Заявление Михаила Прохорова о намерении участвовать в предстоящих президентских выборах, вероятно, станет главным политическим событием недели.
У миллиардера нет законных механизмов для выдвижения на пост президента
В своем блоге миллиардер обозначил этот шаг как «самое серьезное событие в своей жизни» и сообщил, что в ближайшее время будут объявлены места сбора подписей в его поддержку. Далее Прохоров изложил мотивы своего решения — получилось нечто вроде чернового плана политической программы.
К этому в высшей степени оригинальному документу есть смысл вернуться, предварительно сделав несколько оговорок, важных для всего сюжета. К примеру, выясняется, что законных (да и фактических) механизмов для выдвижения своей кандидатуры у бывшего лидера «Правого дела» почти нет.
«Господин Прохоров не пояснил, каким образом он собирается регистрировать свою кандидатуру, — сообщил в интервью изданию „Свободная пресса“ московский политолог Дмитрий Орешкин. — Если он собирается идти как независимый кандидат, то пароход ушел. По закону он должен представить ходатайство от 500 граждан в свою поддержку. За пять дней до проведения собрания группы избирателей кандидат должен известить ЦИК о месте и времени его проведения. А крайний срок сдачи в ЦИК первого ходатайства этого собрания — 15 декабря. Центризбирком — по закону — должен знать о проведении собрания, чтобы послать на него своего представителя и контролировать ход. Получается, последний срок уведомления, что господин Прохоров намерен выдвигаться как независимый кандидат и его поддерживают 500 граждан, истек 10 декабря».
Но даже если допустить, что Прохоров уже уведомил ЦИК (точной информации об этом пока нет), ему придется до 16 января собрать 2 млн подписей. По мнению Орешкина, это дело почти невозможное, особенно если учесть, что полмесяца уйдет на новогодние каникулы.
Второй вариант — выдвинуться от какой-либо партии — также почти нереален, поскольку у каждой из них есть готовый кандидат. А возвращение в «Правое дело» — вообще из области ненаучной фантастики.
Вместе с тем трудно предположить, что один из крупнейших бизнесменов страны хочет сам поставить себя в, мягко говоря, неловкое политическое положение во второй раз (большинство экспертов именно так оценили итог его развода с «ПД»). Поэтому остается третий сценарий: прежде чем сделать заявление, Прохоров получил «добро» от Кремля на свое выдвижение.
Кстати, общее содержание большинства комментариев, полученных «по горячим следам», сводится к тому, что Михаилу Дмитриевичу в президентских выборах предназначена примерно та же роль, что была запланирована в выборах парламентских — придать всему действу внешние признаки реальной демократии и отвести наветы в их предопределенности. Реального лидера оппозиции в нем не видят.
Кремль не видит в Прохорове реального
лидера оппозиции
По большому счету, это подтверждают и заметки самого Прохорова, в которых он высказывает свой вариант ответа на сакральный русский вопрос «Что делать?».
Общее содержание «политического черновика» исходит из того, что после прокатившихся по городам протестных митингов страна стала другой — общество развивается быстрее власти, которая, в свою очередь, усугубляет собственное положение неадекватным изложением протестов на официальных телеканалах и вообще топчется на месте. Чтобы избежать худшего (поскольку любая революция — зло), нужно: а) в каждом крупном городе организовать что-то вроде Гайд-парка, где любой сможет высказать свое мнение; б) срочно реформировать правящую партию.
Для реализации последнего пункта требуется, чтобы Дмитрий Медведев, шедший первым номером в списке победившей «ЕР», возглавил парламент, которому предназначена роль «места для дискуссий», а Путин в соответствии с Конституцией стал и.о. президента. В этом случае ВВП получает полномочия, соответствующие его реальному рейтингу, и создает условия для честных выборов главы государства: снижает объем подписей в 10 раз, дает возможность выдвигать кандидатов не только парламентским партиям, но и общественным организациям и блокам, что в итоге, как говорит Прохоров, «откроет мощный политический и социальный лифт, ощущение справедливости и правильности действий власти, даст победившему кандидату политический ресурс на проведение реформ и формирование нового правительства доверия».
После президентских выборов следует реформировать политическую систему по рецептам, изложенным в манифесте «Правого дела», а если народ будет недоволен, организовать досрочные выборы в Госдуму. Все это должен сделать новый (старый) Путин, который, по Прохорову ,«единственный, кто хоть как-то управляет этой неэффективной государственной машиной».
Комментариев, видимо, не требуется. Примечательно, что после приснопамятного скандала с «Правым делом» именно деятели правого толка особенно яростно говорили о том, что ПД — чисто кремлевский проект.
Между тем Прохоров — фигура более чем заметная, и вряд ли можно просто так сбросить миллиардера с политических счетов.
«Прохоров сделал серьезное заявление, и замечательно, что он хочет участвовать в президентской гонке, — сказал ДЕЛА.ru политолог Виктор Потуремский. — В организационном плане это очень серьезная фигура, и я не вижу угроз тому, чтобы он стал кандидатом. Думаю, и на выборах он будет выглядеть хорошо. Прогнозировать результаты не буду, но, бесспорно, у Прохорова есть электоральная база, и он может набрать серьезный процент. Короткое руководство „Правым делом“ позволяет считать, что у него хороший потенциал».
Напомним, что в конце сентября читательская аудитория сайта ДЕЛА.ru, отвечая на вопрос «Кто теперь Михаил Прохоров — «политический труп» или «надежда России» — большинством голосов выбрала первый вариант ответа. А согласно майскому опросу голосовать за Прохорова-президента намеревался 41%.
Интересен миллиардер с краевой пропиской и «левым» политикам. «Прохоров оказался серьезной фигурой, — считает депутат ЗС Олег Пащенко. — После его распятия, битья (в истории с „Правым делом“. — А.Г.) он быстро восстановился. При этом Прохоров нужен как выразитель интересов примерно половины процента населения, а для нас, людей „левого“ спектра, представителей социалистического направления, он и его сподвижники нужны как цель, мишень для поражения — психологического, естественно, а не физического.
Нам нужен не враг — врагов вообще не надо искать, — а оппонент, взвешенный, серьезный, без истерик, без фиги в кармане. А Прохоров — открытый, откровенный человек и в этом смысле похож на норильчанина или красноярца. Не зря он прописан в крае, и будет хорошо, если его зарегистрируют.
Но итог все равно будет плачевный: он не наберет двух миллионов подписей, обязательно найдут полмиллиона фальшивых. Путину же он нужен как фон; кроме Зюганова, Миронова и Жириновского ему необходим человек, который оттенил бы путинскую респектабельность и социалистичность. Нужно донести до народа простую мысль: не хотите меня — получите Прохорова».
Александр Григоренко
ДЕЛА.ru