Коридоры офисов пока еще по-летнему пусты, но в тиши кабинетов уже началась подготовка к очередному деловому сезону. В преддверии нового бизнес-года любая компания пытается примерить на себя роль медиума и вглядеться в будущее, то есть приступает к ежегодному бизнес-планированию. Что следует учитывать при этом и к каким сюрпризам готовиться?
Кто не рискует, тот планирует
Качественный бизнес-план не только поддерживает производство, но и помогает нарастить прибыль, просчитать риски: внутренние и неконтролируемые внешние, такие как кульбиты законодательства или промыслы небесной канцелярии. «Сегодня ведение бизнеса невозможно без стратегического планирования, — считает финансовый директор группы компаний „Командор“ Вячеслав Долиденок. — Огромное значение оно имеет и для выстраивания отношений с финансовыми партнерами».
Планированием своей деятельности крупные компании начинают заниматься в августе. Именно к этому времени становятся известны результаты работы за I полугодие, государство доводит до всеобщего сведения прогнозные макроэкономические показатели и уже ясны грядущие изменения в законах.
«Впрочем, на самом деле к планированию нужно приступать еще раньше — в мае. Первые шаги — это создание внутренних регламентов планирования, формирование производственной программы. Ориентироваться на макроэкономические показатели, конечно, нужно, но часто собственный опыт и интуиция дают более точные прогнозы», — рассказывает финансовый директор ЗАО «Золотодобывающая компания «Полюс» Александр Бабушкин.
Одна из обязательных частей любого бизнесплана — план доходов и расходов на год. К главным расходным статьям компании относятся материалы и услуги, налоги и зарплата сотрудников; к ним добавляются менее крупные, но существенные траты на аренду, ремонты, сотовую связь и прочие необходимые вещи. Естественно, отраслевые особенности накладывают свой отпечаток на бюджеты компаний, но есть общие моменты, на которые стоит обратить внимание любой структуре: от кухни, выпекающей пирожки, до крупного холдинга.
Капризы валютные и небесные
Как планируются расходы на материалы? Если предприятие осуществляет поставку сырья или оборудования по импорту, особое значение имеет прогноз курса валют. Ориентироваться необходимо как на прогнозы ЦМАКП, так и на данные ведущих банков страны. Впрочем, как показывает практика, ошибки всегда имеют место. «Здесь компании вступают на зыбкую почву, — отмечает Александр Бабушкин, — поскольку никакие математические выкладки и выписывание трендов не влияют на поведение доллара». Вот и в начале августа он непредсказуемо свалился ниже отметки в 30 рублей. Так же сложно прогнозировать любые маневры юаня, иены и евро.
Следующий опорный момент — инфляция. Для начала все смотрят на официальный прогноз: 5,5–7% к концу года. Как обычно, никто в эти цифры не верит, тем более что оптимизм на этот счет успели подпалить бушующие в европейской части страны пожары и засуха. Так что компании изобретают свои повышающие коэффициенты, чтобы выйти на общий «рубеж» в более близкие к истине 15–20%. «При прогнозе инфляционной составляющей правильнее применять дифференцированный подход. Ведь инфляция в разных отраслях разная, так же как и в регионах», — подчеркивает Александр Бабушкин.
Весомые строчки в расходах по услугам займет «коммуналка». Тут придется перейти к одной из самых туманных сфер прогнозирования — метеорологической. Как известно, человечество со всей его электроникой до сих пор не научилось точно предсказывать погоду. Но раз синоптики бессильны, то здесь сам бог велел рисовать прогнозы на основе народных примет. И многие компании всерьез ориентируются, например, на поведение пчел и урожай меда. Вот и получается, что бизнес-планирование сегодня — непостижимый симбиоз математического моделирования с самым настоящим шаманством. Это могло бы вызвать улыбку, если бы за каждым шагом не стояли реальные деньги. В преддверии зимы угольщики и газовики готовы просчитывать даже приметы, чтобы оценить объемы реализации своей продукции.
Кадры забирают все
Какую отрасль ни возьми, главная статья расхода связана с оплатой труда работников. Ее явно придется повышать в связи с объявленным окончанием кризиса. Плюс надбавка на инфляцию и прожиточный минимум, который, как известно, тоже не стоит на месте. Итого получается примерно 15% сверху.
Но главный подарок государство положит всем компаниям страны под новогоднюю елочку: привычные 26% налоговых отчислений 1 января превратятся в 34. Отмена ЕСН с 2011-го заработает в полную силу — размеры взносов в страховые организации для большинства хозяйствующих субъектов в январе вырастут более чем на треть. А малые предприятия, работающие по «упрощенке», ждет повышение налоговых отчислений аж вдвое, с 14 до 28%.
Планируя расходы на персонал, нельзя забывать и про социальные программы. В связи опять-таки с выходом из кризиса предприятиям придется возвращать социальные льготы, развлекательные мероприятия, добровольное медицинское страхование сотрудников и прочие радости, которые имеют немаленькую цену.
Биллу Гейтсу и дорожному фонду
Есть и другие не менее важные статьи расхода. Вопервых, амортизационные траты. Тут никаких сюрпризов не ожидается. Зато во-вторых — это зачастую «в-новых»: фирмам придется платить деньги за необязательные раньше лицензирование и сертификацию. «Политика государства в области использования программного обеспечения становится все жестче, — подчеркивает Александр Бабушкин. — Так что следует продумать и лицензионные расходы. Серьезные компании давно озаботились этим и полностью работают на лицензионном продукте».
Для строительных, изыскательских, аудиторских и многих других компаний добавляется необходимость вступления или продолжения членства в СРО — а значит, расставания с весомыми суммами. Кстати, бюджеты СРО тоже растут, что не может не сказаться на размерах членских взносов.
В-третьих, остается увесистая статья расходов на сотовую связь. В-четвертых — хозяйственные расходы, в-пятых — траты на аренду. А в-шестых — расходы на автотранспорт. Государство правой рукой в два раза уменьшило транспортный налог, зато левую ла... руку наложило на топливные акцизы, которые с 2011 года вырастут на рубль. Так что с учетом инфляции можно планировать траты на ГСМ как минимум с 15-процентной надбавкой. На прочий транспорт тоже придется набросить: сниженные в кризис тарифы авиакомпаний снова воспаряют в небеса. Все вместе это, конечно, приведет к росту расходного бюджета, который и так по сравнению с прошлым годом уже явно прибавил в весе.
Собранные в августе данные пойдут в обработку к экономистам, в сентябре их выкладки прочитает руководство, в октябре начнутся утверждения бизнес-планов, которые переживут к этому времени уже по 2–3 пересчета с поправками на вновь объявленные курсы валют, инфляцию и тарифы госмонополий. И к ноябрю наконец родится главный стратегический документ компании — бизнес-план следующего года.
Желаем всем удачного планирования.
Вячеслав Долиденок,
финансовый директор группы компаний «Командор»:
— Наша компания занимается бизнес-планированием с самого начала активной деятельности. И, как показывает опыт, прогнозы, которые мы делаем на перспективу, в основном совпадают с реальностью. Часто бывает и так, что в жизни все оказывается даже оптимистичнее наших представлений.
текст: Татьяна Алёшина
фото: Марат Винский
Журнал «Советник. Грамотное управление»