статья

Рекламные битвы возвращаются

Журнал «Деловой Квартал» КрасноярскВ Красноярске больше всего на рекламу тратят производители пластиковых окон, строительные компании, сотовые операторы, продуктовые ритейлеры. Бюджеты крупных компаний формируют почти половину местного рекламного рынка, который в этом году заметно оживился.

350 млн руб. докризисный объем рынка «наружки» в Красноярске

1,6 млрд руб. прогнозируемый объем местного рекламного рынка в 2011 г.

700 млн руб. объем рынка красноярской телевизионной рекламы в 2010 г.

Местный рекламный рынок постепенно набирает обороты и отходит от кризисных последствий. По итогам первого полугодия 2011 г. рост продемонстрировали все направления рекламного бизнеса. Увеличение расходов на рекламу в Красноярске отмечают все опрошенные «ДК» эксперты, в денежном эквиваленте этот показатель поднялся в среднем на 20%. «Потребительская активность населения растет. Большин­ство компаний, ориентированных на массовую аудиторию, сейчас ожесточенно борются за клиентов, это и заставляет бизнесменов повышать затраты на продвижение», — комментирует генеральный директор РА «Ориентир-М» Лев Закаурцев.

Список титанов

Как уверяют эксперты, список компаний, которые инвестируют в рекламу больше всех, остается статичным уже несколько лет. «В последнее время основными рекламодателями красноярского рынка традиционно являются „ЕТК“, „СМ.СИТИ“ и ONE-to-ONE group (бренды „Проем“, BNW, Mesto)», — рассказал «ДК» исполнительный директор «Медиа-группы «Дела» Сергей Гашков.

По сведениям «ДК», абсолютным лидером по объемам денег, вложенных в разные формы рекламы, стала ГК «СМ.СИТИ» с проектом жилого района «Южный берег». Рекламная кампания «Южного берега», пожалуй, самая масштабная из всех, что реализовывались в Красноярске за последние годы, — на нее работают три крупных РА.

В «список титанов», по оценке экспертов, также входят оконная компания «БФК», сеть сантехники «Водолей», продуктовые сети «Командор» и «Красный яр», компания «Медведь-холдинг». Ежегодные инвестиции в продвижение этих организаций составляют десятки миллионов рублей. Например, ежемесячные затраты «крупняка» только на размещение «в телевизоре» могут превышать 1 млн руб.

Новым же рекламодателям с большими бюджетами взяться просто неоткуда, убеждены эксперты. Бизнесы появляются мало и неохотно, а сырьевой сектор традиционно тратится только на имиджевую и социальную рекламу. Бюджеты предприятий сырьевой отрасли составляют менее 1% рынка красноярской рекламы.

При этом рекламисты отмечают, что в 2011 г. ряд заметных в Красноярске компаний, которые раньше экономили на рекламе, начали вкладывать в нее значительные средства (6-10 млн руб. ежегодно). К этой категории относятся финансовые учреждения, ритейлеры и строительные организации. «Все эти отрасли в разной степени увеличили свое присутствие на рекламных носителях. Так, по нашим данным, в сфере „наружки“ компании, занимающиеся операциями с недвижимостью, в 2011 г. по сравнению с прошлым годом потратили на размещение баннеров на 67% больше», — отметил г-н Закаурцев.

Как поделен пирог

В 2011 г. объем местного рекламного рынка, по подсчетам экспертов, превысит 1,6 млрд руб. В докризисном 2007 г. этот показатель составлял около 1,5 млрд руб. Как пояснил «Деловому кварталу» коммерческий директор РКА «Медиа-спутник» Кирилл Гуревич, большая часть всех денег приходится на два вида рекламных носителей — ТВ и «наружку».

Такая расстановка сил вполне оправдывает себя, считает начальник отдела рекламы и пиара ЗАО «Енисейтелеком» Галина Кулиева. По ее словам, распределение рекламного бюджета по медиаканалам определяется, прежде всего, из целей и задач конкретной кампании продвижения и напрямую зависит от того, что каждый канал может обеспечить: ТВ — охват аудитории, «наружка» — частоту контактов, Интернет — диалог с абонентами и прямую коммуникацию.

«При процентном распределении вложений в медиаканалы все операторы сотовой связи действуют примерно одинаково, предпочитая телевидение. В ЕТК в среднем на телевизионную рекламу уходит 57% затрат, на Интернет — до 10%, на наружную рекламу — 15%, весь остальной бюджет распределяется между вложениями в PR, рекламой на радио, в кинотеатрах, BTL—акции», — рассказала «ДК» г-жа Кулиева.

«Телевидение — главное средство коммуникации вне зависимости от географии, возраста, социального положения, поэтому здесь „осела“ почти вся реклама, рассчитанная на массового потребителя: продукты питания, одежный ритейл, банковские услуги, сотовая связь, недвижимость, — отмечает г-н Гуревич. — Темпы роста объемов рекламы в секторе ТВ не только догоняют, но даже опережают докризисные показатели. Ни в каких других сегментах рынка рекламы такого роста нет».

При этом телевидение — традиционно самый дорогой канал продвижения. По оценке Сергея Гашкова, производство и размещение одного ролика в среднем обходится бизнесу в 150 тыс. руб. Зачастую малому бизнесу это не по карману, поэтому постоянные клиенты ТВ в подавляющем большинстве — крупные компании. «Малый бизнес в этой сфере представлен слабо, в основном небольшие организации размещают рекламу на нишевых телеканалах — „ДТВ“, „12 канале“ — или в форме бегущей строки, объявлений и мини-роликов на основных каналах», — прокомментировала «ДК» директор РА «Медиафабрика» Юлия Анчевская.

В сфере наружной рекламы входной ценник меньше, стоимость баннера в среднем составляет 15–20 тыс. руб. Основные клиенты — компании, имеющие средние для рынка рекламные бюджеты (менее 6 млн руб. в год), но ориентированные на массовую аудиторию.

По словам Льва Закаурцева, существует 10 отраслей, которые чаще других в качестве площадки для размещения рекламы выбирают «наружку». На эту десятку приходится три четверти общего объема размещений. «В основном это средние компании, работающие в сфере продаж. Продуктовые сети, предприятия, занимающиеся строительством и продажей отделочных материалов, банки, бытовая и офисная техника, торговые комплексы, недвижимость. Эти бизнесы увеличили свое присутствие в сегменте наружной рекламы более чем на 50%. Присутствие компаний малого бизнеса ничтожно мало, меньше 1%», — пояснил г-н Закаурцев.

Доля печатной прессы в красноярском рекламном пироге, по оценке аналитиков, составляет 15%. Основные рекламодатели этого сегмента — средний и малый бизнес. Костяк рекламы в журналах составляет одежный и обувной ритейл, ювелирные компании, продажа косметики, турагентства, автодилеры. Рост сегмента, по подсчетам представителей печатных СМИ, за пять месяцев текущего года составил в денежном выражении 30% по сравнению с прошлым годом.

Радио в качестве системного канала продвижения крупные рекламодатели используют редко, и только в структуре масштабных рекламных кампаний. Основные доходы радийщиков формируются также за счет среднего и малого бизнеса.

Будущее за Сетью

К Интернету как рекламному каналу красноярский бизнес по-прежнему лишь присматривается. Но признает, что скоро рекламные бюджеты пойдут туда.

«Мы рассматриваем Интернет как перспективный рекламный носитель. В Сети сейчас наиболее активная платежеспособная аудитория: молодые люди 20–35 лет, —
говорит г-жа Кулиева. — Эта аудитория все время растет за счет перетекания из других каналов коммуникации — ТВ, печатной прессы. В будущем мы планируем тратить на рекламу в Интернете значительную часть бюджетов. Это будет происходить за счет сокращения затрат на другие направления».

Лев Закаурцев считает, что Интернет пока не настолько популярен в качестве способа продвижения, как это принято считать.

«Говорить о том, что этот вид рекламы займет превалирующую позицию, преждевременно. Тем более, в основном потребители используют Сеть для получения информации, для общения и развлечения, а не как магазин или канал для потребления. Это тормозит развитие Интернета как рекламной площадки», — резюмирует эксперт.

«Уровень „телесмотрения“ сокращается, а, учитывая, что рекламные бюджеты растут, можно предполагать, что в будущем эти средства будут перераспределены в пользу других носителей, в том числе Интернета, — отмечает Сергей Гашков. — Но наш опыт работы с сетевыми ресурсами показал, что красноярский рекламодатель еще не готов вкладываться в интернет-рекламу. Я считаю, что она будет расти сначала за счет федеральных компаний, а только потом за счет красноярского бизнеса».

Говоря о рынке в целом, эксперты прогнозируют, что в текущем году он вырастет на 15-20%. Если динамика сохранится, то в ближайшие пару лет на докризисный уровень выйдут все сегменты местной рекламной отрасли.

Юлия Спирина
Журнал «Деловой квартал — Красноярск»

© ДЕЛА.ru

 

информация
новости

Экология как драйвер инвестиций Работающая в Красноярском крае горно-металлургическая компания «Норникель» значительно увеличила свой прогноз по инвестициям до 2030 года…

На здравоохранение направят дополнительно 3 млрд рублей Комитет по охране здоровья и социальной политике Заксобрания Красноярского края обсудил законопроект «О краевом бюджете на 2022 год и плановый…

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»