Красноярский край возвращается к практике заимствований, чтобы сохранить программы развития. 12 ноября прошлого года министерство финансов Красноярского края осуществило размещение на ММВБ краевого облигационного займа объемом 10,2 млрд рублей, которое стало самым успешным в сегменте субфедеральных и муниципальных облигаций в 2009 году.
Михаил Котюков, и.о. заместителя председателя Правительства — министра финансов Красноярского края: Регион, который не строит, — не развивается. Наверстывать это потом — и дольше, и дороже.
Занятное дело
В ходе аукциона спрос превысил предложение более чем вдвое: в общей сложности было подано 300 заявок на общую сумму 21,67 млрд рублей. По итогам аукциона ставка первого купона была установлена на уровне 11,64%, что соответствует доходности к погашению 11,67% и на 102 базисных пункта ниже, чем при последнем размещении рублевых облигаций Москвы, которые являлись на тот момент лидерами рынка. Средняя ставка за весь трехлетний период размещения составила около 11%.
Привлечение средств по столь низкой цене позволило сэкономить на обслуживании долга 350 млн рублей.
Удачное размещение краевых бумаг было в значительной степени предсказуемым. Региону уже доводилось обновлять исторические минимумы доходности — в октябре 2005 года край разместил на три года 3 млрд рублей с эффективной доходностью 6,93% годовых. Публичная долговая история Красноярского края является одной из самых сильных среди российских регионов.
В сентябре 1998 года, когда 52 субъекта Федерации частично или полностью прекратили выполнять свои обязательства по агрооблигациям, край, будучи одним из крупнейших эмитентов, продолжил обслуживать долг и через год досрочно погасил последний транш.
Обязательства по трем послекризисным выпускам рублевых облигаций были также исполнены в срок. И к началу экономического кризиса финансы края находились в отличном состоянии. Несмотря на стремительное вхождение в «экспортно-инвестиционную» фазу кризиса, сопровождавшуюся беспрецедентным падением цен на цветные металлы, по итогам 2008 года бюджет был исполнен с профицитом в 5,65 млрд рублей.
«Благодаря тому, что в предыдущие годы мы погасили весь долг, край мог начать новый этап заимствований фактически с чистого листа, — комментирует ситуацию 2009 года и.о. министра финансов. — Накопленная „подушка безопасности“ состояла из двух частей: с одной стороны, мы имели свободные остатки на счетах бюджета, которые позволяли в течение первого полугодия финансировать все обязательные расходы при очень низких собственных доходах, а с другой стороны, край не имел долговых обязательств, а соответственно, и нагрузки по процентным платежам».
Кроме того, пользуясь возможностью, предоставленной законодательством, краевой бюджет в 2009 году активно размещал временно свободные бюджетные средства на банковские депозиты. Это принесло в краевую казну дополнительно более 800 млн рублей.
Устойчивое состояние краевой финансовой системы было подтверждено рейтингами трех крупнейших рейтинговых агентств. Напомним, в 2009 году Standard&Poor's и Moody's подтвердили рейтинги Красноярского края на уровне «ВВ+» по версии Standard&Poor's и «Вa2» по версии Moody's, а FitchRA даже повысило с «ВВ» на «ВВ+».
В то же время рейтинги многих субъектов РФ и муниципальных образований, включая Москву, были понижены, в ряде случаев даже несмотря на отсутствие видимых рисков ухудшения финансового состояния и внушительные бюджетные показатели.
Среди позитивных факторов, влияющих на оценку кредитного рейтинга Красноярского края, агентствами отмечены ликвидность, отсутствие прямого долга, «взвешенная и продуманная финансовая политика менеджмента… заметно лучше, чем в других сопоставимых регионах» (S&P) и стабильно сильная экономика.
«Приземление» инвестиций
Несколько уступая в последние три года в темпах роста валового продукта (по преимуществу за счет сектора услуг), Красноярский край имел более высокий, чем в среднем по стране, индекс промышленного производства. В 2008 году темпы роста промпроизводства в регионе были вдвое выше общероссийских: 4,3% против 2,1%, а по итогам 9 месяцев 2009 года продемонстрировали существенно меньший спад: 9,2% против 13,5%.
Драйвером роста была политика региональных властей, ориентированная на реиндустриализацию, развитие инфраструктуры и привлечение инвестиций. Была выработана единая система господдержки инвестиционной деятельности, включающая как финансовые (ряд налоговых льгот, субсидирование части лизинговых платежей и процентных платежей по кредитам), так и нормативно-правовые аспекты.
В результате по динамике инвестиций в основной капитал в последние пять лет (за исключением 2007 года) — средние темпы роста превышали 20%, край входил в число лидеров, «приземляя» на своей территории более половины всех инвестиций Сибирского федерального округа. В 2008 году на его долю пришлось 52% инвестиций Сибири, и в 2009–2010 годах, по прогнозам минфина, эта цифра не должна сократиться:
«В расходной части бюджета 2010 года мы с особым вниманием отнеслись к инвестиционной составляющей, — отметил г-н Котюков. — Все элементы государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории края в бюджете сохранены, появился даже новый закон, предоставляющий льготы по налогу на имущество, созданное в процессе реализации инвестиционных проектов».
Объем инвестиционного фонда в 2010 году превысил 2 млрд рублей. Это прямые расходы бюджета на финансирование участия региона в частно-государственных проектах, в число которых входят одни из самых капиталоемких проектов современной России: комплексное развитие Нижнего Приангарья, развитие Красноярской агломерации и природного парка «Ергаки».
Серьезные средства, подчеркивают в минфине, заложены и на строительство социальных объектов. В целом доля расходов капитального характера превышает 10% — это больше, чем в бюджетах 2009-го и даже профицитного 2008 года
Долгие долги
Стоит отметить, что благоприятные прогнозы рейтинговых агентств в отношении кредитоспособности края в значительной степени основывались на перспективе увеличения и диверсификации доходной базы края за счет введения в эксплуатацию крупных инвестпроектов.
Первым стал запуск в августе прошлого года Ванкорского месторождения. Как сообщили «Советнику» в минфине, именно это позволило краю не снизить в 2009 году объем ВРП, а в 2010 году за счет этого проекта ожидается рост ВРП и промышленного производства на уровне 6%. Плановые поступления «Ванкорнефти» в бюджете нынешнего года составляют порядка 11 млрд рублей.
Во второй половине года обозначился еще ряд позитивных процессов. Уровень зарегистрированной безработицы по итогам 9 месяцев оказался ниже, чем в среднем по РФ и СФО, — 2,5%. Однако рассчитывать на скорое восстановление докризисной динамики экономического роста не приходится. Наиболее вероятным как для края, так и для страны остается U-образный сценарий выхода из кризиса, долгий и тяжелый, с возвращением отнюдь не в ту же ситуацию «пузырящегося» подъема.
Во всяком случае, в краевом минфине пока не видят «никаких дополнительных оснований для повышенного оптимизма в оценке будущих доходов». Цены на цветные металлы несколько выше, чем те, что заложены в бюджете, однако и курс доллара существенно ниже обозначенных 34 рублей.
И если предыдущие займы погашались за счет растущих бюджетных поступлений, то бюджеты ближайших трех лет будут дефицитными, и для покрытия расходных обязательств, в том числе по обслуживанию госдолга, край планирует привлекать средства на рынке.
«В 2009 году дефицит бюджета составил 11,9 миллиарда рублей. В бюджете 2010 года был заложен дефицит 11,6 миллиарда. Не подняв транспортный налог, мы увеличили его еще на 150 миллионов рублей. На 14 миллиардов край будет размещать облигационный заем. 3 миллиарда пойдут на погашение 30% займа, размещенного в 2009 году, 11 миллиардов — на покрытие дефицита в 2010 году. В 2011 и 2012 годах также планируются займы. Край будет наращивать государственный долг, но дефицит бюджета все время будет уменьшаться», — рассказал Михаил Котюков.
Догонять дороже
Бюджет 2010 года утвержден с дефицитом в 13,5%. Проект трехлетнего бюджета предполагает его снижение к 2012 году до 5%. В первую очередь за счет «очень консервативной политики по формированию бюджетных расходов».
Судя по предварительным итогам очередного такта рейтинговых процедур, такая политика оценивается агентствами как сбалансированная. Во всяком случае в декабре 2009 года Красноярский край получил подтверждение своих кредитных рейтингов от всех рейтинговых агентств «большой тройки». Однако S&P изменило прогноз кредитоспособности региона со «стабильного» на «негативный», указав как раз на риски наращивания государственного долга и, соответственно, наращивания расходов на его обслуживание.
«Это действительно очень большие расходы — в трехлетнем бюджете более 8 миллиардов рублей только процентные платежи, — подтверждает Михаил Котюков. — Но в заключении агентства сказано, что возможно восстановление прогноза с «негативного» на «стабильный», если краю удастся провести программу сдерживания расходов, что при утверждении бюджета 2010 года краю в значительной степени удалось. Бюджет-2010 хорошо сбалансирован в расходной части».
При поступлении дополнительных средств Правительство готово вернуться к вопросу повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, финансированию новых объектов капитального строительства и ряда других статей, указанных в рекомендациях Законодательного Собрания.
«Но мы отчетливо понимаем, что практика наращивания государственного долга не может длиться продолжительное время. Это вынужденная мера, которая позволила нам поддержать уровень расходов на базовых значениях, хотя оптимизация прошла достаточно серьезная. Уровень дефицита, который сейчас утвержден, наверное, должен быть оптимальным показателем. И при каждой корректировке бюджета мы должны будем отвечать на вопрос: на что мы направляем дополнительные средства — на финансирование новых статей или уменьшение дефицита и связанной с ним долговой нагрузки, каковы наши приоритеты?»
Впрочем, некоторые приоритеты исполнительной властью уже озвучены и, судя по всему, не подвергнутся пересмотру. Это поддержка инвестиционной активности, вложения в модернизацию экономики (так, госзаказ в рамках краевого Фонда поддержки научных исследований в сравнении с 2009 годом увеличен вдвое — до 120 млн рублей, из них 50 млн выделено на поддержку проектов молодых ученых) и капитальные расходы.
«Мы сохранили в бюджете не только финансирование социальных гарантий, но и программы развития, — акцентирует Михаил Котюков. — Бюджет развития достаточно приличный. И мы возвращаемся к практике заимствований в том числе для того, чтобы их финансировать. Регион или государство, которые не строят, не развиваются. Практика показывает, что наверстывать это потом — и дольше, и дороже».
Текст: Татьяна ЧАБАН
Фото: Эдуард КАРПЕЙКИН
Журнал «Советник. Грамотное управление»