27 января столичный Фонд развития гражданского общества (ФРГО), возглавляемый ни много ни мало экс-начальником управления внутренней политики администрации президента России Константином Костиным, опубликовал рейтинг губернаторов.
Показатели работы главы Красноярского края Льва Кузнецова в документе потянули лишь на оценку «ниже среднего», а сам он оказался в числе аутсайдеров рейтинга — на 71-м месте из 81.
На фоне полемики, возникшей вокруг столь низкой оценки работы губернатора, ДЕЛА.ru решили спросить красноярских экспертов: стоит ли доверять рейтингам власти, в избытке появляющимся в последнее время, и отражают ли они действительное положение вещей в регионе.
Политолог Сергей Комарицын убежден, что слепо верить всем, кто публикует рейтинги, не стоит — по его словам, сейчас их готовят как исследовательские фонды с историей, опытом и набором прогнозов за прошлые годы (которые можно анализировать и сверять с тем, насколько они совпали с реальными событиями), так и совсем новые, доселе неизвестные организации.
«Сейчас появилась куча контор и агентств, которые выпускают кучу рейтингов. Среди них много странных, потому что заложенные там критерии никак реальности не отражают. Но единой системы критериев до сих пор нет», — сказал политолог.
Качество исследования, по словам Комарицына, прямо пропорционально его стоимости.
«Это вещь сложная и дорогостоящая. Власть предложила оценивать деятельность регионов, но для адекватного исследования потребуется куча денег, которых ни у кого нет. Потому что для качественного результата надо проводить на местах мониторинг всего — и СМИ, и общественного мнения, и мероприятий власти, и всех изданных ею документов. Это очень дорого».
По мнению политологов, позицию губернатора надо рассматривать в комплексе, в динамике
и в увязке с социально-экономическими показателями края
При этом политолог уверен, что профессиональные рейтинги все же отражают основные тенденции в политике региона,
и если анализировать их все за достаточно большой отрезок времени, то совокупный результат будет достаточно близок к реальности.
«Если мы соберем все рейтинги за последний год по нашему губернатору, то заметим тенденцию: по большому счету его все-таки не относят к категории эффективных глав регионов. Возьмем всякие рейтинги — и профессиональные, и полупрофессиональные, и совсем непрофессиональные — он везде внизу. Если их все вместе брать, то усредненный результат более-менее адекватно отражает ситуацию с нашим руководством», — считает Комарицын.
Политолог Андрей Копытов отмечает, что любые рейтинги характеризуют ситуацию в данный конкретный момент
и сами по себе мало что значат — до тех пор, пока их не начинаешь рассматривать в динамике.
«Если мы берем динамику за 1 год, за 3 года, то понятно, что там есть и спады, и подъемы, и поэтому любой рейтинг точечно говорит мало о чем. Если мы дождемся марта, мая, то увидим совсем другие показатели», — сказал Копытов.
В объективности рейтинга, публикованного ФРГО, Копытов усомнился.
«Методика, которая там применяется, достаточно странная. Если мы возьмем показатели края в целом по разным категориям, то увидим, что они мало соответствуют тем данным, которые приведены в рейтинге».
Секретарь регионального отделения партии «Единая Россия» и первый вице-спикер Законодательного собрания Красноярского края Валерий Семенов также призвал серьезно задуматься над тем, насколько объективен рейтинг ФРГО. Он последовательно раскритиковал использовавшуюся при составлении этого рейтинга методику расчета итоговых баллов глав регионов, настаивая, что она далека от идеала.
«Если верхушка рейтинга довольно хорошо отражает действительность — мы это видим в раскладе и экономического положения, и инвестиционной политики, — то далее возникает очень много вопросов», — констатировал Семенов.
В частности, он обратил внимание, что при подготовке рейтинга использовались результаты опросов 57 тыс. респондентов по всей стране. По его расчетам, в случае, если число респондентов в каждом регионе было пропорционально численности населения, то на долю края пришлось максимум 500 опрошенных.
«Причем эти 500 респондентов должны отражать настроение всех слоев общества и территорий края, ведь в разных териториях отношение к губернатору разное. На основании оценок, данных респондентами деятельности глав регионов, губернаторам в рейтинге присуждалось до 80% от общего числа баллов», — рассказал Семенов. Делать подобный акцент при составлении рейтинга на мнение населения при такой небольшой выборке, по мнению Семенова, неправильно.
По его словам, в методике есть и ряд других странностей — например, почти не учитываются социально-экономические показатели края, по которым в отдельности у региона рейтинг высокий. Еще один блок — результат мониторинга СМИ — в разных регионах зависит от числа независимых местных изданий.
Семенов делает вывод, что баллы губернатора в рейтинге ФРГО занижены.
«Считаю, что данный рейтинг не в полной мере объективен и не отражает реального положения дел в крае. Да, у нас есть проблемы, да, есть вопросы, связанные с доходной частью бюджета, но как раз над этим сегодня и работают губернатор, исполнительная и законодательная власть», — заключил Семенов.
Наконец, и руководитель администрации губернатора края Сергей Пономаренко вполне ожидаемо оценил рейтинг как «не вполне объективный» — поскольку, по его словам, формировался он москвичами через призму материалов СМИ.
«Конечно, лично мне как руководителю администрации губернатора неприятно видеть главу нашего края на столь низкой позиции в рейтинге. С другой стороны, не подвергая сомнению авторитет составителей рейтинга, должен сказать, что он формировался во многом по итогам оценки экспертов — людей, которые не живут в нашем крае и оценивают ситуацию в основном через призму материалов средств массовой информации.
Думаю, что картинка, которая там складывается, не вполне объективна. Это все равно что судить о качестве товара по его рекламе», — сказал Пономаренко.
На итоги рейтинга, по его мнению, повлияли итоги выборов в красноярский горсовет и широкое, в том числе и на федеральном уровне, обсуждение ограбления виллы Кузнецова во Франции.
«Свое отношение к этой, в общем-то, не очень приятной для губернатора и его семьи ситуации журналисты и эксперты высказывали в основном в негативной тональности. Второй фактор, который, вероятно, повлиял на итоговый рейтинг, — не вполне ожидаемые итоги выборов в горсовет Красноярска. Хотя, согласитесь, и то, и другое в минимальной степени относится к реальной оценке губернатора жителями региона», — отметил Пономаренко.
По мнению администрации губернатора, на самом деле
его позиции в регионе сильны, что и докажут будущие выборы
«Социологические исследования не только местных, но и федеральных организаций, изучающих общественное мнение, говорят о том, что позиции Льва Кузнецова в регионе очень сильны, показатели доверия жителей края — высоки и очень устойчивы. Убежден, что наш главный рейтинг эффективности мы получим по итогам выборов губернатора края в сентябре 2015 года. На них и стоит ориентироваться», — заключил Пономаренко.