статья

Пойман — не вор

Объем магазинных краж бьет рекорды

Начиная с прошлого года в супермаркетах по всему миру за вынесенный товар стали рассчитываться всё реже. Такой внезапный и резкий рост краж участники рынка связывают с кризисом: многие покупатели оказа­лись не в силах отказаться от своих гастрономических привычек.

По сообщению британского Центра исследований розничной торговли (CRR), в России в 2009 г. количество потерь от магазинных краж составило более 90 млрд руб. Это при том, что раньше данный показатель не превышал 30 млрд руб. За девять месяцев этого года общий объем потерь от воровства уже составил 84 млрд руб. — на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Красноярские розничные сети не оказались исключением, количество «забывших» рассчитаться в них тоже растет, а компенсация потерь ложится на плечи честных покупателей.

«Сделать ноги» из маркета
Покупатели изобретают все новые способы, чтобы обмануть магазин Tobias Regell

«Женщина как-то пыталась спрятать у себя под юбкой живого леща, — рассказал ДЕЛА.ru охранник одного из гипермаркетов „О′кей“. — Но на выходе рыба начала биться. Так даму и поймали. Вообще же, сейчас тащат все подряд — от конфет до пароварок».

По данным пресс-службы вневедомственной охраны Красноярска, за 2010 г. раскрыто 229 краж и 39 грабежей в магазинах. Эксперты считают, что это только четверть всех пойманных, так что в столице края таких преступных деяний за год почти тысяча.

Ритейлеры уверяют — воровать стали больше с 2008 г., причем люди абсолютно разного достатка. Еще одна тенденция: на дело идут целыми семьями. Так, в «Командоре» на Судостроительной супруги с грудным ребенком пытались вынести три бутылки коньяка «Хеннеси» на общую сумму более 6,5 тыс. руб. Глава семейства спрятал выпивку под дубленку и прикрылся ребенком, однако сотрудники охраны его задержали на выходе благодаря камерам слежения.

Но помимо примитивного — спрятать товар под одеждой и, приблизившись к выходу, просто «сделать ноги», покупатели используют более изобретательные способы.

Например, распространилась «мода» дополнять продуктами уже завешанные пакеты. В некоторых городах России в супермаркетах принимают меры — кассы оборудуют весами, красноярские ритейлеры пока не спешат внедрять данное новшество. По словам охраны сети «Красный яр», «довеском» в основном грешат пенсионеры. А вот среди молодежи распространен другой способ.

«Часто подросткам довольно ловко удается поменять штрихкод, — рассказывает сотрудник пресс-группы Управления вневедомственной охраны Александра Тауберт. — К примеру, студент берет сыр весом 500 гр., а потом переклеивает на него штрихкод от куска в 200 гр., и так обеспечивает себе неплохую «скидку».

Подменить штрих-код
Подростки часто просто переклеивают штрихкод fabrye

Некоторые покупатели поступают еще хитрее, вытряхивая из упаковки дешевые конфеты и наполняя ее, скажем, «Ферреро Роше». Кассиры достаточно редко замечают подмену, особенно в «часы пик». Если же всё-таки такое произошло, то продавец лишь сообщает покупателю, что вес не соответствует цене, и откладывает товар в сторону. Охранника в этом случае не вызывают. Его зовут тогда, когда покупатель начинает скандалить по поводу отобранного у него товара. А в комнату для осмотра посетителя магазина при­глашают только в том случае, если наблюдатель точно увидел, что покупатель спря­тал у себя под одеждой неоплаченную вещь.

«Служба контроля наших супермаркетов работает крайне деликатно, — отмечает бренд-менеджер сети „Командор“ Юлия Мансурова. — Таким образом, чтобы не доставить ни малейшего дискомфорта нашим покупателям».

Охранник одного из супермаркетов «Красный яр» Дмитрий Романов добавляет:

«Редко обращаем внимание, если покупатель стибрил какую-то незначительную вещь — шоколадку или жвачку. Еще закрываем глаза на старушек, которые суют под пальто батон хлеба или пакет с молоком».

Первое, что предлагают сделать пойманному с поличным покупателю — рассчитаться за товар, вынесенный из зала. Большинство, по словам ритейлеров, рассчитывается.

Есть, правда, категория несунов, которые, даже попавшись, нагло все отрицают, утверждая, что товар им подкинули. К таким сразу вызывают участковых, которые занимаются оформлением мелких краж. Эти «оформленные» и формируют статистику.

Примечательно, что с наступлением кризиса пристрастия «несунов» изменились, и если раньше крали в основном дорогие продукты и спиртные напитки, то сейчас берут все подряд, да и контингент очень разный.

«Можно сказать, что наш типичный покупатель, „забывший“ рассчитаться за товар на кассе — это вполне обычный, ничем не выделяющийся человек, — рассказывает Юлия Мансурова. — В равной степени такой „забывчивостью“ страдают мужчины и женщины, причем, как правило, причины своих действий не могут объяснить. Лишь незначительная часть наших покупателей прихватывают с собой что-то ради дальнейшей перепродажи».

Дополнительное охранное оборудование
Дополнительное охранное оборудование, к сожалению, не помогает

Обеспокоенные хозяева розничных сетей принялись закупать дополнительное охранное оборудование. Только это не помогло.

«Несмотря на то, что всех своих покупателей мы знаем поименно, — делится Альберт Чиров, начальник службы безопасности торгового центра „Метро“, войти в который можно только по специальной карте, — у нас тоже воруют. Приспособились срезать электронные метки. Пластмассовые клипсы на одежде откусывают кусачками прямо в примерочной. Туда же видеокамеру не поставишь. Воришки надевают на себя новую вещь, а свою старую вешают в зале».

В теории укравший в магазине ничем не отличается от любого другого преступника, и наказание для него предусмотрено по ч. 1 ст. 158 УК РФ («Кража»). Минимальная санкция — штраф до 80 тыс. руб., максимальная — 2 года колонии. На практике все несколько иначе.

«Для возбуждения уголовного дела одного вызова милиции и составления протокола недостаточно, — рассказал ДЕЛА.ru участковый Алексей Свиридов. — Чтобы дело имело перспективу, магазин должен написать заявление и выделить представителя на время следствия и суда. Кроме того, уголовное дело не возбуждается, если стоимость украденного не превышает 1000 руб. До 1000 руб. предусматривается административная ответственность».

«Есть мнение, что именно в этом причина роста количества магазинных краж, — считает юрист компании „Адвокатъ“ Надежда Солдатова. — В 2008 г. вступили в действия поправки в ст. 3.5 и 7.27 КоАП РФ, согласно которым мелким хищением стало считаться имущество стоимостью до 1000 руб., тогда как до этого в законе оговаривалось 100 руб. За мелкое хищение виновное лицо привлекается к административной, а не к уголовной ответственности. Наказание — штраф в размере пятикратной стоимости украденного имущества».

Бесполезно всё отрицать
Милицию вызывают, когда воришка всё отрицает

То есть, даже если кража очевидна, но покупатель все отрицает, то в худшем случае придется в пятикратном размере заплатить за вынесенный товар. Супермаркеты неохотно пишут заявления и еще неохотнее выделяют представителя. Легче просто махнуть рукой. Таким образом, по словам сотрудников вневедомственной охраны, из-за пассивности магазинов больше половины дел разваливаются на первых же стадиях.

Проигрывают от этого только клиенты торговых сетей. Ведь убытки от воровства, а также расходы на усиление мер безопасности ложатся на плечи честных покупателей.

По оценкам экспертов, только в этом году владельцы розничных сетей увеличили рас­ходы по этой статье на 30%. Понятно, что все заложено в цену товара, в связи с чем розничные цены в магазинах выросли. Участники рынка говорят — в крупных торговых сетях за счет расходов на безопасность они поднялись примерно на 5%, в мелких сетях — на 8%.

Больше всего воруют в США

По данным британского Центра исследований розничной торговли (CRR), Россия относится к странам с весьма умеренным уровнем воровства в секторе торговли. Ее потери составляют всего 1,6% от общего оборота.

Лидирует по этому показа­телю Индия, потери которой превышают 2,7% оборота. Далее следуют Бразилия и Марокко. Самыми честными оказались покупатели в Гонконге и на Тайване. В этих странах воруют менее 0,7% от оборота. Даже в Австрии крадут больше — 0,9%.

В абсолютных же цифрах пальму воровского первенства держат США, где воруют в 13 раз больше, чем в России. Потери в секторе розничной торговли США в прош­лом году составили 39 млрд долларов. Расходы на безопасность в супермаркетах мира в текущем году выросли по сравнению с 2009 г. на 9,7% и составили 26,8 млрд долларов.

Анна Тимофеева
ДЕЛА.ru

© ДЕЛА.ru

 

новости

АО «КрасЭКо» запустило новые «термороботы»

АО «КрасЭКо» запустило новые «термороботы»В Большемуртинском районе Красноярского края появились новые автоматизированные блочные модульные котельные «Терморобот» …

 
Dела.ru

Сайт Красноярска
деловые новости

© ООО «Дела.ру»