статья

Развитие вдолгую

Советник. Грамотное управлениеКрасноярский край возвращается к практике заимствований, чтобы со­хранить программы развития. 12 но­я­бря прошлого года министер­ство финансов Красноярского края осу­ществило размещение на ММВБ кра­евого облигационного займа объемом 10,2 млрд рублей, которое стало самым успешным в сегменте субфедеральных и муници­пальных облигаций в 2009 году.

Михаил Котюков
Михаил Котюков, и.о. заместителя председателя Правительства — министра финансов Красноярского края: Регион, который не строит, — не развивается. Наверстывать это потом — и дольше, и дороже.

Занятное дело

В ходе аукциона спрос превысил пред­ложение более чем вдвое: в общей слож­ности было подано 300 заявок на общую сумму 21,67 млрд рублей. По итогам аук­циона ставка первого купона была уста­новлена на уровне 11,64%, что соответ­ствует доходности к погашению 11,67% и на 102 бази­сных пункта ниже, чем при последнем размещении рублевых обли­гаций Москвы, которые являлись на тот момент лидерами рынка. Средняя ставка за весь трехлетний период размещения составила около 11%.

Привлечение средств по столь низкой цене позволило сэкономить на обслужи­вании долга 350 млн рублей.

Удачное размещение краевых бумаг было в значительной степени предска­зуемым. Реги­ону уже доводилось обновлять исторические минимумы доход­ности — в октябре 2005 года край разместил на три года 3 млрд рублей с эффективной доходностью 6,93% годовых. Публичная долговая история Красноярского края является одной из самых сильных среди российских регионов.

В сентябре 1998 года, когда 52 субъекта Федерации частично или пол­ностью прекратили выполнять свои обя­зательства по агрооблигациям, край, будучи одним из крупнейших эмитентов, продолжил обслуживать долг и че­рез год досрочно пога­сил последний транш.

Обязательства по трем по­сле­кризисным выпускам руб­левых облига­ций были также исполнены в срок. И к на­чалу экономического кризиса финансы края находились в от­лич­ном со­стоянии. Несмотря на стремительное вхождение в «экспортно-инвес­тиционную» фазу кризиса, сопрово­ждавшуюся беспрецедентным падением цен на цвет­ные металлы, по итогам 2008 года бюд­жет был исполнен с профицитом в 5,65 млрд рублей.

«Благодаря тому, что в предыдущие годы мы погасили весь долг, край мог начать новый этап заимствований фактически с чи­стого листа, — ком­ментирует ситуацию 2009 года и.о. министра финансов. — Накопленная „подушка безопасности“ состояла из двух частей: с одной стороны, мы имели свободные остатки на счетах бюджета, которые позволяли в течение пер­вого полугодия финансировать все обязательные расходы при очень низ­ких собственных доходах, а с другой стороны, край не имел долговых обяза­тельств, а соответственно, и нагрузки по процентным платежам».

Кроме того, пользуясь возможностью, предоставленной законодательством, краевой бюд­жет в 2009 году активно размещал временно свобод­ные бюд­жетные средства на банковские депозиты. Это принесло в краевую казну до­полнительно более 800 млн рублей.

Устойчивое состояние краевой финансовой си­стемы было подтверждено рей­тингами трех круп­нейших рейтинговых агентств. Напомним, в 2009 году Standard&Poor's и Moody's подтвердили рей­тинги Красноярского края на уро­вне «ВВ+» по вер­сии Standard&Poor's и «Вa2» по версии Moody's, а FitchRA даже повысило с «ВВ» на «ВВ+».

В то же время рейтинги многих субъектов РФ и муниципальных образований, включая Москву, были понижены, в ряде случаев даже несмотря на от­сутствие видимых рисков ухудшения финансового состояния и внуши­тельные бюджетные показатели.

Среди позитивных факторов, влияющих на оцен­ку кредитного рейтинга Крас­ноярского края, агент­ствами отмечены ликвидность, отсутствие пря­мого долга, «взвешенная и продуманная финансовая по­литика менедж­мента… заметно лучше, чем в дру­гих сопоставимых регионах» (S&P) и ста­бильно сильная экономика.

«Приземление» инвестиций

Несколько уступая в последние три года в тем­пах роста валового продукта (по преимуществу за счет сектора услуг), Красноярский край имел бо­лее высокий, чем в среднем по стране, индекс про­мышленного производства. В 2008 году темпы ро­ста промпроизводства в регионе были вдвое выше общероссийских: 4,3% против 2,1%, а по итогам 9 месяцев 2009 года про­де­монстрировали существенно меньший спад: 9,2% против 13,5%.

Драйвером роста была политика региональных властей, ориентированная на реиндустриализа­цию, развитие инфраструктуры и привлечение инвестиций. Была выработана единая система господдержки инвестиционной деятель­ности, вклю­чающая как финансовые (ряд налоговых льгот, субсидирование части лизинговых платежей и про­центных платежей по кредитам), так и нор­мативно-правовые аспекты.

В результате по динамике инвестиций в основной капитал в последние пять лет (за исключением 2007 года) — средние темпы роста превышали 20%, край входил в число лидеров, «приземляя» на своей тер­ритории более по­ло­вины всех инвестиций Сибирско­го федерального округа. В 2008 году на его долю пришлось 52% инвестиций Сибири, и в 2009–2010 годах, по про­гнозам минфина, эта цифра не должна сократиться:
«В расходной части бюд­жета 2010 года мы с особым вниманием отнеслись к инвестиционной состав­ляющей, — отметил г-н Котюков. — Все элементы государственной под­держки инвестиционной деятельности на территории края в бюджете со­хранены, появился даже новый закон, предоставляющий льготы по налогу на имущество, созданное в процессе ре­ализации инвес­тиционных проектов».

Объем инвестиционного фон­да в 2010 году превысил 2 млрд ру­блей. Это прямые расходы бюджета на финансирование участия региона в частно-госу­дарственных проектах, в число которых входят одни из са­мых капи­тало­емких проектов совре­менной России: комплексное развитие Нижнего При­ангарья, развитие Крас­ноярской агломерации и природного парка «Ер­гаки».

Серьезные средства, подчеркива­ют в минфине, заложены и на стро­итель­ство социальных объектов. В целом доля расходов капитального характера превышает 10% — это боль­ше, чем в бюджетах 2009-го и даже профи­цитного 2008 года

Долгие долги

Стоит отметить, что благоприятные про­гнозы рейтинговых агентств в отно­шении кредитоспособности края в значительной степени основывались на перспективе уве­личения и диверсификации доходной базы края за счет введения в эксплуатацию крупных инвестпроектов.

Первым стал запуск в августе прошлого года Ванкорского месторождения. Как сооб­щили «Советнику» в минфине, именно это позволило краю не снизить в 2009 году объ­ем ВРП, а в 2010 году за счет этого проекта ожидается рост ВРП и промышленного про­изводства на уровне 6%. Пла­новые поступле­ния «Ванкорнефти» в бюджете нынешнего года составляют порядка 11 млрд рублей.

Во второй половине года обозначился еще ряд позитивных процессов. Уровень зареги­стрированной безработицы по итогам 9 ме­сяцев оказался ниже, чем в среднем по РФ и СФО, — 2,5%. Однако рассчитывать на ско­рое восстановление докризисной динамики экономического роста не при­ходится. Наибо­лее вероятным как для края, так и для стра­ны остается U-об­разный сценарий выхода из кризиса, долгий и тяжелый, с возвра­ще­нием отнюдь не в ту же ситуацию «пу­зырящегося» подъема.

Во всяком случае, в краевом минфине пока не видят «никаких допол­нительных осно­ваний для повышенного оптимизма в оценке будущих дохо­дов». Цены на цветные металлы несколько выше, чем те, что заложены в бюджете, однако и курс долла­ра существенно ниже обозначенных 34 руб­лей.

И если предыдущие займы погашались за счет растущих бюджетных посту­плений, то бюджеты ближайших трех лет будут де­фицитными, и для по­крытия расходных обязательств, в том числе по обслужива­нию госдолга, край планирует привлекать средства на рынке.

«В 2009 году дефицит бюджета соста­вил 11,9 миллиарда рублей. В бюджете 2010 года был заложен дефицит 11,6 миллиар­да. Не подняв транспортный налог, мы уве­личили его еще на 150 миллионов рублей. На 14 миллиардов край будет размещать облигационный заем. 3 миллиарда пойдут на пога­шение 30% займа, размещенного в 2009 году, 11 миллиардов — на покрытие дефици­та в 2010 году. В 2011 и 2012 годах также планируются займы. Край будет наращивать государственный долг, но дефицит бюджета все время будет уменьшаться», — рассказал Михаил Котюков.

Догонять дороже

Бюджет 2010 года утвержден с дефицитом в 13,5%. Проект трехлетнего бюджета пред­полагает его снижение к 2012 году до 5%. В первую очередь за счет «очень кон­сервативной политики по формированию бюджетных расходов».

Судя по предварительным итогам очередного так­та рейтинговых процедур, такая политика оценивает­ся агентствами как сбалансированная. Во всяком слу­чае в декабре 2009 года Красноярский край получил подтверждение своих кредитных рейтингов от всех рейтинговых агентств «большой трой­ки». Однако S&P изменило прогноз кредитоспособности региона со «ста­бильного» на «негативный», указав как раз на ри­ски наращивания государ­ственного долга и, соответ­ственно, наращивания расходов на его обслу­живание.

«Это действительно очень большие расходы — в трехлетнем бюджете более 8 миллиардов рублей только процентные платежи, — подтверждает Миха­ил Котюков. — Но в заключении агентства сказано, что возможно восста­новление прогноза с «негативного» на «стабильный», если краю удастся провести програм­му сдерживания расходов, что при утверждении бюд­жета 2010 года краю в значительной степени удалось. Бюджет-2010 хорошо сбалансирован в расходной части».

При поступлении дополнительных средств Пра­вительство готово вернуться к вопросу повыше­ния заработной платы работникам бюджетной сферы, финансированию новых объектов капиталь­ного строительства и ряда других статей, указан­ных в рекомендациях Законодательного Собрания.

«Но мы отчетливо понимаем, что практика наращи­вания государственного долга не может длиться про­должительное время. Это вынужденная мера, кото­рая позволила нам поддержать уровень расходов на базовых значе­ниях, хотя оптимизация прошла до­статочно серьезная. Уровень дефицита, который сей­час утвержден, наверное, должен быть оптимальным показа­телем. И при каждой коррек­тировке бюджета мы должны будем отвечать на вопрос: на что мы на­правляем дополнительные средства — на финан­сирование новых статей или уменьшение дефицита и связанной с ним дол­говой нагрузки, каковы наши приоритеты?»

Впрочем, некоторые приоритеты исполнительной властью уже озвуче­ны и, судя по всему, не подвергнутся пересмотру. Это поддержка инвести­ционной активности, вложения в мо­дернизацию экономики (так, госзаказ в рамках краевого Фонда поддержки научных исследований в сравнении с 2009 годом увеличен вдвое — до 120 млн рублей, из них 50 млн выделено на поддержку проектов молодых уче­ных) и капитальные расходы.

«Мы сохранили в бюджете не толь­ко финансирование социальных га­рантий, но и программы развития, — акцентирует Михаил Котюков. — Бюд­жет разви­тия достаточно приличный. И мы возвращаемся к практике за­имство­ваний в том числе для того, чтобы их финансировать. Регион или госу­дарство, которые не строят, не развиваются. Практика показы­вает, что наверстывать это потом — и дольше, и дороже».

Текст: Татьяна ЧАБАН
Фото: Эдуард КАРПЕЙКИН
Журнал «Советник. Грамотное управление»

© ДЕЛА.ru

 

информация
новости

Красноярский застройщик вошел в проект по повышению производительности труда Все больше компаний и предприятий Красноярского края стремятся получить адресную поддержку с целью обеспечения роста производительности благодаря участию…

Каким будет Новый Норильск? У одного из самых многонаселенных северных городов мира, Норильска, особенное прошлое – и трагическое, и триумфальное. Сегодня его ждет и особенное…

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»