, которые позволят избежать обычных для центра проблем с автомобильными пробками. Будет построен и отдельный проезд в сторону Предмостной площади.

«Теперь, когда первые дома заселены, основная задача — это развитие необходимой социальной и транспортной инфраструктуры нового района, которое должно быть обеспечено общими усилиями инвестора и власти, — отмечает главный архитектор Красноярска. — Думаю, мы найдем взаимовыгодные варианты сотрудничества по строительству социальных объектов и дорог для будущих новоселов».

Срок реализации проекта компании «СМ.СИТИ» составляет около 10–15 лет. Бывшая территория судостроительного завода может стать одним из самых привлекательных мест Красноярска. «Создатели района грамотно выстроили имиджевую кампанию, и это неплохо. У проекта Южный Берег уже сегодня есть свое индивидуальное лицо, он выде­ляется на нашем градостроительном фоне своей новизной», — отмечает Борис Шаталов.

В новой среде

«Мы видим Южный Берег как бренд. Что это значит? Это значит, что мы хотим сформи­ровать совершенно иные ожидания у тех, кто будет покупать здесь квартиры», — говорит Александр Васильев.

Александр Васильев
Александр Васильев: мы планируем, что Южный Берег встанет в ряд известных городских районов, которые будут определять уникальность и привлекательность Красноярска

В Красноярске, как и в любом городе, каждый район — это определенным образом сложившийся бренд. Есть Академгородок — некое интеллектуальное окружение и в то же время зеленая зона. Центр — место, где расположена администрация, магазины, театры, улицы со старинными домами. Взлетка — район современного строительства.

«Мы планируем, что Южный Берег встанет в ряд известных городских районов, которые будут определять уникальность и привлекательность Красноярска, — отмечает Алек­сандр Васильев. — Поначалу мы даже хотели дать району название Новый город, чтобы акцентировать внимание на масштабности проекта».

«Наш слоган „Жить в центре можно иначе“ вовсе не означает, что мы хотим вдруг насильно переместить центр города в Южный Берег, — подчеркивает Евгений Коваль­ский. — Но, строя этот район, мы намерены продолжить полноценную городскую среду, проложить улицы, парки и бульвары, воссоздать атмосферу центра города — при этом здесь, в отличие от центра, будут стоять новые комфортные дома, проведены новые коммуникации, построены уютные закрытые дворы».

Необходимость подобного комплексного подхода к городской среде сегодня диктует сама градостроительная ситуация: так считают и лица, ответственные за архитектурный облик города.

«Генеральный план Красноярска, который разработан в 2001 г. и рассчитан до 2020-го, демонстрирует именно такой подход при застройке той или иной городской территории, когда рядом с красивыми жилыми домами появляются необходимые объекты граж­данского назначения, зоны отдыха, спортивные и игровые площадки, — говорит Вадим Пирогов. — Новый жилой район „Южный Берег“ — пример такой комплексной организации городского пространства».

Действительно, время, когда влет расходились «пустые» квадратные метры, уходит в прошлое. «Хотя в нашем обществе, можно сказать, пока нет культуры восприятия улиц, есть интуитивное понимание ценности именно таким образом организованной среды», — говорит Евгений Ковальский. Сегодня продается уже не просто квадратный метр, но и вид из окна, подъезд, двор, соседняя территория… Справедливо замечено, что человеку хочется жить на хорошей улице, в хорошем доме и напротив хорошего дома.

Само понятие городской среды, городского пространства включает, помимо архитектурной составляющей, множество факторов: это и обустроенность, и экологичность, и некая общественная жизнь. В условиях разобщенности городского существования только публичные пространства города, по мнению психологов, позволяют «всем встречаться со всеми», находить общий язык, изучать и наблюдать, выстраивать модели поведения.

«Мы заметили, что люди, уже поселившиеся в нашем районе, по вечерам гуляют не в своих закрытых дворах, а именно в центре квартала, в районе большой спортивной площадки», — говорит Евгений Ковальский. Когда кварталы Южного Берега сложатся в улицы, когда появятся скверы и парки, — у каждого жителя и гостя района появится еще больше возможностей для общения. Но при этом каждый из тех, кто будет жить «на новом берегу», получит хорошо защищенную от посторонних взглядов территорию частной жизни: зеленый охраняемый двор, квартиру с комфортным проживанием.

***

Сегодня Южный Берег воспринимается красноярцами как удобный жилой комплекс — хорошо построенный, современный, пожалуй, с лучшими парковками, подъездами и дворами. Но компания «СМ.СИТИ» намерена идти дальше, расширяя эти представления.

«Мы работаем над тем, — резюмирует Александр Васильев, — чтобы наши будущие покупатели видели в Южном Береге прежде всего городскую среду, где можно комфортно жить, работать и отдыхать. Ту, к которой привыкли люди во всем мире, которая уже столетиями создается в городах. Меняясь по облику, она не меняется по сути. Именно это и называется городом».

Татьяна Алёшина
ДЕЛА.ru

© ДЕЛА.ru

 

новости

Красноярские студенты получают современное цифровое образование В Красноярске в СФУ состоялась презентация возможностей программ профессиональной переподготовки проекта «Цифровая кафедра», который был учрежден…

Аэропорту заказали проект реконструкции советской «взлетки» В Красноярском крае объявили закупку для одного из самых важных транспортных объектов –  взлетно-посадочной полосы международного аэропорта…

Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»

Редакция   Реклама на сайте

На сайте применяются cookies и рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации).